УИД № 75RS0001-02-2022-002460-52
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
№12-42/2022
28 апреля 2022 г. пгт. Забайкальск
Судья Забайкальского районного суда Забайкальского края Васендин С.Ф., при секретаре Гришеевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Билитуйская рудная компания» ФИО4 на постановление государственного инспектора Забайкальского отдела горного надзора и надзора за маркшейдерскими работами Забайкальского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 № 15/05-01-2022дл от 15.02.2022 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО «Билитуйская рудная компания» ФИО4, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
установил:
Постановлением государственного инспектора Забайкальского отдела горного надзора и надзора за маркшейдерскими работами Забайкальского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 № 15/05-01-2022дл от 15.02.2022 года генеральный директор ООО «Билитуйская рудная компания» ФИО4 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.8.10 КоАП РФ с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО4 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит признать его незаконным и отменить, поскольку в материалах дела об административном правонарушении № 15/05-01-2022дл отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие совершение административного правонарушения.
В судебное заседание надлежаще извещенная генеральный директор ООО «Билитуйская рудная компания» ФИО4, должностное лицо ФИО1 в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении дела в его отсутствие не заявляли.
Помощник прокурора ФИО2 заявил ходатайство об отмене указанного постановления и направлении дела на новое рассмотрение.
Изучив жалобу, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 30.6 проверка законности постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу положений ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.2 ст.8.10 КоАП РФ, невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, проведению дегазации при добыче (переработке) угля (горючих сланцев), приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный промышленный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе.
Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 года № 257, лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности (лицензиату) являются повышение квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющего лицензионную деятельность, не реже 1 раза в 3 года.
В силу требований статьи 22 закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»), пользователь недр обязан, помимо прочего, обеспечить ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами.
Согласно п.5 ч.5 ст.24 Закона «О недрах», основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе, являются проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон.
Пунктом 15 ФНП «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» установлено, что организации, эксплуатирующие объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, обязаны осуществлять маркшейдерское обеспечение безопасного ведения горных работ на основании соответствующей лицензии или заключать договоры по маркшейдерскому обеспечению работ с организациями, имеющими лицензию.
Согласно п.568 ФНП «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», маркшейдерские работы должны выполняться в соответствии с проектом производства маркшейдерских работ и требованиями к производству маркшейдерских работ, установленными нормативными правовыми актами.
Организации, ведущие работы по проектированию и строительству подземных сооружений, должны иметь в своем составе маркшейдерские и геологические службы или привлекать специализированные организации.
Пунктами 20, 21, 23 Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22 мая 2001 года № 18, предусмотрено, что организации – недропользователи разрабатывают положения о службах главного геолога и главного маркшейдера, которые утверждаются руководителем организации – недропользователя по согласованию с Госгортехнадзором России или его территориальным органом. Положения разрабатываются с учетом профиля организации в соответствии с требованиями промышленной безопасности и охраны недр. Штат службы главного геолога и главного маркшейдера устанавливается исходя из необходимости своевременного, качественного и в установленные требованиями нормативных документов сроки выполнения всего комплекса геологических и маркшейдерских работ с учетом видов полезного ископаемого, геологического строения месторождения, горнотехнических и гидрогеологических факторов, объемов и технологии ведения горных, горнопроходческих, строительно-монтажных и строительных работ, площади горного и земельного отводов, их застроенности, а при открытом способе разработки – и климатических условий региона. Численность служб организации определяется в соответствии с методикой, которую утверждает руководитель по согласованию с территориальным органом Гостехнадзора России.
ООО «Билитуйская рудная компания» осуществляет пользование недрами на основании лицензии № с целевым назначением и видами работ разведка и добыча магматических пород (андезитобазальтов) на <адрес>. Лицензия зарегистрирована министерством природных ресурсов Забайкальского края 16.07.2018 года, срок окончания действия 31.07.2043 года.
Согласно п.4.1.2 Лицензии условием пользования участка недр является, в том числе ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе добычных работ, отвечающей требованиям геологического и маркшейдерского обслуживания и промышленной безопасности, и ее сохранность.
