ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 740017-01-2020-004180-04 от 02.02.2021 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-50/2021 (УИД № 74RS0017-01-2020-004180-04)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2021 года г. Златоуст Челябинской области

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Куминой Ю.С.,

при секретаре Бурцевой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника прокурора г. Златоуста Казаковой Т.Б., представителя ответчика Роговой И.В.

гражданское дело по иску прокурора г. Златоуста в интересах Российской Федерации в лице Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа, Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» о возложении обязанности по установлению общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Златоуста в интересах Российской Федерации в лице Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области обратился в суд с иском, в котором, с учетом поступившего уточнения, просит:

- возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные сети» Златоустовского городского округа (далее по тексту – МУП «Коммунальные сети» ЗГО) обязанность, установленную Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 года № 261-ФЗ по оснащению приборами учета используемых энергоресурсов - общедомовых (коллективных) приборов учёта, а также вводу установленных приборов учета в эксплуатацию по следующим адресам: <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

- возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» (далее по тексту – ООО «Теплоэнергетик»), обязанность, установленную Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 года № 261-ФЗ по оснащению приборами учета используемых энергоресурсов - общедомовых (коллективных) приборов учёта, а также вводу установленных приборов учета в эксплуатацию по следующим адресам: <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д.2-4, 195-197).

В обоснование заявленных требований сослался на то, что прокуратурой города по полученной информации о нарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка. В ходе проверки установлено, что ряд многоквартирных домов, расположенных на территории Златоустовского городского округа не оборудован общедомовыми (коллективными) приборами учета, в частности, общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии отсутствуют в 49 многоквартирных домах по вышеуказанным адресам. Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 года № 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения собственниками данной обязанности, действия по оснащению приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане должны возместить расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. Поставщиками тепловой энергии для указанных многоквартирных домов являются ответчики. В нарушение вышеназванных норм закона ответчиками не приняты меры к установлению приборов учета тепловой энергии для указанных домов, начисление платы собственниками помещений в МКД за коммунальную услугу «Отопление» осуществляется по нормативу, а не по количеству фактически потребленного ресурса.

В судебном заседании помощник прокурора г. Златоуста Казакова Т.Б. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что в целях соблюдения норм действующего законодательства во всех домах должны быть установлены приборы учета тепловой энергии. Относительно возражений ответчика по поводу сроков выполнения работ указала, что предложенный срок в 3 месяца с момента вступления решения в законную силу будет отвечать интересам собственников домов.

Представитель истца Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.210).

Представитель ответчика МУП «Коммунальные сети» ЗГО Рогова И.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.215-218), в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласилась частично, по основаниям, изложенным в отзыве и уточнениях к нему (л.д.118-119, 170-171,213-214), согласно которым затраты, необходимые для установки общедомовых (коллективных) приборов учета в составе утвержденного тарифа предприятия отсутствуют, дополнительно понесенные расходы не подлежат компенсации, как выпадающие расходы. На настоящий момент получены коммерческие предложения специализированных организаций, определена ориентировочная сумма затрат на установку общедомовых (коллективных) приборов учета, а именно 5 111 000,00 руб. МУП «Коммунальные сети» ЗГО является муниципальным унитарным предприятием, а такие предприятия осуществляют закупки с соблюдением конкурсных процедур, предусмотренных действующим законодательством. Для проведения закупки необходимо собрать пакет документов, разработать проектную документацию, что также потребует дополнительного времени. Кроме того, на продолжительность работ влияет их объем – приборы учета требуется установить в 17 МКД. На основании изложенного, представитель ответчика просила предоставить МУП «Коммунальные сети» ЗГО более длительный срок для установки приборов учета тепла, как минимум 6-8 месяцев, а с учетом возможных форс-мажорных ситуаций - не менее 1 года, в связи с тем, что на данный момент у предприятия отсутствует финансовая возможность для производства работ. Кроме того, для производства работ по установке приборов учета тепла необходимо отключить отопление в домах, чего нельзя делать в отопительный сезон. На данный момент установка приборов учета ни в одном МКД не начата, средства не выделены, лишь рассмотрены коммерческие предложения организаций, занимающихся проведением подобного вида работ.

Представитель ответчика ООО «Теплоэнергетик» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.199).

Представители третьих лиц Администрации ЗГО, Общества с ограниченной ответственностью «Производственник-1», Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭУ № 4», Общества с ограниченной ответственностью УК «Таганай», Общества с ограниченной ответственностью «Коммунсервис-2», Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК № 3», Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК № 2», Общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис-1», Товарищество собственников недвижимости «Перспектива, Общества с ограниченной ответственностью «СМУ РЕМСТРОЙМОНТАЖ» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.201-209,211). Представитель третьего лица ООО «СМУ РЕМСТРОЙМОНТАЖ» Клевцова Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.172), будучи допрошенной в ходе предыдущего судебного заседания, исковые требования прокурора г. Златоуста поддержала.

