ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 730015-02-2023-000124-79 от 30.06.2023 Новоспасского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2-1113/2023

УИД № 73RS0015-02-2023-000124-79

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 30 июня 2023 года

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Костычевой Л.И.,

при секретаре ФИО3,

ст. помощника прокурора Кузоватовского района Ульяновской области Федякина А.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Кузоватовская районная больница» о возложении обязанности оборудовать объекты здравоохранения системами видеонаблюдения

установил:

Прокурор Кузоватовского района обратился в суд с уточненным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Кузоватовская районная больница» о возложении обязанности оборудовать объекты здравоохранения – 3 офиса врачей общей практики и 12 ФАПов системами видеонаблюдения.

В обоснование заявленных требований истец ссылаясь на законодательство о противодействии терроризму, и исходил из того, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что 3 офиса врачей общей практики в с. Коромывсловка, с. Еделево, с. Спешневка, а также 12 фельдшерско-акушерских пунктов в с. Безводовка, с. Волынщина, с. Студенец, с Приволье, с. Томылово, п. Первомайский, с. Чертановка, с. Чириково, с. Кивать, с. Смышляевка, с. Кузоватово, с. Баевка входят в структуру ГУЗ «Кузоватовская РБ», основной целью которого является оказание медицинской помощи на территории Кузоватовского района. Все указанные объекты здравоохранения, в нарушении п.п. «б» п.16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства здравоохранения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8 (далее Требования), не оборудованы системами видеонаблюдения. Поскольку нежилые помещения по указанным адресам переданы ответчику на праве безвозмездного пользования, следовательно, он является правообладателем указанных объектов и обязан осуществлять мероприятия по их антитеррористической защищенности, в частности обеспечить установку систем видеонаблюдения.

Ранее 20.04.2022 в адрес главного врача ГУЗ «Кузоватовская РБ» было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в области антитеррористической защищенности объектов здравоохранения. До настоящего времени меры на устранение нарушений не приняты.

В связи с чем, согласно п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском и просит: признать незаконным бездействие ГУЗ «Кузоватовская районная больница», выразившееся в необорудовании 3 офисов врачей общей практики и 12 фельдшерско-акушерских пунктов системами видеонаблюдения, позволяющими обеспечивать непрерывное видеонаблюдение, позволяющего обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца и возложении обязанности оборудовать объекты здравоохранения – 3 офиса врачей общей практики в с. Коромывсловка, с. Еделево, с. Спешневка и 12 фельдшерско-акушерских пунктов в с. Безводовка, с. Волынщина, с. Студенец, с Приволье, с. Томылово, п. Первомайский, с. Чертановка, с. Чириково, с. Кивать, с. Смышляевка, с. Кузоватово, с. Баевка системами видеонаблюдения, позволяющими обеспечивать непрерывное видеонаблюдение, позволяющего обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.

Определением суда от 30.06.2023 производство по делу было прекращено в части отказа от заявленных исковых требований.

Представитель истца, ст. помощник прокурора Кузоватовского района Ульяновской области Федякин А.В. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме. Привел доводы, аналогичные изложенным в иске. С учетом необходимости решения вопроса о выделении финансирования на устранение указанных нарушений, просил установить срок исполнения в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика ГУЗ «Кузоватовская РБ» Боброва Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. При этом не оспаривала, что согласно требований закона имеется необходимость в установлении систем видеонаблюдения на объектах здравоохранения. При изготовлении паспортов безопасности объектов было рекомендовано установить системы видеонаблюдение. После направления прокуратурой представления об устранении нарушений, она обращалась с письмами о выделении дополнительного финансирования, но вопрос не был решен. Финансирование ГУЗ «Кузоватовская РБ» осуществляется из источников: от собственных платных услуг, из областного бюджета, целевых субсидий и ОМС. На 2023 год денежных средств выделено по всем статьям меньше по сравнению с 2022 годом. На оборудование 3 офисов и 12 ФАПов системами видеонаблюдения необходимо около 3 млн. руб. За счет собственных средств, без выделения субсидий и средств областного бюджета, выполнить указанные работы невозможно. Просила учесть, что на 2024-2025 годы запланировано строительство 4 ФАПов, в ходе которого будет предусмотрена установка видеонаблюдения это: в с. Стоговка, с. Чириково, с. Студец, с. Приволье. Все офисы и ФАПы находятся в пользовании ГУЗ «Кузоватовская РБ» и переданы по договорам на праве оперативного управления либо постоянного бессрочного пользования. Часть объектов расположены в зданиях администрации, поэтому считает установлении системы видеонаблюдения в таких ФАПАх только за счет ГУЗ «Кузоватовская РБ» необоснованно.