Из материалов дела следует, что 02.08.2021 – 03.08.2021 гг. в ходе совместного с Читинской природоохранной прокуратурой обследования <адрес> установлено, что на момент проведения проверки Обществом ведутся горные работы без документов, уточняющих границы горного отвода, в отсутствии согласованного в установленном порядке Плана развития горных работ на 2021 год.
Согласно справке, в ходе проверки выявлены следующие нарушения, допущенные должностным лицом - директором ООО «Билитуйская рудная компания» ФИО4:
1. не представлены документы, подтверждающие факт маркшейдерского обеспечения работ на основании соответствующей лицензии; при отсутствии соответствующей лицензии не представлены договора по маркшейдерскому обеспечению работ с организациями, имеющими лицензию.
2. не представлен проект производства маркшейдерских работ.
3. на участках ведения горных работ месторождения магматических пород (андезитобазальтов) на <адрес> не заведены Журналы геолого-маркшейдерских указаний.
4. отсутствует маркшейдерская документация, необходимая для осуществления пространственно-геометрических измерений горных разработок, определения их параметров, местоположения и соответствия проектной документации; наблюдения за состоянием горных отводов и обоснование их границ; по ведению горной графической документации; учету и обоснованию объемов горных разработок; определению опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами месторождения магматических пород (андезитобазальтов) не <адрес>.
5. не укомплектован штат работников, удовлетворяющих соответствующим требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; руководство, техническое руководство работами на объектах ведения горных работ и переработки полезных ископаемых осуществляется лицами, не имеющими высшего или среднего специального соответствующего образования или окончившими соответствующие курсы, дающие право технического руководства горными работами.
6. рабочие, ведущие горные работы месторождения магматических пород (андезитобазальтов) на <адрес> не обучены безопасным приемам работы, не знают сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях, места расположения средств спасения и пожаротушения и не умеют пользоваться ими. Рабочие не руководствуются инструкциями по безопасному ведению технологических процессов, не знают способы оказания первой (доврачебной) помощи. Ни при поступлении на работу, и ни реже чем каждые 6 месяцев рабочие не проходят инструктаж по безопасным приемам выполнения работ, и не реже одного раза в год – проверку знаний инструкции по профессиям. Результаты проверки не оформляются протоколом с внесенной записью в соответствующий журнал инструктажа.
7. рабочие и специалисты, ведущие горные работы на <адрес> не обеспечены и не пользуются специальной одеждой, специальной обувью, исправными средствами индивидуальной защиты головы, органов дыхания, зрения и слуха, соответствующими их профессии и условиям работы, согласно установленным нормам.
8. на <адрес> каждое рабочее место в течение смены не осматривается лицом технического надзора, который обязан не допускать производство работ при наличии нарушений требований безопасности.
9. на <адрес>, являющемся участком ведения горных работ месторождения магматических пород (андезитобазальтов), не имеется в наличии законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, Правил, инструкций по безопасному производству всех видов выполняемых работ, технологических регламентов, технологических карт (проектов производства работ) по ведению, технологии, обслуживанию и ремонту оборудования и механизмов, не обеспечено их выполнение.
10. ведение горных работ (андезитобазальтов) <адрес> осуществляется в отсутствие согласованного в установленном порядке годового плана развития горных работ.
11. ведение горных работ (андезитобазальтов) <адрес> осуществляется в отсутствие оформленных в установленном порядке документов, определяющих уточненные границы горного отвода.
12. на участке ведения горных работ на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> не определены перечни работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности.
13. на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> машинист колесного погрузчика ФИО3 перед началом смены не проходит медицинский осмотр.
14. рабочие, ведущие работы на участке ведения горных работ на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес>, не обучены безопасным приемам работы, не знают сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях, места расположения средств спасения и пожаротушения и не умеют ими пользоваться. Рабочие не могут руководствоваться инструкциями по безопасному ведению технологических процессов (т.к. они не разработаны), не знают способы оказания первичной (доврачебной) помощи. Рабочие своевременно не проходят инструктаж по безопасным приемам выполнения работ и проверку знания инструкций по профессиям (т.к. они не разработаны). Соответствующие журналы инструктажей и личная карточка (книжка) рабочего не ведутся.
