УИД № 74RS0033-01-2020-000090-77
Дело № 2-308/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Фершампенуаз 24 сентября 2020 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Бикбовой М.А., при секретаре Юдиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Фершампенуазского сельского поселения «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности,
установил:
Магнитогорский природоохранный прокурор обратился в суд с иском Муниципальному унитарному предприятию Фершампенуазского сельского поселения «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту МУП УК ЖКХ) и просил суд вменить обязанности в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно:
- обратиться в установленном порядке в Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> с заявлением о предоставлении водного объекта <адрес> в пользование в целях сброса сточных вод;
- в установленном порядке обратиться в Министерство экологии <адрес> с заявкой о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, - очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: Россия, <адрес>.
-в установленном порядке представить в министерство экологии <адрес> декларацию о воздействии на окружающую среду;
-обеспечить разработку и утвердить программу экологического контроля.
В обоснование требований прокурор указал, что на основании проверки природоохранной прокуратуры установлено следующее.
МУП УК ЖКХ согласно п.2.2. Устава занимается содержанием и эксплуатацией объектов жилищно-коммунального назначения, оказанием жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования Фершампенуазского сельского поселения.
Предметом деятельности является эксплуатация инженерных систем жилищно-коммунального назначения обслуживаемой территории, работа по эксплуатации внешних и внутренних систем водоснабжения и водоотведения.
Фактически указанная деятельность МУП «УК ЖКХ» осуществляется с апреля 2016 года.
Согласно данным природоохранного прокурора, имеющиеся в с. Фершампенуаз очистные сооружения канализации находятся на завершающей стадии строительства. В настоящее время они обеспечивают только механическую очистку сточных вод. Физическая, химическая, биологическая очистка сточных вод перед их сбросом в реку Гумбейка не осуществляется.
Сточные воды по канализационным сетям поступают на очистные сооружения, где проходят два пруда отстойника, камышовую траншею, а затем по канализационной трубе, расположенной под землей, сбрасываются в реку Гумбейка через выпуск, находящийся в 50 метрах на запад от территории очистных сооружений. Однако сточные воды на очистных сооружениях не очищаются в связи с ненадлежащим состоянием очистных сооружений.
Выпуск сточных вод находится на расстоянии 50 метров в западном направлении от территории очистных сооружений, расположенной в 300 м на юг от территории МУЗ «Нагайбакская ЦРБ», адрес которого: Россия Челябинская область Нагайбакский район, с. Фершампенуаз, ул. Карла Маркса 94.
Очистные сооружения канализации расположены по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, с. Фершампенуаз, ул.Советская, д.112.
ДД.ММ.ГГГГ филиал ФБУ «ЦЛАТОИ по УФО» ро Челябинской области проведено исследование отобранных ДД.ММ.ГГГГ проб сточных вод МУП «УК ЖКХ» (протокол №.М.ВС от ДД.ММ.ГГГГ). В результате исследования установлены превышения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее- нормативов ПДК); по фосфат-иону в 9,75 раз, по аммоний -иону в 6, 56 раз.
По результатам анализа сточной воды МУП «УК ЖКХ», отобранной ДД.ММ.ГГГГ (протокол №.М.ВС от ДД.ММ.ГГГГ), установлены повышение нормы ПДК по фосфат-иону в 9,1 раз, по аммоний -иону в 6, 28 раз.
По результатам анализа сточной воды МУП «УК ЖКХ», отобранной ДД.ММ.ГГГГ (протокол №.М.ВС от ДД.ММ.ГГГГ), установлены повышение нормы ПДК по фосфат-иону в 7,45 раз, по аммоний -иону в 8,1 раз.
Решение о предоставлении водного объекта р. Гумбейка в целях сброса сточных вод у МУП «УК ЖКХ» отсутствует программа производственного экологического контроля не разработана и не утверждена. В уполномоченный государственный орган декларация о воздействии на окружающую среду не направлена. На государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, очистные сооружения не поставлены.
Магнитогорский природоохранный прокурор своевременно извещен о времени и месте судебного разбирательства. На судебное заседание не явился.
Представитель природоохранной прокуратуры - помощник прокурора Нагайбакского района Могутнова Н.А. исковые требования полностью поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель МУП «УК ЖКХ с. Фершампенуаз» по доверенности Ишимова иск не признала. Суду пояснила, что очистные сооружения МУП «УК ЖКХ <адрес>» не используются.