Представитель Третьего лица Администрации муниципального образования «Кузоватовский район» в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, решение оставляют на усмотрение суда.

Привлеченные к участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований Министерство здравоохранения Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ходатайства об отложении судебного разбирательства не поступало.

В письменном отзыве №315 от 31.05.2023 представитель Министерства здравоохранения Ульяновской области указал, что ГУЗ «Кузоватовская РБ» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс и доходы от: средств ОМС, бюджетное финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент и доход от предпринимательской деятельности. Министерство является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории области государственное управление в сфере охраны здоровья. Согласно п. 1.6 Положения «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области. Министерство в рамках выделенных денежных средств, получает и распределяет средства областного бюджета, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области 2023 года является дефицитным. Министерство согласно ст. 161 ч.11 Бюджетного кодекса РФ является казенным учреждением и может потратить денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области. Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнять возложенные на него функции. В связи с чем, считают надлежащим ответчиком по делу является ГУЗ «Кузоватовская РБ». В соответствие со ст. 167 ч.5 ГПК РФ просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В представленных представителем Правительства Ульяновской области пояснениях от 30.06.2023 указано, что Правительство Ульяновской области в соответствии с законом Ульяновской области от 17.11.2016 №164-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» является высшим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, это коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти Ульяновской области. Положения закона устанавливают, что Правительство Ульяновской области распределяет функции между органами исполнительной власти Ульяновской области, утверждает положения об органах исполнительной власти Ульяновской области, тем самым определяет уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ в той или иной сфере правоотношений.

Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории области государственное управление в сфере охраны здоровья.

ГУЗ «Кузоватовская РБ» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс и доходы от: средств ОМС, бюджетное финансирование, которое в настоящее время имеет низкий процент и доход от предпринимательской деятельности.

Финансовое обеспечение деятельности Министерства здравоохранения Ульяновской области осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области. Министерство в рамках выделенных денежных средств, получает и распределяет средства областного бюджета, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет Ульяновской области 2023 года является дефицитным. Министерство согласно ст. 161 ч.11 Бюджетного кодекса РФ является казенным учреждением и может потратить денежные средства, выделяемые из казны Ульяновской области. Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнять возложенные на него функции. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Ульяновской области.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя истца пом. прокурора Кузоватовского района Ульяновской области Федякина А.В., представителя ответчика ГУЗ «Кузоватовская районная больница» Боброву Н.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу части 13 статьи 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях медицинских организаций должны быть приняты меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

При этом медицинские учреждения и аптеки руководствуются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минздрава.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - Требований) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются (п. 2 Требований):

- Минздрав, ФМБА, Росздравнадзор, ФФОМС, подведомственные им организации;

- минздравы субъектов РФ и подведомственные им организации, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

- иные организации, которые занимаются медицинской и фармацевтической деятельностью и являются правообладателями объектов (территорий).

Таким образом, антитеррористические Требования обязаны выполнять теперь и те медицинские учреждения, которые занимают часть здания с отдельным входом.

Согласно пункту 5 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.

Все объекты разделены на четыре категории с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (п. 12 Требований).

