ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 750 от 28.05.2020 Улетовского районного суда (Забайкальский край)

УИД 75RS0-93

Гражданское дело № 2-150/2020

Категория 2.209

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2020 года

село Улёты Улётовского района Забайкальского края

Улётовский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего Крюковой О.Н.,

при секретаре Савицкой К.А.,

с участием: истца старшего помощника прокурора Улётовского района Забайкальского края Шабановой М.О.,

представителя ответчика ООО «Забайкалгидрострой» на основании прав по должности – директора ООО ФИО5,

рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Забайкалгидрострой», индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд, ссылаясь на следующее.

Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой по информации начальника Забайкальского территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству проведен анализ исполнения ООО «Забайкалгидрострой» законодательства о сохранении водных биоресурсов, в ходе которой выявлен факт не проведения компенсационных мероприятий, предусмотренных заключением Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании осуществления деятельности по объекту: «Регулирование русла реки Чита в районе микрорайона Солнечный г. Читы Забайкальского края. Указанное заключение выдано ООО «Сигма+», выполнившему работы по разработке проекта в рамках государственного контракта, заключенного с Министерством природных ресурсов Забайкальского края. 08 декабря 2017 года Министерством природных ресурсов Забайкальского края с ООО «Забайкалгидрострой» заключен государственный контракт №45 на выполнение работ по объекту. 08 декабря 2017 года ООО «Забайкалгидрострой» с ИП ФИО1 заключен договор субподряда на выполнение работ по объекту. Решением Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 14 декабря 2017 года ИП ФИО1 предоставлен в аренду водный объект – р. Чита со сроком до 31 декабря 2018 года. Сроком окончания проведения компенсационных мероприятий является прекращение негативного воздействия на водные биоресурсы и среду обитания от производства работ. Прокуратурой установлено, что в нарушение требований закона ООО «Забайкалгидрострой» и ИП ФИО1 компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов по объекту не исполнены. Осуществление ответчиками деятельности, оказывающей вред водным биологическим ресурсам р. Чита, при непроведении восстановительных компенсационных мероприятий, создает угрозу загрязнения водного объекта и свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность. Кроме того, незаконными действиями нарушаются права Российской Федерации, как собственника водных объектов – ресурсам р. Чита, поскольку такая деятельность не позволяет государственным органам управления осуществлять контроль по охране водного объекта, по его воспроизводству в случае негативного влияния при осуществлении лицом производственной деятельности, а также не позволяет компенсировать расходы государства от причинения ущерба окружающей среде за счет средств природопользования. Просил обязать ООО «Забайкалгидрострой», индивидуального предпринимателя ФИО1 в установленном законом порядке, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, предусмотренные заключением Ангаро-Байкальского территориального управления по рыболовству о согласовании осуществления деятельности от 17 октября 2017 года №ИС-3673.

Истец старший помощник прокурора Улётовского района Забайкальского края Шабанова М.О. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду дала пояснения, согласующиеся с содержанием искового заявления.

Представитель ответчика ООО «Забайкалгидрострой» на основании прав по должности ФИО5 в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что в настоящее время ведутся компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, предусмотренные заключением Ангаро-Байкальского территориального управления по рыболовству. Работы будут окончены до 30 сентября 2020 года.

Ответчик ИП ФИО1, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, причину неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, возражений относительно исковых требований суду не представил.

Представитель третьего лица Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО7, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, суду представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав мнения явившихся участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, оценив их на предмет относимости и допустимости, а их совокупность на предмет достаточности для принятия окончательного решения по гражданскому делу, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Приходя к указанному выводу, суд исходит из нижеследующего.

Исходя из пунктов 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при строительстве и иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года №380.

Согласно пунктам 2, 4, 5, 6, 7 Положения, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические лица обеспечивают оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания. При установлении прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические лица предусматривают в проектной документации осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, а также непосредственно при строительстве обеспечивают выполнение последних.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 Положения про ведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания осуществляются посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.

Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом «з» пункта 2 Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов (п. 7 Положения).

Федеральным законом от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что к водным биологическим ресурсам (водные биоресурсы) относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (пункт 1 части 1 статьи 1 Закона №166-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 45 Закона №166-ФЗ искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Таким образом, сроком окончания проведения компенсационных мероприятий является прекращение негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания от производства работ.

Судом установлено, что 20 июня 2017 года между Министерством природных ресурсов Забайкальского края в лице министра ФИО8 и ООО «Сигма+» в лице генерального директора ФИО9, именуемое в дальнейшем «Подрядчик» заключен государственный контракт, согласно которому подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях контракта работу по разработке проекта «Регулирование русла реки Чита в районе микрорайона Солнечный города Читы Забайкальского края» и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (л.д. 14-18).

17 октября 2017 года Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству выдало ООО «Сигма+» заключение о согласовании осуществления деятельности по объекту «Регулирование русла реки Чита в районе микрорайона Солнечный города Читы Забайкальского края» (л.д. 11-13).

08 декабря 2017 года между Министерством природных ресурсов Забайкальского края в лице министра ФИО8 и ООО «Забайкалгидрострой» в лице директора ФИО5 заключен государственный контракт на выполнение работ по объекту «Регулирование русла реки Чита в районе микрорайона Солнечный города Читы Забайкальского края», согласно которому подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях контракта работу по объекту «Регулирование русла реки Чита в районе микрорайона Солнечный города Читы Забайкальского края» и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (л.д. 20-23).

В соответствии с п.4.3 контракта работы должны быть закончены в срок не позднее 15 августа 2018 года.

08 декабря 2017 года между ООО «Забайкалгидрострой» в лице директора ФИО5 и ИП ФИО1 в лице ФИО2 заключен договор субподряда на выполнение работ по объекту «Регулирование русла реки Чита в районе микрорайона Солнечный города Читы Забайкальского края», согласно которому подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях контракта работу по объекту «Регулирование русла реки Чита в районе микрорайона Солнечный города Читы Забайкальского края» и сдать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (л.д. 29-35).

В соответствии с п.4.3 договора работы должны быть закончены в срок не позднее 15 августа 2018 года.

Решением Министерства природных ресурсов Забайкальского края от 14 декабря 2017 года установлено, что ИП ФИО1 предоставлен в аренду водный объект – река Чита, цель использования части водного объекта – проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов. Срок водопользования установлен до 31 декабря 2018 года (л.д. 53-55).

Пунктами 4, 5 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года №384, предусмотрено, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании с приложением необходимой документации.

Согласно пункту 9 указанных Правил согласования по результатам рассмотрения заявки о согласовании органами Росрыболовства принимается решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности, которое оформляется в виде заключения, в котором содержится краткое описание деятельности и характеристика ее воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания; меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией; условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия); выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

В соответствии с заключением Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании осуществления деятельности от 17 октября 2017 года №ИС-3673 по объекту «Регулирование русла реки Чита в районе микрорайона Солнечный г. Читы Забайкальского края» величина вреда, причиненного водным биоресурсам в среде их обитания, составит 0,0588 тонн рыбы. Для восстановления причиненного вреда необходимо провести выпуск молоди сазана средней штучной навеской 0,5 гр. в количестве 7840 экз. в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края.

В случае невозможности выполнения запланированных мероприятий по искусственному воспроизводству молоди сазана, согласно пункту 57 Методики исчисления вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Росрыболовства от 25 ноября 2011 года №1166, негативные последствия намечаемой деятельности на водные биоресурсы могут быть устранены путем выпуска молоди пеляди средней навеской 0,5 гр. в количестве 14000 экз. в Ивано-Арахлейские озера Забайкальского края.

Прокуратурой установлено, что в нарушение указанных требований закона ООО «Забайкалгидрострой» и ИП ФИО1 компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов по объекту «Регулирование русла реки Чита в районе микрорайона Солнечный г. Читы Забайкальского края» не исполнены.

В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.

Осуществление ответчиками деятельности, оказывающей вред водным биологическим ресурсам р. Чита, при непроведении восстановительных компенсационных мероприятий, создает угрозу загрязнения водного объекта и свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

Кроме того, незаконными действиями нарушаются права Российской Федерации, как собственника водных объектов – ресурсам р. Чита, поскольку такая деятельность не позволяет государственным органам управления осуществлять контроль по охране водного объекта, по его воспроизводству в случае негативного влияния при осуществлении лицом производственной деятельности, а также не позволяет компенсировать расходы государства от причинения ущерба окружающей среде за счет средств природопользования.

При установленных судом обстоятельствах и исследованных доказательствах, суд приходит к выводу, что иск Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Забайкалгидрострой», индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов законен, доказан и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Забайкалгидрострой», индивидуальному предпринимателю ФИО1 о возложении обязанности провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов удовлетворить.

Обязать ООО «Забайкалгидрострой», индивидуального предпринимателя ФИО1 в установленном законом порядке, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, предусмотренные заключением Ангаро-Байкальского территориального управления по рыболовству о согласовании осуществления деятельности от 17 октября 2017 года №ИС-3673.

В соответствии со статьёй 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Улётовский районный суд Забайкальского края.

Решение в окончательной форме принято 28 мая 2020 года.

Председательствующий О.Н.Крюкова