Руководствуясь положениями ст.ст.2,61,167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора города Златоуста подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ).

Названный Федеральный закон регулирует отношения не только касающиеся энергетической эффективности, но и отношения по энергосбережению. Настоящим Федеральным законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия этому способствующие.

В соответствии с п.п.3 и 4 ст.2 Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг); энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

В силу п.7 ст.9 Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 4 ст.12 Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (п.11 ст.2 Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ).

Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (ч.1 ст.13 Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ).

Согласно ч.5 ст.13 Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ до 01.07.2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В случае неисполнения собственниками данной обязанности, согласно ч.12 ст.13 Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов (Обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2016)).

Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в ч.ч.3-6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (ч.7 ст.13 Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ).

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ-П/АДМ (л.д.140-141) признан утратившим статус единой теплоснабжающей организации МУП «Коммунальные сети» ЗГО в зонах деятельности котельных <данные изъяты>, с момента присвоения статуса единой теплоснабжающей организации иной теплоснабжающей организации. До присвоения иным организациям статуса единой теплоснабжающей организации на МУП «Коммунальные сети» ЗГО возложена обязанность по исполнению функции единой теплоснабжающей организации.

Постановлением Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ-П/АДМ (л.д.147) присвоен статус единой теплоснабжающей организации в зонах деятельности котельных <данные изъяты> ООО «Теплоэнергетик» с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

МКД по адресам: <адрес>, не оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии.

Учитывая нормы действующего законодательства, все многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию на день вступления в силу Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, после осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в спорных МКД общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии собственниками жилых домов, собственниками помещений в многоквартирных домах не установлены, соответственно, данная обязанность должна быть возложена на ответчиков МУП «Коммунальные сети» ЗГО и ООО «Теплоэнергетик» (согласно зонам обслуживания), в целях соблюдения обязательных для исполнения мероприятий, направленных на энергосбережение поставляемых энергетических ресурсов и осуществление учета их использования.

В целях исполнения Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ работниками МУП «Коммунальные сети» ЗГО было составлено техническое задание на установку узлов учета тепловой энергии в МКД жилого фонда г. Златоуст Челябинской области (л.д.15-16), согласно которому требуется разработать проектно-сметную документацию по установке приборов коммерческого учета тепловой энергии с отображением существующей системы отопления жилого дома, согласовать ее с заказчиком, произвести закупку и монтаж приборов коммерческого учета отпуска тепловой энергии с проведением пуско-наладочных работ по сдаче его в эксплуатацию заказчику.

В соответствии с техническими условиями на установку узлов учета тепловой энергии в МКД, в г. Златоусте выявлено 49 домов, в которых имеется возможность установки ОПУ (л.д.17-18).

По вышеуказанным адресам проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета, составлены акты (л.д.19-27,30-69).

В соответствии с актами обследования в 49 домах по адресам: <адрес>, имеется техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ плата за отопление в указанных МКД начисляется по нормативу (л.д.70-71).

Прокурором города в исковом заявлении заявлено требование об установлении срока выполнения ответчиками мероприятий по оснащению приборами учета используемых энергоресурсов - общедомовых (коллективных) приборов учёта, а также вводу установленных приборов учета в эксплуатацию в течение 3 месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.

Как следует из пояснений представителя ответчика МУП «Коммунальные сети» ЗГО с целью исполнения требований Закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ по оснащению МКД общедомовыми (коллективными) приборами учета тепловой энергии предприятием направлены запросы в специализированные организации с целью получения коммерческих предложений на установку ОПУ (л.д.120-135).

В ответ получено два коммерческих предложения от <данные изъяты>» (л.д.136-138,139).

С учетом принципа разумности и необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон, а также того обстоятельства, что данные мероприятия требуют временных и материальных затрат, суд считает необходимым установить срок исполнения обязанности по выполнению данных мероприятий в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах Российской Федерации в лице Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области удовлетворить.

Возложить на МУП «Коммунальные сети ЗГО» обязанность, установленную Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ по оснащению приборами учета используемых энергоресурсов - общедомовых (коллективных) приборов учёта, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию по следующим адресам: <адрес>; в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на ООО «Теплоэнергетик» обязанность, установленную Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ по оснащению приборами учета используемых энергоресурсов - общедомовых (коллективных) приборов учёта, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию по следующим адресам: <адрес> течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.

Председательствующий: Ю.С. Кумина