В соответствии с пунктом 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются, в частности, следующие мероприятия:

- определение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

- оборудование системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее месяца;

- поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

- организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Росгвардии, МВД по вопросам противодействия терроризму;

- разработка порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей (пациентов) в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;

- обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с п. 1.5 Устава ГУЗ «Кузоватовская районная больница», учредителем и собственником имущества Учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя Учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области. Полномочия и функции собственника имущества Учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (т.3 л.д. 43-67).

Согласно п.1.6 Устава, учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении Учредителя и функционирующим в соответствии с законодательством РФ и настоящим Уставом. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства и финансовом органе Ульяновской области в порядке, установленном законодательством РФ.

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением Собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных ото приносящей доход деятельности. Собственник имущества Учреждения, а равно Учредитель Учреждения не несут ответственности по обязательствам собственника имущества и Учредителя Учреждения (п.1.8).

Источниками финансирования Учреждения являются: - средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направленные на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий; средства от приносящей доход деятельности, указанной в Уставе; средства территориального и федерального фондов обязательного медицинского страхования, прочие доходы (п. 4.4 Устава). Доходы, полученные Учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения (п.4.5).

В силу положений п. 1.10 Устава ГУЗ «Кузоватовская РБ» в ее состав входят, в том числе, фельдшерско-акушерские пункты, расположенные: в с. Баевка (ул. Полевая дом 14А) Кузоватовского района Ульяновской области; с. Безводовка (ул. Школьная д.12) Кузоватовского района Ульяновской области; в с. Волынщина (ул. Садовая д. 10/2) Кузоватовского района Ульяновской области; в с. Смышляевка (ул. Заречная дом 54) Кузоватовского района Ульяновской области; с. Студенец Кузоватовского района Ульяновской области; с. Чириково Кузоватовского района Ульяновской области; с. Кивать Кузоватовского района Ульяновской области; с. Томылово Кузоватовского района Ульяновской области; с. Спешневка Кузоватовского района Ульяновской области; с. Приволье Кузоватовского района Ульяновской области; с. Чертановка Кузоватовского района Ульяновской области; п. Первомайский Кузоватовского района Ульяновской области; с. Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области; с. Еделево Кузоватовского района Ульяновской области, офис врача общей практики в с. Коромысловка Кузоватовского района Ульяновской области (т.3 л.д. 45-47).

В соответствие с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц №ЮЭ9965-23-81125738 от 08.06.2023 основным видом деятельности ГУЗ «Кузоватовская районная больница» является - деятельность больничных организаций, дополнительные виды деятельности – общая врачебная практика, деятельность в области медицины, фармацевтическая деятельность (т.3 л.д. 76-109).

В ходе прокурорской проверки, проведенной прокуратурой Кузоватовского района Ульяновской области на основании решения о проведении проверки №28 от 13.04.2023 в ГУЗ «Кузоватовская районная больница» выявлены нарушения в деятельности ГУЗ «Кузоватовская районная больница» в сфере антитеррористической защищенности (т.3 л.д.138).

По результатам проверки прокуратурой было вынесено представление главному врачу ГУЗ «Кузоватовская РБ» о принятии мер к устранению выявленных нарушений п.п. «б» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства здравоохранения РФ и объектов Министерства здравоохранения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, выразившиеся в не оборудовании фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики системами видеонаблюдения, позволяющими обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (т.1 л.д.6-7).

По результатам рассмотрения представления, специалист по гражданской обороне привлечен к дисциплинарной ответственности за не принятие мер к оборудованию фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врача общей практики системами видеонаблюдения (т.1 л.д.8)

Из представленной информации на представление, подписанной гл. врачом Бобровой Н.Н. исх. №211 от 12.05.2022 следует, что по данному факту проведено служебное расследование, в ходе которого установлено, что специалистом по охране труда ФИО8 несвоевременно предоставлена информация на финансирование для установки оборудования системами видеонаблюдения фельдшерско-акушерских пунктов ГУЗ «Кузоватовская РБ», на что ему было указано. В настоящее время решается вопрос о выделении финансирования для организации и выполнения работ по оборудованию системами видеонаблюдения на объектах ГУЗ «Кузоватовская РБ», направлены письма Министру здравоохранения (т.1 л.д.9)

Вышеприведенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что Администрация ГУЗ «Кузоватовская РБ» признает факт допущенных Учреждением нарушений Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства здравоохранения РФ, выразившиеся в не оборудовании фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики системами видеонаблюдения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствие с законом Ульяновской области от 06.12.2006 №185-ЗО, в Приложении №42 в Перечень имущества, принадлежащего на праве собственности включены, в том числе, здания ФАП, принадлежащие:

- муниципальному образованию «Кузоватовский район» в с. Баевка, в с. Смышляевка, в с. Волынщина, в с. Безводовка;

- муниципальному образованию «Еделевское сельское поселение» - здание ФАП в с. Кивать;

- муниципальному образованию «Спешневское сельское поселение» здание библиотеки в с. Чертановка Кузоватовского района Ульяновской области, площадью 200 кв.м. (Согласно Паспорта безопасности ФАП в с. Чертановка расположен в здании смежном с библиотекой).

В соответствие с Выпиской из реестра муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Кузоватовский район» № 42,43 от 29.06.2023 жилой дом в п. Первомайский пер Лесной д.3А и ? доля дома по адресу: с. Томылово ул. Северная д. 5 числится в муниципальной собственности (т.3 л.д.147).

Факт регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, ? доля жилого дома в с. Томылово 14.07.2017 подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и переходе прав на основании передаточного акта № КУВИ-001/2023153414321 в муниципальную собственность (т.3 л.д.148-149). Факт нахождения ФАП в кирпичном здании, смежным с квартирой, подтверждается сведениями, изложенными в Паспорте безопасности.

На основании договора от 11.01.2010 муниципальным образованием «Кузоватовский район» Ульяновской области были переданы в безвозмездное пользование под ФАПы МУЗ «Кузоватовская центральная районная больница» нежилые помещения, фактически занимаемые ФАПами в: с. Баевка, с. Безводовка, с. Волынщина, с. Смышляевка, с. Студенец, с. Чириково, с. Кивать, с. Томылово, с. Спешневка, с. Приволье, с. Чертановка, с. Первомайск, с. Кузоватово, с. Еделево. Согласно п. 1.2, указанные помещения являются муниципальной собственностью МО «Кузоватовский район Ульяновской области. В соответствие с п. 2.2 договора МУЗ «Кузоватовская ЦРБ» приняла обязанность нести расходы с содержанием помещений, обеспечивать пожарную безопасность, а также своими силами или с привлечением третьих лиц охрану своего имущества и оборудования, расположенного в помещении. Пунктом 3.1 установлено, что договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2025 (т.3 л.д. 139-141). Сведений о расторжении данного договора, либо признании его недействительным, у суда не имеется.

Согласно письма №2448 от 15.11.2011, МО «Кузоватовский район» обратился к Губернатору – Председателю Правительства Ульяновской области с предложением о принятии в государственную собственность Ульяновской области из собственности МО «Кузоватовский район» МУЗ «Кузоватовская ЦРБ» как имущественный комплекс, в том числе земельные участки в соответствие с Перечнем недвижимого имущества, в который включены, в том числе, здания ФАП, расположенные по адресу: ул. Полевая д.14А с. Баевка, Кузоватовского района Ульяновской области; пер. Школьный д.13 в с. Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области; ул. Заречная д.54 в с. Смышляевка Кузоватовского района Ульяновской области; пер. Школьный д.3 в с. Еделево Кузоватовского района Ульяновской области; ул. Садовая д. 10/2 в с. Волынщина Кузоватовского района Ульяновской области; ул. Школьная д. 12 в с. Безводовка Кузоватовского района Ульяновской области. (т.3 л.д. 143-145)

