ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 750010-01-2022-000783-97 от 08.09.2022 Забайкальского районного суда (Забайкальский край)

УИД № 75RS0010-01-2022-000783-97

Дело № 2-329/2022

Решение

именем Российской Федерации

пгт. Забайкальск 08 сентября 2022 года

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Васендина С.Ф.,

при помощнике судьи Мустафиной Т.Ф.,

с участием помощника прокурора Забайкальского района Забайкальского края Бадмажаповой Б.З.,

истца Бадртдиновой О.В.,

представителя истца ФИО 4, действующей на основании доверенности,

ответчика Бадртдинова Е.Ю.,

представителя ответчика ФИО 8, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бадртдиновой Олеси Викторовны к Бадртдинову Евгению Юрьевичу о лишении права на социальные выплаты и получения удостоверения члена семьи, погибшего (умершего) инвалида войны, взыскания неосновательного обогащения,

установил

Истица Бадртдинова О.В. обратилась в суд с иском к Бадртдинову Е.Ю. о лишении его права на выплату единовременного пособия и страховой суммы, а также лишения права на получение удостоверения члена семьи, погибшего (умершего) инвалида войны.

В обоснование заявленных требований Бадртдинова О.В. указала, что она состояла в браке с Бадртдиновым Е.Ю. с 03.08.2000 года, брак расторгнут 12 апреля 2004 г., от брака имеет троих детей.

ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы по контракту, находясь при исполнении обязанностей военной службы, в ходе специальной военной операции на территории Луганской Народной Республики погиб их совместный сын - ФИО 1 (ДД.ММ.ГГГГ.).

Ей стало известно, что ответчик обратился в органы соцзащиты с заявлением о единовременной выплате, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 №98 "О дополнительных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей".

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" и частью 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" лицами, имеющими право на получение страховой суммы и единовременной выплаты в связи с гибелью военнослужащего, являются в том числе его родители.

Согласно распоряжению Губернатора Забайкальского края от 06.04.2022 года семьям военнослужащих, погибших в спецоперации в Украине, ДНР, ЛНР положены выплаты в размере <данные изъяты>.

Действует Государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по осуществлению в 2022-2023 годах обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации и граждан призванных на военные сборы, заключенный между АО "СОГАЗ" и Минобороны России.

Истец полагает, что ответчик должен быть лишен права на получение предусмотренных названными нормативными правовыми актами страховой суммы и единовременного пособия, поскольку при жизни сына и до его совершеннолетия не занимался его воспитанием, материально не содержал, своих обязанностей родителя не осуществлял, алименты не выплачивал.

На взыскание алиментов выносилось решение суда от 01.01.2004 №2-87/2004 мирового судьи судебного участка N 39 Забайкальского района Забайкальского края. Выплаты по исполнительному производству составляли <данные изъяты>. В связи с переездами ответчика исполнительное производство передавалось сначала <адрес>, затем – <адрес>.

Ответчик не поддерживал никаких родственных связей с сыном, не общался с ним, не занимался его воспитанием, его судьбой не интересовался.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абзац третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается сумма в размере 2 000 000 руб.

Согласно пп."а" п.1 Указа Президента РФ от 05.03.2022 №98 "О дополнительных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" в случае гибели (смерти) военнослужащих принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной республики, Луганской Народной Республики и Украины членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статья 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ).

В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Согласно пункту 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации").

К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

В соответствии со статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт "а" пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Положения приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, полагает истец применимы к её отношениям с Ответчиком.

Министерством обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ Ответчику произведена выплата в размере <данные изъяты>, согласно Указа Президента РФ от 05.03.2022 №98.

На основании вышеизложенного истец с учетом увеличения исковых требований (т.2 л.д.18-19) просила лишить Бадртдинова Е.Ю. права на получение единовременных пособий и страховой суммы, в соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, ч.8 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 г № 306-ФЗ, Указом Президента РФ от 05.03.2022 №98, распоряжением Губернатора Забайкальского края от 06.04.2022, и получения удостоверения члена семьи, погибшего (умершего) инвалида войны. Взыскать с ответчика денежные средства в размере <данные изъяты> в качестве неосновательного обогащения.

