ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 740030-01-2022-000116-93 от 01.03.2022 Правобережного районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2-459/2022

УИД № 74RS0030-01-2022-000116-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«01» марта 2022 года г. Магнитогорск

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Горбатова Г.В.,

при секретаре Уметбаевой Р.Ф.,

с участием помощника прокурора Правобережного района г. Магнитогорска Нурмухаметова Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Правобережного района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г.Магнитогорска Челябинской области о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет в регистрирующий орган бесхозяйственных объектов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет в регистрирующий орган бесхозяйственного объекта - сети теплоснабжения Д 57 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что данный объект является бесхозяйным, до настоящего времени прав на данный объект никто не заявлял. Непринятие ответчиком мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц ввиду социальной значимости вышеуказанного объекта, в связи с чем, обращаясь с данным иском в суд, прокурор района просит обязать муниципальное образование город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области, принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости - сети теплоснабжения Д 57 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: <адрес>; также обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить необходимые документы для постановки на учет указанного бесхозяйного объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет в регистрирующий орган бесхозяйственного объекта - сети теплоснабжения Д108 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что данный объект является бесхозяйным, до настоящего времени прав на данный объект никто не заявлял. Непринятие ответчиком мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, ввиду социальной значимости вышеуказанного объекта, в связи с чем, обращаясь с данным иском в суд, прокурор района просит обязать муниципальное образование город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области, принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости - сети теплоснабжения Д 108 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: <адрес>; также обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить необходимые документы для постановки на учет указанного бесхозяйного объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет в регистрирующий орган бесхозяйственного объекта - сети горячего водоснабжения Д 108 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что данный объект является бесхозяйным, до настоящего времени прав на данный объект никто не заявлял. Непринятие ответчиком мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, ввиду социальной значимости вышеуказанного объекта, в связи с чем, обращаясь с данным иском в суд, прокурор района просит обязать муниципальное образование город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области, принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости - сети горячего водоснабжения Д 108 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: г. <адрес>; также обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить необходимые документы для постановки на учет указанного бесхозяйного объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет в регистрирующий орган бесхозяйственного объекта - сети теплоснабжения Д 76 мм., протяженностью 36 м., расположенные по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что данный объект является бесхозяйным, до настоящего времени прав на данный объект никто не заявлял. Непринятие ответчиком мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, ввиду социальной значимости вышеуказанного объекта, в связи с чем, обращаясь с данным иском в суд, прокурор района просит обязать муниципальное образование город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области, принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости - сети теплоснабжения Д 76 мм., протяженностью 36 м., расположенные по адресу: г. <адрес>; также обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить необходимые документы для постановки на учет указанного бесхозяйного объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет в регистрирующий орган бесхозяйственного объекта - сети теплоснабжения Д 89 мм., протяженностью 57 м., расположенные по адресу: <адрес> ссылаясь на то, что данный объект является бесхозяйным, до настоящего времени прав на данный объект никто не заявлял. Непринятие ответчиком мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, ввиду социальной значимости вышеуказанного объекта, в связи с чем, обращаясь с данным иском в суд, прокурор района просит обязать муниципальное образование город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области, принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости - сети теплоснабжения Д 89 мм., протяженностью 57 м., расположенные по адресу: г. <адрес>; также обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить необходимые документы для постановки на учет указанного бесхозяйного объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет в регистрирующий орган бесхозяйственного объекта - сети теплоснабжения Д 76 мм., протяженностью 37 м., расположенные по адресу: <адрес> ссылаясь на то, что данный объект является бесхозяйным, до настоящего времени прав на данный объект никто не заявлял. Непринятие ответчиком мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, ввиду социальной значимости вышеуказанного объекта, в связи с чем, обращаясь с данным иском в суд, прокурор района просит обязать муниципальное образование город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области, принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости - сети теплоснабжения Д 76 мм., протяженностью 37 м., расположенные по адресу: г. <адрес>; также обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить необходимые документы для постановки на учет указанного бесхозяйного объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет в регистрирующий орган бесхозяйственного объекта - сети горячего водоснабжения Д 57 мм., протяженностью 37 м., расположенные по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что данный объект является бесхозяйным, до настоящего времени прав на данный объект никто не заявлял. Непринятие ответчиком мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости, может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, ввиду социальной значимости вышеуказанного объекта, в связи с чем, обращаясь с данным иском в суд, прокурор района просит обязать муниципальное образование город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области, принять меры по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйного объекта недвижимости - сети горячего водоснабжения Д 57 мм., протяженностью 37 м., расположенные по адресу: <адрес>; также обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить необходимые документы для постановки на учет указанного бесхозяйного объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Определением судьи от 31 января 2022 года, вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство.

В судебном заседании помощник прокурора Правобережного района г. Магнитогорска Нурмухаметов Н.В., заявленные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исках. Исковые требования уточнил в части обязания муниципального образования город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области в течение 01 года со дня вступления решения суда в законную силу, направить необходимые документы для постановки на учет указанных бесхозяйных объектов в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Представитель ответчика администрации г.Магнитогорска Челябинской области - Бурдахина И.В., действующая на основании доверенности от 11 января 2022 года, в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что администрацией г.Магнитогорска Челябинской облапсти принято Положение о порядке принятия в муниципальную собственность гор. Магнитогорска бесхозяйных объектов недвижимого имущества по заявлению заинтересованного лица. Указанное Положение определяет последовательность действий органов администрации г. Магнитогорска, совершаемых с целью принятия имущества в муниципальную собственность. После выявления бесхозяйного имущества, администрация города, в рамках межведомственного взаимодействия выявляет возможных собственников имущества, при отсутствии таковых, открывает процедуры бесхозяйной вещи. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления и пакета документов, для оформления которых, необходимо время. Для проведения соответствующих работ администрации г. Магнитогорска необходимо заложить в расходную часть бюджета города денежные средства. Ввиду отсутствия финансирования, исполнить решение суда в течение шести месяцев, не представляется возможным, в связи чем, в случае удовлетворения требований, просит увеличить срок исполнения решения до пяти лет.

Представитель третьего лица - Муниципального предприятия трест «Теплофикации» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что спорные объекты недвижимости переданы Муниципальному предприятию трест «Теплофикация» на временное содержание и техническое обслуживание. Для обеспечения сохранности, надлежащей эксплуатации, предотвращения негативного воздействия иных лиц, несчастных случаев и других неблагоприятных последствий, необходимо признание права муниципальной собственности на указанные бесхозяйные объекты, в связи с чем, против заявленных исковых требований не возражает.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (Магнитогорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном мнении просил рассмотреть дело без участия представителя, указал о необходимости установления, - является ли спорное имущество недвижимым.

Заслушав помощника прокурора Правобережного района г. Магнитогорска Челябинской области Нурмухаметова Н.В., представителя ответчика Бурдахину И.В., исследовав письменные материалы дела, суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.212 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 года №931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Указанный Порядок устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Так, в соответствии с п.3, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (п.4 Порядка).

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение №1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п.5 Порядка).

Постановлением администрации города Магнитогорска Челябинской области от 19.07.2018 года №8406-П, утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность бесхозяйных объектов недвижимого имущества по заявлению заинтересованного лица.

Указанное Положение определяет последовательность действий органов администрации города, совершаемых с целью принятия имущества в муниципальную собственность.

Таким образом, из приведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее, либо признания муниципальной собственностью принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения.

Материалами дела установлено, что объекты недвижимости - сети теплоснабжения Д 57 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: г. Магнитогорск, от дома №15 корпус №1 по ул. Санаторной до ТК;

сети теплоснабжения Д 108 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: <адрес>

сети горячего водоснабжения Д 108 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: <адрес>;

сети теплоснабжения Д 76 мм., протяженностью 36 м., расположенные по адресу: <адрес>;

сети теплоснабжения Д 89 мм., протяженностью 57 м., расположенные по адресу: г. <адрес>;

сети теплоснабжения Д 76 мм., протяженностью 37 м., расположенные по адресу: г. <адрес>;

сети горячего водоснабжения Д 57 мм., протяженностью 37 м., расположенные по адресу: <адрес>, на учете в регистрирующем органе не значатся, право собственности на них не зарегистрировано, что подтверждается справками ОГУП «Областной центр технической инвентаризации по Челябинской области», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Министерства имущества Челябинской области, администрации г. Магнитогорска, уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объектах недвижимости.

Спорные объекты переданы на временное содержание и техническое обслуживание Муниципальному предприятию трест «Теплофикация».

Как указано администрацией г. Магнитогорска Челябинской области, в отношении сооружений, не поставленных на учет в регистрирующий орган в качестве бесхозяйной вещи, ведется работа по заключению контракта с ОГУП «Областной центр технической инвентаризации Челябинской области» для получения справок об отсутствии собственника на объект. После получения справок, данные объекты планируется включить в контракт на технические планы для постановки на кадастровый учет, по ходу исполнения которого будет производиться постановка бесхозяйных объектов на учет в регистрирующий орган.

Положениями ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе, линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Учитывая вышеприведенные нормы материального права, суд приходит к выводу, что спорные объекты являются частью хозяйства, объединенного единым назначением, с использованием которого, сетевая организация оказывает услуги по передаче тепловой энергии и горячей воды. Данные объекты обладают признаками недвижимого имущества, прочно связанными с землей и их перемещение без несоразмерного ущерба невозможно.

Поскольку выявленные прокурором объекты недвижимого имущества являются бесхозяйными, их собственник не установлен, на балансе объекты не состоят, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о правообладателе объектов отсутствуют, в реестре муниципальной собственности не значатся, то на орган местного самоуправления следует возложить обязанность по принятию необходимых мер к постановке их на учет, как бесхозяйных.

Исходя из требований закона, при установленном нарушении прав неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества как бесхозяйного, и в силу закона должен нести бремя безопасного использования последнего.

Рассматривая требования истца о сроке направления необходимых документов для постановки на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество бесхозяйных объектов, возражения ответчика относительно данного срока, суд приходит к выводу, что установление срока в 01 год является достаточным и разумным.

Руководствуясь ст.ст.12,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Правобережного района гор. Магнитогорска Челябинской области, - удовлетворить.

Обязать муниципальное образование город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости:

-сети теплоснабжения Д 57 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: <адрес>;

-сети теплоснабжения Д 108 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: <адрес>

-сети горячего водоснабжения Д 108 мм., протяженностью 13 м., расположенные по адресу: <адрес>;

-сети теплоснабжения Д 76 мм., протяженностью 36 м., расположенные по адресу: <адрес>;

-сети теплоснабжения Д 89 мм., протяженностью 57 м., расположенные по адресу: <адрес>6;

-сети теплоснабжения Д 76 мм., протяженностью 37 м., расположенные по адресу: <адрес>;

-сети горячего водоснабжения Д 57 мм., протяженностью 37 м., расположенные по адресу: <адрес>, в течение 01 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу, с предоставлением необходимых документов для постановки на учет.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд, в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий -

Мотивированное решение составлено 09 марта 2022 года.