15. рабочим, ведущим работы на участке ведения горных работ на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес>, не проводится внеплановый инструктаж с работниками в случаях изменении характера работы, а также после произошедших несчастных случаев, аварий или после допущения грубых нарушений требований безопасного ведения работ (отсутствует журнал).
16. рабочие выполняют работы на участке ведения горных работ на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> без наряда, выдаваемого под роспись исполнителю работ.
17. на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> отсутствует технический руководитель смены, в связи с этим после осмотра рабочего места работником перед началом работ и выявлении в случае опасности, угрожающей людям, производственным объектам, некому сообщить данную информацию для принятия незамедлительных мер. В течение смены техническим руководителем не производится осмотр рабочих мест.
18. на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> не исключен доступ посторонних на территорию объекта, на котором ведутся горные работы.
19. на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> отсутствует утвержденный техническим руководителем маршрут передвижения людей по территории объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых.
20. на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> существующие места хранения горюче-смазочных материалов не обеспечены первичными средствами пожаротушения и пожарным инвентарем.
21. на объекте ведения горных работ на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> производится эксплуатация фронтального колесного погрузчика <данные изъяты> (произведен КНР в 2020 году), заводской №, государственный регистрационный №, у которого кабине не снабжена устройством защиты оператора при опрокидывании машины и устройством защиты от падающих кусков горной массы сверху.
22. на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> не назначено лицо, ответственное за выпуск горно-транспортного оборудования на линию после проверки его технического состояния. Не выдается машинисту фронтального колесного погрузчика <данные изъяты> путевой лист с указанием мер безопасного производства работ с занесением записи в бортовой журнал.
23. на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> не проводится ежесменная проверка исправности и комплектности погрузчика машинистом с занесением записи в бортовой журнал.
24. В кабине погрузчика на месторождении магматических пород (андезитобазальтов) <адрес> отсутствуют следующие журналы: агрегатный, приема и сдачи смен, проекты производства работ (паспорта). Рабочие места в течение смены не осматриваются лицами сменного технического надзора. Также не осматривается лицами сменного технического надзора и погрузчик, находящийся в эксплуатации.
По данному факту, в отношении генерального директора ООО «Билитуйская рудная компания» ФИО4 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Вместе с тем, согласно вынесенному постановлению № 15/05-01-2022дл о назначении административного наказания от 15.02.2022 года, виновным в совершении указанного правонарушения признано ООО «Билитуйская рудная компания». Вопросы о виновности либо невиновности должностного лица в отношении которого прокурором возбуждено дело об административном правонарушении в постановлении не разрешен. Из содержания резолютивной части постановления следует, что наказание назначено юридическому лицу.
В соответствии со ст. 3 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, административное наказание назначается в виде административного штрафа. При этом размер назначаемого административного штрафа должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи или части статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно ст. 3.2 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Несмотря на то, что санкция ч.2 ст.8.10 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей, ООО «Билитуйская рудная компания» назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>, при этом указанное снижение наказания в постановлении о назначении административного наказания не мотивировано.
При таких обстоятельствах опротестованное постановление нельзя признать законным и обоснованным.
Нарушения, допущенные при рассмотрении дела, являются существенными и влекут за собой безусловную отмену вынесенного решения и возвращение дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Роспотребнадзор), поскольку срок привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек.
Руководствуясь п.4 ст.30.7, ст.24.5 КоАП РФ,
решил:
Жалобу генерального директора ООО «Билитуйская рудная компания» ФИО4 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Забайкальского отдела горного надзора и надзора за маркшейдерскими работами Забайкальского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 № 15/05-01-2022дл от 15.02.2022 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО «Билитуйская рудная компания» ФИО4, о назначении административного наказания по ч.2 ст.8.10 КоАП РФ в размере <данные изъяты> отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Роспотребнадзор)
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения его копии в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд Забайкальского края.
Судья Забайкальского районного суда Васендин С.Ф.