Согласно выпискам из государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, Законом Ульяновской области № 185-ЗО от 06.12.2006 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями Ульяновской области» помещения, в которых расположены фельдшерско-акушерские пункты переданы в муниципальную собственность муниципального образования «Кузоватовский район» (правообладатель) и распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на основании договоров переданы Государственному учреждению здравоохранения «Кузоватовская районная больница» помещения под ФАПы и офисы врача общей практики на праве оперативного управления:

- в с. Баевка (ул. Полевая дом 14А) Кузоватовского района Ульяновской области, дата постановки на учет 21.11.2011, дата снятия с регистрации 06.04.2012, дата регистрации перехода права 22.01.2014 (т. 3 л.д.112-113);

- в с. Безводовка (ул. Школьная д.12) Кузоватовского района Ульяновской области, дата постановки на учет 21.11.2011, дата снятие с регистрации 06.04.2012, дата регистрации перехода права 22.01.2014 (т.3 л.д.116-117);

- в с. Волынщина (ул. Садовая д. 10/2) Кузоватовского района Ульяновской области, дата постановки на учет 18.11.2011, дата снятия с регистрации 06.04.2012, дата регистрации перехода права 22.01.2014 (т.3 л.д.110-111);

- в с. Смышляевка (ул. Заречная дом 54) Кузоватовского района Ульяновской области, дата постановки на учет 18.11.2011, дата снятия с регистрации 06.04.2012, дата регистрации перехода права 22.01.2014 (т.3 л.д.114-115);

- в с. Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области, дата постановки на учет 18.11.2011, дата снятия с регистрации 06.04.2012, дата регистрации перехода права 22.01.2014 (т.3 л.д.126-127);

- офис врача общей практики в с. Еделево Кузоватовского района Ульяновской области, дата постановки на учет 22.11.2011, дата снятия с регистрации 06.04.2012, дата регистрации перехода права 29.01.2014 (т.3 л.д.124-125).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 23.01.2014, здание офиса врача общей практики, расположенного ул. Центральная д. 33 в с. Коромысловка Кузоватовского района Ульяновской области, площадью 638,5 кв.м. зарегистрировано за ГУЗ «Кузоватовская центральная районная больница» (т.3 л.д. 137)

В соответствие с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 24.01.2022, нежилое здание – Фельдшерско-акушерский пункт на ул. Учительская в с. Кивать Кузоватовского района Ульяновской области зарегистрировано на праве оперативного управления за ГУЗ «Кузоватовская районная больница», основание – разрешение на ввод в эксплуатация от 29.12.2021 (т.3 л.д.134-136).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости №КУВИ-001/2023-155552431 от 06.06.2023 нежилое помещение в с. Спешневка Кузоватовского района Ульяновской области по ул. Центральная д.4 зарегистрировано на праве оперативного управления за ГУЗ «Кузоватовская районная больница» (т.3 л.д.150-152)

ГУЗ «Кузоватовская районная больница» проведено обследование и категорирование всех объектов, в которых расположены фельдшерско-акушерские пункты. Акты обследования подписаны и утверждены председателем комиссии по обследованию и категорированию, согласно которым фельдшерско-акушерским пунктам присвоена 4 категория. Основное функциональное назначение – оказание медико-санитарной помощи населению МО «Кузоватовский район».

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Кивать, согласованного 16.05.2023, помещение ФАП в с. Кивать расположено в отдельном здании, новое строительство, находится в собственности администрации МО Еделевское сельское поселение. Имеется отметка о передаче ГУЗ «Кузоватовская РБ» на праве безвозмездного пользования. В п. 6.2 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, указано о продолжении работы по оборудованию системой видеонаблюдения, включении в план работ на 2023-2024 годы, подготовить заявки на выделение финансирования. Кроме того дополнительно включен пункт 4 о необходимости оборудования объекта системой видеонаблюдения, в соответствие с п. 16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.1 л.д. 194-208).