Третье лицо - администрация Фершампенуазского сельского поселения представитель извещен о времени и месте рассмотрения данного дела. На судебное заседание не явился по неизвестным для суда обстоятельствам
Третье лицо арбитражный управляющий Чувашев А.Н. извещен о времени и месте рассмотрения дела. На судебное заседание не явился, представил в суд заявление и просил иск рассмотреть в его отсутствие.
Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела. пришел к следующему.
Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы, к которым относятся водные объекты, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
Пункт 2 ст. 55 Водного кодекса РФ гласит, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу п.6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание и которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иною негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, поверхностные воды.
Согласно ст. 47 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается, установление требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях) должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В силу ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 39 указанного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация). Одновременно с подачей Декларации представляются расчеты нормативов допустимых сбросов на основании пункта 4 статьи 31.2 Закона.
В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации на основании пункта 11 статьи 67.1 Закона.
На период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды устанавливаются временно разрешенные сбросы в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых сбросов на основании пункта 3 статьи 23.1 Закона. Временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные сбросы, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды.
В соответствии с ч. 2, ч.4 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод; предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч.2 ст. 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно информации отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биоресурсов и среды их обитания по Челябинской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № от ДД.ММ.ГГГГ река Гумбейка относится к водным объектам второй категории рыбохозяйственного значения.
На основании поступившего ДД.ММ.ГГГГ обращения гражданина прокурором магнитогорской природоохранной прокуратуры принято ДД.ММ.ГГГГ решение о проведении проверки деятельности МУП «УК ЖКХ», предмет проверки - исполнение законодательства об использовании и охране водных объектов.
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту проверки и Уставу МУП «УК ЖКХ» предприятие занимается содержанием и эксплуатацией объектов жилищно-коммунального назначения, оказанием жилищно-коммунальных услуг на территории муниципального образования Фершампенуазского сельского поселения. Предметом деятельности является эксплуатация инженерных систем жилищно-коммунального назначения обслуживаемой территории, работа по эксплуатации внешних и внутренних систем водоснабжения и водоотведения.
Фактически МУП «УК ЖКХ» с апреля 2016 г по настоящее время осуществляет деятельность по эксплуатации жилого фонда 42 многоквартирных домов, предоставляет населению, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам села Фершампенуаз Нагайбакского района Челябинской области коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
Постановлением Министра тарифного урегулирования и энергетики Челябинской области установлены тарифы на водоснабжение, водоотведение для МУП «УК ЖКХ», оказывающего услуги водоснабжения и водоотведения потребителям с. Фершампенуаз Нагайбакского муниципального района.
Согласно утвержденным тарифам и заключенным договорам водоснабжения и водоотведения МУП «УК ЖКХ» направляет потребителям услуг квитанции для оплаты и выставляет счета.
На основании договора МУП «УК ЖКХ» оплачивает ОАО «МРСК Урала» потребленную электроэнергию, используемую для откачки воды с помощью водозаборных скважин, перемещения питьевой воды по водопроводным трубам, перемещения сточных вод по канализационным трубам.
Имеющиеся в с. Фершампенуаз очистные сооружения канализации находятся на завершающей стадии строительства. В настоящее время они обеспечивают только механическую очистку сточных вод. Физическая, химическая, биологическая очистка сточных вод перед их сбросом в реку Гумбейка не осуществляется.
Сточные воды по канализационным сетям поступают на очистные сооружения, где проходят два пруда отстойника, камышовую траншею, а затем по канализационной трубе, расположенной под землей, сбрасываются в реку Гумбейка через выпуск, находящийся в 50 метрах на запад от территории очистных сооружений. Однако сточные воды на очистных сооружениях не очищаются в связи с ненадлежащим состоянием очистных сооружений.
Выпуск сточных вод находится на расстоянии 50 метров в западном направлении от территории очистных сооружений, расположенной в 300 м на юг от территории МУЗ «Нагайбакская ЦРБ», адрес которого: Россия Челябинская область Нагайбакский район, с. Фершампенуаз, ул. Карла Маркса 94.
Очистные сооружения канализации расположены по адресу: Челябинская область, Нагайбакский район, с. Фершампенуаз, ул.Советская, д.112.
