ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 740017-01-2020-001105-14 от 20.08.2020 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1381/2020 (УИД № 74RS0017-01-2020-001105-14)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего Куминой Ю.С.

при секретаре Мельниковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о приведении в соответствие сведений об объекте недвижимости,

у с т а н о в и л :

ФИО1, ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее по тексту – Управление Росреестра по Челябинской области), в котором просят обязать ответчика привести сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», оставив у спорного объекта недвижимости один кадастровый номер (л.д.5).

В обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежит недвижимое имущество – нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>. В результате уточнения сведений по объекту недвижимости было установлено, что данному объекту недвижимости присвоены два кадастровых номера - . Записи в государственном кадастре недвижимости под указанными номерами содержат различные сведения об одном и том же объекте недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Челябинской области было подано заявление о приведении сведений об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», оставлении у спорного объекта недвижимости одного кадастрового номера. Управление Росреестра по Челябинской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ указало на то, что исключить одно из зданий из государственного кадастрового учета по решению заседания рабочей группы по верификации сведений ЕГРН не представляется возможным.

Истцы ФИО1, ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Росреестра по Челябинской области ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, указав, что Управлением Росреестра по Челябинской области права и законные интересы истцов не нарушались и не оспаривались. По сведениям ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, поставлено на кадастровый учет в составе литер A, Al, А2, АЗ, площадью 529,4 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в отношении указанного здания на основании технического описания объекта, выполненного Златоустовским отделением Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также дубликата договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, акта о приёмке в эксплуатацию законченного реконструкцией объекта от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения Главы г. Златоуста -р от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право общей долевой собственности по ? доле ФИО2 и иного лица на объект капитального строительства.

ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН была внесена запись о государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО1 Таким образом, правоустанавливающие документы свидетельствуют о наличии у ФИО2, ФИО1 права общей долевой собственности в отношении здания площадью 529, 4 кв.м.

Сведения об объекте недвижимости – учрежденческое здание, расположенном по адресу: <адрес>, с литерами A, Al, А2, АЗ, А4, А5, площадью 698,5 кв.м., год завершения строительства – 1917, с кадастровым номером включены в кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании копии технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в орган кадастрового учета в соответствии с п.12 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 1 от 11.01.2011 года. В реестре прав ЕГРН сведения о государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером отсутствуют. Анализ сведений технического описания объекта, выполненного Златоустовским отделением Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и Технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ показывает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ к зданию пристроены помещения с литерами А4, А5, а также выполнена перепланировка мансарды, что позволяет сделать вывод о произведенной реконструкции нежилого здания. У органа регистрации прав отсутствуют основания для признания сведений об объектах недвижимого имущества с кадастровыми номерами дублирующими, поскольку внесение в ЕГРН сведений о нежилом здании, расположенном по адресу: <адрес> как о двух объектах недвижимого имущества с кадастровыми номерами является следствием несоблюдения собственниками нежилого здания, установленной законом процедуры реконструкции объекта недвижимого имущества. Кроме того, по сведениям ЕГРН объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия. принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В настоящее время отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) состоит из: реестра объектов недвижимости (также - кадастр недвижимости, ГКН); реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (также - реестр прав на недвижимость, ЕГРП).

До 01 января 2017 года отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулировались Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе недвижимом имуществе.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества в соответствии с частью 3 статьи 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлялся кадастровый учет зданий, сооружений, помещений (часть 5 статьи 1).

Кадастровый учет в силу части 1 статьи 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществлялся в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно статье 7 указанного Федерального закона (утратила силу с 01 января 2017 года) в государственный кадастр недвижимости вносились следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости; кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Статья 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующего с 01 января 2017 года по настоящее время, предусматривает аналогичные сведения, которые подлежат внесению в ЕГРН. Так, в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости; кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; площадь, если объектом недвижимости является здание.

До вступления в действие ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" учет зданий, сооружений и помещений осуществлялся на основании Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года № 921, в силу пункта 9 которого учет изменений характеристик недвижимых объектов проводился в случае изменения технических или качественных характеристик объекта (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица. По результатам технической инвентаризации изменений осуществляется государственный технический учет в связи с изменением характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте. Сведения об объектах учета, полученные от организаций по технической инвентаризации объектов, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 12 Положения).

В силу части 3 статьи 45 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а именно Приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 года № 1. В срок до 01 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пп. 1 п. 5 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 16.02.2011 № 19844 и опубликованного в Российской газете от 02.03.2011 № 43, источниками для включения и переноса в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются: сведения и содержащие данные сведения документы ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним; сведения и содержащие данные сведения документы Единого государственного реестра объектов капитального строительства (ЕГРОКС); технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее - организации технической инвентаризации).

Согласно п. 35 Порядка основанием для включения в ГКН сведений об объектах технического учета, государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Сведения о помещениях включаются в ГКН на основании копии технического паспорта здания, в котором расположены указанные помещения, составленного по данным последней на день поступления запроса технической инвентаризации (пункты 21, 38.1 Порядка).

Как следует из материалов дела, сведения о праве собственности ФИО2, ФИО1 на нежилое здание - учрежденческое, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 529,4 к.в.м., с кадастровым номером , внесены в Единый государственный реестр прав (л.д.32-34).

Кроме того, как следует из материалов дела, в ЕГРН вынесены сведения об объекте недвижимости – нежилое здание, общей площадью 698,5 кв.м., с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес> (л.д.108-109). Сведения о государственной регистрации прав в отношении указанного объекта в ЕГРН отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о приведении сведений об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, содержащихся в государственном кадастре недвижимости в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», оставив у спорного объекта недвижимости один кадастровый номер, в связи с тем, что записи в государственном кадастре недвижимости под кадастровыми номерами содержат различные сведения об одном и том же объекте недвижимости (л.д.30).

Письмом Управления Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ истцам разъяснено, что исключить одно из зданий с государственного кадастрового учета по решению заседания рабочей группы по верификации сведений ЕГРН не представляется возможным, поскольку характеристики здания с кадастровым номером не совпадают в полном объеме с характеристиками здания с кадастровым номером . Согласно техническому описанию объекта здание с кадастровым номером имеет литер А,А1,А2,А3, мансарду и общую площадь – 529,4 кв.м, сведения о литере А4,А5 отсутствуют. Здание с кадастровым номером поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому площадь здания составляет 698,5 кв.м. и состоит из литер А,А1,А2,А3,А4,А5, согласно экспликации литеры А4, А5 гаражи (л.д.31).

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются принадлежащее истцу субъективное материальное право или охраняемый законом интерес и факт его нарушения именно ответчиком. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебная защита прав заинтересованного лица возможна только в случае реального нарушения прав, свобод и законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Согласно п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Выбор способа защиты права из числа способов, приведенных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставлен законом истцу. Способ защиты права определяется истцом при обращении в суд самостоятельно, что относится к диспозитивным правам стороны в гражданском процессе.

Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы ссылаются на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежит недвижимое имущество – нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 529,4кв.м. Данному объекту недвижимости присвоены два кадастровых номера: , фактически записи в государственном кадастре недвижимости под указанными номерами содержат различные сведения об одном и том же объекте недвижимости, в связи с чем они просят обязать ответчика привести сведения об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», оставив у спорного объекта недвижимости один кадастровый номер.

Вместе с тем, как следует из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.), нежилое здание «учрежденческое», расположенное по адресу: <адрес>, состоит из лит.А,А1,А2,А3,А4 и А5. Как следует из экспликации лит.А4 и А5 – гаражи. Технический план, представленный с заявлением о государственном кадастровом учете, составлен на основании технического паспорта, при этом указана площадь спорного здания – 698,5 кв.м., однако документов, подтверждающих правомерность реконструкции здания – строительство гаражей общей площадью 169,1 кв.м., а также документов, подтверждающих право собственности ФИО1 и ФИО2 на указанные объекты не представлено, в связи с чем, включение указанных литер и площадей в площадь здания с кадастровым номером , право на которое зарегистрировано за истцами, не представляется возможным, поскольку может привести к возникновению у заявителей прав на объекты в отсутствие правоустанавливающих документов.

Регистрация права на объект недвижимости, площадью 698,5 кв.м, в составе лит.А,А1,А2,А3,А4 и А5, расположенного по адресу: <адрес>, возможна после подтверждения права.

Анализ сведений технического описания объекта показывает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ к зданию пристроены помещения с литерами А4, А5, а также выполнена перепланировка мансарды, что позволяет сделать вывод о произведенной реконструкции нежилого здания.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность застройщика при производстве реконструкции объекта капитального строительства обратиться в уполномоченный орган с заявлением о получении соответствующего разрешения с приложением необходимых документов, перечисленных в указанной статье (часть 7).

Кроме того, согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию) является одним из признаков самовольной постройки.

В материалах дела отсутствуют доказательства обращения истцов в уполномоченный орган для получения разрешения на реконструкцию спорного объекта недвижимости.

Таким образом, данный иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот недвижимых вещей.

Учитывая изложенное, суд, руководствуясь приведенными нормами права, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со ст.ст.12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку истцами избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о приведении в соответствие сведений об объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий: Ю.С. Кумина