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Смышляевка (ул. Заречная д. 54), утвержденного 09.09.2019, помещение ФАП расположено в отдельном одноэтажном здании, находится в собственности Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, передано ГУЗ «Кузоватовская РБ» на праве оперативного управления. В п. 6.2 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта указано на необходимость включения в план работ на 2019-2020 годы мероприятия для укрепления антитеррористической защищенности. В п.6.3 изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.1 л.д. 237-250).

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Томылово, утвержденного 09.09.2019, помещение, где расположен ФАП смежное с жилой квартирой, находится в собственности администрации МО Безводовское сельское поселение. В п. 1.2 указано о нахождении здания на правах безвозмездного пользования ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.1 л.д.47-60).

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Баевка, утвержденного 09.09.2019, помещение ФАП в с. Баевка расположено в отдельном здании, находится в собственности администрации Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, право оперативного управления передано ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.2 л.д.18-33).

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Безводовка, утвержденного 12.10.2021, помещение, ФАП в с.Безводовка расположено в отдельном здании, новое строительство, находится в собственности Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, передан на праве оперативного управления ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.2 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, указано на необходимость установления видеонаблюдения. Мероприятия для укрепления антитеррористической защищенности включить в план работ на 2021-2022 годы, подготовить заявки для выделения финансирования (т.2 л.д.153-166).

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Волынщина, утвержденного 09.09.2019, помещение, ФАП в с. Волынщина расположено в отдельном здании, находится в собственности Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, передан на праве оперативного управления ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.2 л.д. 167-181).

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Студенец, утвержденного 05.05.2019, помещение, ФАП в с. Студенец расположено в помещении смежном со служебными помещениями, находится в собственности администрации муниципального образования Безводовское сельское поселение. В п. 1.2 Акта обследования и категорирования объекта указано о передаче на праве безвозмездного пользования ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.2 л.д. 182-195).

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Чириково, утвержденного 09.09.2019, помещение ФАП в с. Чириково расположено в здании административного назначения, смежное с администрацией, почтой, магазином и библиотекой, находится в собственности администрации МО Спешневское сельское поселение. В п. 1.2 Акта обследования и категорирования объекта указано о передаче на праве безвозмездного пользования ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.1 л.д.150-163).

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Приволье, утвержденного 09.09.2019, помещение, ФАП в с. Приволье расположено в здании, смежном с администрацией, находится в собственности администрации МО Безводовское сельское поселение. В п. 1.3 Акта обследования и категорирования объекта указано о передаче на праве безвозмездного пользования ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.2 л.д. 196-210).

Согласно паспорта безопасности ФАП пос. Первомайский, утвержденного 09.09.2019, помещение, где расположен ФАП п. Первомайский расположено в здании административного назначения, смежное с административными помещениями; находится в собственности администрации МО Спешневское сельское поселение. В п. 1.2 Акта обследования и категорирования объекта указано о передаче на праве безвозмездного пользования ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.1 л.д. 76-89).

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Чертановка, утвержденного 04.09.2019, помещение ФАП с. Чертановка расположено в здании административного назначения, смежное с администрацией, клубом, библиотекой, находится в собственности администрации МО Спешневское сельское поселение. В п. 1.2 Акта обследования и категорирования объекта указано о передаче на праве безвозмездного пользования ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.1 л.д. 90-103).

Согласно паспорта безопасности ФАП с. Кузоватово, утвержденного 09.09.2019, помещение, ФАП в с. Кузоватово расположено в отдельном здании, находится в собственности Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, передан на праве оперативного управления ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.2 л.д. 1-16).