Решение о предоставлении водного объекта р. Гумбейка в целях сброса сточных вод у МУП «УК ЖКХ», проект нормативов допустимых сбросов, установленные нормативы допустимых сбросов, разрешение на сброс запрещающих веществ и микроорганизмов, программа производственного экологического контроля, план снижения сбросов, декларации о воздействии на окружающую среду отсутствуют. В уполномоченный государственный орган декларация о воздействии на окружающую среду не направлена. На государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, очистные сооружения не поставлены. Плата на негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ в реку Гумбейка за 2018-2019 г.г. не рассчитывались и не вносились. Указанное является нарушением п. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 35 Водного кодекса РФ.
Указанные факты подтверждаются объяснениями директора предприятия, полученные ДД.ММ.ГГГГ, письмом заместителя главы поселения ФИО4 прокурору Магнитогорской природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ филиал ФБУ «ЦЛАТОИ по УФО» ро Челябинской области проведено исследование отобранных ДД.ММ.ГГГГ проб сточных вод МУП «УК ЖКХ» (протокол №.М.ВС от ДД.ММ.ГГГГ). В результате исследования установлены превышения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее- нормативов ПДК); по фосфат-иону в 9,75 раз, по аммоний -иону в 6, 56 раз.
По результатам анализа сточной воды МУП «УК ЖКХ», отобранной ДД.ММ.ГГГГ (протокол №.М.ВС от ДД.ММ.ГГГГ), установлены повышение нормы ПДК по фосфат-иону в 9,1 раз, по аммоний -иону в 6, 28 раз.
По результатам анализа сточной воды МУП «УК ЖКХ», отобранной ДД.ММ.ГГГГ (протокол №.М.ВС от ДД.ММ.ГГГГ), установлены повышение нормы ПДК по фосфат-иону в 7,45 раз, по аммоний -иону в 8,1 раз.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора водных биологических ресурсов и среды их обитания Челябинской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО5 вынесено постановление о привлечении МУП «УК ЖКХ» за нарушение по данному факту правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов к административной ответственности (ст. 8.33 КоАП РФ) к административной ответственности в в виде штрафа.
Постановлением государственного инспектора Магнитогорского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ МУП «УК ЖКХ» привлечено к административной ответственности за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора аренды, заключенного между администрацией Фершампенуазского сельского поселения и директором МУП «УК ЖКХ» очистные сооружения были переданы в аренду МУП «УК ЖКХ».
Указанный договор ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут в связи с банкротством предыдущего жилищно-коммунального хозяйства и имущество передано арбитражному управляющему ФИО6
В настоящее время на основании решения Арбитражного суд Челябинской области от 13июля 2020 года очистные сооружения по акту переданы ДД.ММ.ГГГГ учредителю МУП «УК ЖКХ» администрации Фершампенуазского сельского поселения.
Представитель МУП «УК ЖКХ» Ишимова Е.Ю. суду пояснила, что очистные сооружения предприятием не используются, поскольку находятся на реконструкции и им для использования они не преданы. Однако, другой конструкции схемы водоотведения ими в доказательство об этом не представлено. Несмотря на наличие формальных оснований полагать, что очистные сооружения не находились в пользовании у предприятия, фактически они всегда были в пользовании жилищно-коммунального хозяйства с. Фершампенуаз в силу их конструкции и схемы водоотведения.
Таким образом, выявленные Магнитогорским природоохранным прокурором нарушения предприятием МУП «УК ЖКХ» требований водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела судом.
Доказательств обратного представителем ответчика в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ представлено не было.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решением суда, обязывающие организацию или коллегталь7ный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняются их руководителем в установленный срок.
Установленный прокурором срок один год со дня вступления решения в законную силу для устранения законодательства в области охраны окружающей среды суд считает достаточным и разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить требования Магнитогорского природоохранного прокурора к Муниципальному унитарному предприятию Фершампенуазского сельского поселения «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства».
Вменить обязанности Муниципальному унитарному предприятию Фершампенуазского сельского поселения «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно
- в установленном порядке обратиться в Министерство промышленности новых технологий и природных ресурсов Челябинской области с заявлением о постановлении водного объекта река Гумбейка в пользование в целях сброса сточных вод;
- в установленном порядке обратиться в Министерство экологии Челябинской области с заявкой о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, - очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: Россия, Челябинская область, Нагайбакский район, с. Фершампенуаз, ул. Советская, д. 112;
- в установленном порядке представить в Министерство экологии Челябинской области декларацию о воздействии на окружающую среду;
-обеспечить разработку и утвердить программу производственного экологического контроля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий: