Дело № 2-1459/2022
УИД №74RS0030-01-2022-001685-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«27» мая 2022 года г. Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Горбатовой Г.В.,
при секретаре Уметбаевой Р.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора Правобережного района г.Магнитогорска Плотниковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Правобережного района г. Магнитогорска в интересах муниципального образования город Магнитогорск, в лице администрации гор. Магнитогорска Челябинской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Правобережного района г. Магнитогорска в интересах муниципального образования город Магнитогорск, в лице администрации гор. Магнитогорска обратился в суд заявлением (с учетом уточнений) о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости - сеть наружного освещения, протяженностью 86 м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , ссылаясь на то, что данный объект является бесхозяйным, принят на учет, прав на данный объект никто не заявлял.
Старший помощник прокурора Правобережного района гор. Магнитогорска Плотникова Н.И., в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель заявителя - администрации гор.Магнитогорска Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежаще.
Представители заинтересованных лиц - Акционерного общества «Горэлектросеть», Общества с ограниченной ответственностью «Магнитогорская Энергетическая Компания» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (Магнитогорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном мнении просил рассмотреть дело без участия представителя, указал, что в Едином государственном реестра недвижимости содержатся сведения о сооружении с кадастровым номером №, с наименованием - «Сеть наружного освещения», протяженностью 86 м, расположенном по адресу: . Для разрешения вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на неё, следует установить наличие у него признаков, способных относить его в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам. Объекты, которые, хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются объектами недвижимого имущества, права на которые подлежат регистрации. Наружное освещение не обладает самостоятельными полезными свойствами, которые можно использовать отдельно от земельного участка. Вместе с тем, наружное освещение является элементом благоустройства и выполняет вспомогательную функцию, направленную на улучшение эстетического и функционального состояния участка в соответствии с п.3.2 Свода Правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий». Факт присвоения объекту номера кадастрового учета, а также наличие факта постановки объекта на учет бесхозяйных недвижимых вещей, не является неоспоримым признаком недвижимой вещи. Для отнесения спорного объекта к недвижимому имуществу, необходимо установить, что перемещение объекта невозможно без соразмерного ущерба его назначению; невозможность его использования самостоятельно, без иного оборудования; объект создан, как объект недвижимости и может быть признан самостоятельным объектом гражданского права; сети освещения не входят в состав сложной вещи, права на которую подлежат государственной регистрации.
Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц.
Заслушав старшего помощника прокурора Правобережного района г.Магнитогорска Челябинской области, исследовав материалы дела, суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 и 2 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии со ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
В соответствии с правовыми позициями, изложенными в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом. Согласно ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 218Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Материалами дела установлено, что право собственности на объект недвижимости - сеть наружного освещения, протяженностью 86 м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: №, не зарегистрировано, что подтверждается справками ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Министерства имущества Челябинской области, администрации г. Магнитогорска, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Указанный объект был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество 31 декабря 2020 года.
На данный объект разработан технический план, в котором вид объекта недвижимости заявлен, как «сооружение», имеющее наименование «сеть наружного освещения», представляет собой сооружение коммунального хозяйства, протяженностью 86 м. При этом, сведения о наличии и характеристиках фундамента такого сооружения, отсутствуют.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», (п.39), недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс.
Согласно п.23 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 октября 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкция и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Система наружно-технического обеспечения представляет собой одну из систем здания или сооружения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Исходя из п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к кабельным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Законодатель обозначил понятие линейных объектов путем перечисления основных видов таких объектов в указанной выше норме, но данный перечень объектов является открытым. Линейные объекты также называются и в других законных и подзаконных актах.
По общему правилу, линейные объекты являются недвижимостью, так как они относятся к сооружениям. При этом, они должны быть прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года №359, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи (кабельные), теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
В соответствии с ч.17 ст.41 Федерального закона от 13 июля 2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сведения о линейном объекте содержатся в ЕГРН.
Из Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №504 усматривается, что сооружения связи и прочие линии связи радиорелейной, а именно: антенно-мачтовые сооружения, вышки, системы связи с подвижными объектами, кабельные и воздушные линии технологической связи, магистральные и внутризоновые, а также сеть связи (телефонная) и радиофикация зданий и сооружений линейной дорожной службы, относятся к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью недвижимого имущества.
Таким образом, линия электропередач представляет собой единый линейный объект, выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем, такая линия представляет собой единый линейный объект, выступает, как единый объект вещных прав, её раздел в натуре невозможен без изменения её назначения, в вязи с чем, такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Из системного толкования приведенных выше норм права следует, что составная часть единого объекта недвижимого имущества, в данном случае сеть наружного освещения, не является самостоятельной вещью.
Таким образом, линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе, трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст.3 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике, понятие «объекты электросетевого хозяйства» включает в себя линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических сетей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. Под электрической сетью, согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года №6, понимается совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории.
Кабельная линия электропередачи - это линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм права следует, что составная часть единого объекта недвижимого имущества, в данном случае, сеть наружного освещения, не является самостоятельной вещью, объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу.
Суд находит, что сеть наружного освещения соответствует понятию недвижимой вещи, данной в ст.133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доказательств того, что имеется техническая возможность изменить фрагменты сети наружного освещения, без утраты технических характеристик всей линии электропередачи, не представлено.
Более того, при постановке спорного объекта на кадастровый учет каких-либо замечаний Управлением Росреестра, в том числе, что сооружение - сеть наружного освещения не является объектом недвижимости, сведения о котором подлежат государственному кадастровому учету, не поступало, равно как и отказа в постановке на кадастровый учет спорного объекта.
В соответствии со ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.
Из материалов дела следует, что с момента постановки на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества прошел срок, установленный ст. 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих заявление каких-либо прав на данный объект недвижимости.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что сооружение - сеть наружного освещения, протяженностью 86 м, с кадастровым номером №, является составной частью объекта недвижимости, с учетом действующего законодательства относится к линейным объектам и входит в состав сложного объекта недвижимого имущества.
Учитывая, что спорный объект располагается на земельном участке в определенном месте и его перемещение невозможно без несоразмерного ущерба его назначению, в связи с отсутствием проектной документации при застройке жилой территории, не представляется возможным отнести спорный объект к объектам благоустройства и определить: является ли он элементом благоустройства, выполняющим вспомогательную функцию. Исходя из объективных технических характеристик спорного имущества, целевого назначения - для наружного освещения, прочной связи с землей, невозможностью перемещения без несоразмерного ущерба его назначению, суд приходит к выводу о том, что спорный объект наружного освещения является недвижимым имуществом, а именно единым недвижимым комплексом объектов уличного наружного освещения.
Оценив представленные доказательства, суд находит правильным требования прокурора Правобережного района гор. Магнитогорска удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 12, 167, 194-198, 290-293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Правобережного района г. Магнитогорска в интересах муниципального образования город Магнитогорск, в лице администрации гор. Магнитогорска, - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности город Магнитогорск - на объект недвижимости - сеть наружного освещения, протяженностью 86 м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу:
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 03 июня 2022 года.