Согласно паспорта безопасности офиса врача общей практики с. Спешневка, утвержденного 09.09.2019, офис расположен в отдельном здании, находится в собственности Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. В п. 1.2 Акта обследования и категорирования объекта указано о передаче на праве оперативного управления ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.2 л.д. 122-137);

Согласно паспорта безопасности офиса врача общей практики с. Коромысловка, утвержденного 09.09.2019, офис расположен в отдельном здании, находится в собственности Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. В п. 1.2 Акта обследования и категорирования объекта указано о передаче на праве оперативного управления ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.3 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, изложено особое мнение члена комиссии: в соответствие с п.16 «б» Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, оборудовать объект (территорию) видеонаблюдением с хранением данных (т.1 л.д. 119-134);

Согласно паспорта безопасности офиса врача общей практики с. Еделево, утвержденного 12.10.2021, офис расположен в отдельном здании, новое строительство, находится в собственности Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, на основании договора передано право оперативного управления ГУЗ «Кузоватовская РБ». В п. 6.2 Мероприятий, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта в соответствии с учетом категории объекта, в п.1 указано о необходимости установления видеонаблюдения, включения данного пункта в план работ и подготовки заявки на выделение финансировании (т.1 л. д. 135-149).

Анализируя представленные ответчиком разработанные и согласованные паспорта безопасности объектов (территорий) в сфере здравоохранения - на 12 ФАПов и 3 офиса врачей общей практики, в которых ГУЗ «Кузоватовская районная больница» оказывает медицинские услуги, суд находит, что во всех паспортах содержатся рекомендации по выполнению мероприятий, в частности установлению системы видеонаблюдения, что свидетельствует о несоответствии указанных объектов требованиям антитеррористической защищенности.

В информации, представленной ответчиком подтверждается факт использования данных помещений под офисы врачей общей практики и под ФАПы и отсутствие систем видеонаблюдения (т.1 л.д.11-12, т.2 л.д. 227-231)

Таким образом, суд находит установленным, что помещения 3 офисов врачей общей практики в с. Коромысловка Кузоватовского района, в с. Еделево Кузоватовского района и с. Спешневка Кузовыатовского района, а также 6 ФАПов: в с. Баевка Кузоватовского района, с. Безводовка Кузоватовского района, с. Волынщина Кузоватовского района, с. Кивать Кузоватовского района, с. Смышляевка Кузоватовского района, с Кузоватово Кузоватовского района, в которых находятся указанные фельдшерско-акушерские пункты, переданы ГУЗ «Кузоватовская Районная больница» на праве оперативного управления и 2 ФАПа с. Томылово Кузоватовского района, с. Чертановка Кузоватовского района на праве безвозмездного пользования.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. N 8, установив, что обязанность по обеспечению требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в безвозмездном пользовании и оперативном управлении ответчика возложена на ГУЗ «Кузоватовская районная больница», однако мероприятия по антитеррористической защищенности фельдшерско-акушерских пунктов не выполнены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований в отношении помещений, которые переданы ГУЗ Кузоватовская РБ на праве оперативного управления: 3 офисов врачей общей практики в с. Коромысловка, в с. Еделево и с. Спешневка, а также 6 ФАПов: в с. Баевка, с. Безводовка, с. Волынщина, с. Кивать, с. Смышляевка, с Кузоватово и 2 ФАПа, находящихся в безвозмездном пользовании: с. Томылово и с. Чертановка.

Между тем, поскольку истцом не представлено каких-либо допустимых и достаточных доказательств наличия права муниципальной или государственной собственности на помещения, регистрацию факта осуществления перехода права собственности (пользования, управления) на помещения, где расположены ФАПы: в с. Первомайский, с. Студенец, с. Приволье, с. Чириково, то есть не доказано право ответчика на указанные помещения, в данной части требования удовлетворению не подлежат.

При этом, суд считает указание данных помещений лишь в договоре безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 11.01.2010, без правоподтверждающих документов о принадлежности помещений МО «Кузоватовский район», не свидетельствует о переходе права на указанные помещения к ГУЗ «Кузоватовская РБ». В связи с чем, суд считает возложение на ответчика обязанности оборудования помещений ФАП в с. Перавомайский, с. Студенец, с. Приволье, с. Чириково системой видеонаблюдения не будет соответствовать требованиям закона.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие финансирования и, что спорные объекты не принадлежат ГУЗ «Кузоватовская районная больница», а некоторые ФАПы расположены в смежных помещениях, следовательно, на него не может быть возложена обязанность оборудовать объекты системой видеонаблюдения, является несостоятельной и не может служить основанием для освобождения от обязанности по выполнению требований, необходимых для приведения антитеррористической защищенности объекта.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 357 были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. N 8, которые вступили в силу с 11 апреля 2019 г., а именно с указанной даты на все медицинские и фармацевтические организации возложена обязанность оборудовать свои объекты системой видеонаблюдения, при этом камер должно быть достаточно, чтобы наблюдение за потенциально опасными участками и критическими элементами объекта было непрерывным. Кроме того антитеррористические требования обязаны выполнять теперь и те, кто занимает часть здания с отдельным входом.

Исходя из положений Федерального закона "О противодействии терроризму", Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. N 8, право оперативного управления и безвозмездного пользования относятся к иным законным основаниям, подтверждающим принадлежность имущества лицу, на которое действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению его антитеррористической защищенности.

Согласно данных ГУЗ «Кузоватовская районная больница» финансирование Учреждения на 2022-2023 годы осуществляется из КВФО 2 «Платные услуги», КВФО 4 «Областной бюджет», КВФО7 «Средства ОМС» (л.д.75). Недостаточность финансирования не свидетельствует о не возможности исполнения требований по антитеррористической защищенности объектов здравоохранения. Сведений о принятии всех возможных мер с целью устранения выявленных нарушений после получения представления прокурора, ГУЗ «Кузоватовская РБ» не представлено. Направление лишь одного письма о выделении финансирования на указанные мероприятия, по мнению суда нельзя признать достаточным. Во всех паспортах безопасности указано на необходимость подготовки заявки для выделения финансирования, сроки исполнения истекли.

В соответствие со ст. 204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Представителем истца предложено установить срок для исполнения решения в течение года со дня вступления решения в законную силу.

Представителем ответчика указано, что поскольку Учреждение является бюджетным, то финансирование на указанные мероприятия возможно из областного бюджета, либо целевых субсидий. Бюджет на 2023 году утвержден. В связи с чем, решение вопроса о выделении денежных средств возможно лишь на 2024-2025 годы. Кроме того, просила учесть, что в 2025 году в рамках реализации мероприятий региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Ульяновской области» планируется выделение денежных средств на строительство ФАПов в с. Студенец, с. Чириково, с. Стоговка и с. Приволье. В новых помещениях будет установлена система видеонаблюдения.

Принимая во внимание доводы представителя ответчика и предложенный представителем истца срок исполнения решения суда, учитывая имущественное положение бюджетного учреждения ГУЗ «Кузоватовская РБ», необходимость согласование вопроса о выделении денежных средств, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, районный суд

решил:

иск прокурора Кузоватовского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ГУЗ «Кузоватовская районная больница», выразившееся в не оборудовании 3 офисов врачей общей практики и 8 фельдшерско-акушерских пунктов системами видеонаблюдения, позволяющими обеспечивать непрерывное видеонаблюдение, позволяющего обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.

Обязать в срок до 31 декабря 2024 года оборудовать объекты здравоохранения – 3 офиса врачей общей практики в с. Коромысловка Кузоватовского района Ульяновской области, с. Еделево Кузоватовского района Ульяновской области, с. Спешневка Кузоватовского района Ульяновской области и 8 фельдшерско-акушерских пунктов в с. Безводовка Кузоватовского района Ульяновской области, с. Волынщина Кузоватовского района Ульяновской области, с. Томылово Кузоватовского района Ульяновской области, с. Чертановка Кузоватовского района Ульяновской области, с. Кивать Кузоватовского района Ульяновской области, с. Смышляевка Кузоватовского района Ульяновской области, с. Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области, с. Баевка Кузоватовского района Ульяновской области системами видеонаблюдения, позволяющими обеспечивать непрерывное видеонаблюдение, позволяющего обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд.

Судья Л.И.Костычева

Решение изготовлено в окончательной форме 06.07.2023