В судебном заседании представитель истца ФИО 4, действуя на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указала, что истец и ответчик состояли в браке с августа 2000 по апрель 2004 года. В браке родилось двое детей, третий ребенок родился вне брака, в свидетельстве о рождении в графе "отец" у младшего ребёнка стоит прочерк. Погиб средний сын ФИО 1, ДД.ММ.ГГГГ. Отец с сыном не общался, в воспитании ребёнка не участвовал. ФИО 1 проживал с матерью до совершеннолетия. В 2017 году поступил в Забайкальский техникум профессиональных технологий и сервиса, но жил в общежитии, а не у отца, в июне 2020 года окончил техникум, получил диплом и был призван в армию, где 30.06.2021 года заключил контракт и после учебного центра направлен на Украину, где погиб 11.05.2022 года. Ответчик не исполнял обязанности родителя по содержанию ребенка, имел задолженность по алиментам, которую выплатил только в 2021 году, имел неофициальный заработок, с которого алименты не уплачивал, тем самым злостно уклонялся от уплаты алиментов.

Истица Бадртдинова О.В. суду пояснила, что официально они развелись с ответчиком в 2004 году, но в 2007 году вновь стали проживать совместно. В 2008 году у них вне брака родился младший сын ФИО 11. Сожительствовали они до 2009 года, в это время вели совместное хозяйство, купили дом. В 2011 году ответчик уговорил её, и она забрала исполнительный лист о взыскании с него алиментов. В 2012 году она купила квартиру и ушла от ответчика с детьми. В период совместно проживания с ответчиком воспитанием детей занималась она, отца фактически не было дома, он часто находился в командировках, в Китае, когда росли дети, он отсутствовал. Был случай, когда после развода ответчик приехал к ним в гости, забрал младшего сына ФИО 11, свозил его в кафе, а с двумя старшими - даже не поздоровался. Ответчик своевременно алименты не платил, устроился на работу в совхоз, чтобы удерживали меньше алиментов. Погиб её средний сын, и речь идет только о нём. В 2014 году старший сын ФИО 2 был трудным подростком, она не справлялась с его воспитанием, позвонила отцу, попросила его принять меры к воспитанию сына, ответчик изъявил желание забрать его к себе. ФИО 2 проживал у отца один год. После совершеннолетия средний сын ФИО 1 был у отца в гостях три раза. У неё не всегда были деньги, поэтому сын приезжал к отцу за едой, ФИО 1 просил у отца деньги, но отец ему денег не давал.

Ответчик Бадртдинов Е.Ю. иск не признал и пояснил, что фактически стал проживать с истицей с 1998 года, позднее они вступили в брак официально. Старшего сына ФИО 2<данные изъяты>, а после развода, не мог взять детей к себе, поскольку часто находился в командировках. В разводе они прожили 3-4 года, после чего сошлись и стали жить вместе. Когда он находился в командировке супруга предложила купить квартиру на материнский капитал, не хватало <данные изъяты>. Он добавил недостающие деньги, а после того, как они перевезли вещи, жена выгнала его из квартиры. Когда он жил <адрес>, младший сын ФИО 11 проживал с ним, но когда он уезжал в командировку, то приводил его к матери. Он занимался воспитанием своих детей, младший и средний сыновья часто приезжали к нему в гости. Он всегда заезжает в гости к сыновьям, когда проезжает <адрес>. Со всеми сыновьями он поддерживал хорошие отношения. Младший сын живет у него каждое лето. После похорон младший сын ФИО 11 хотел поехать к нему, однако он не разрешил, попросил присмотреть за матерью. Истица настроила ребёнка против него, ФИО 11 занес его в "черный список" и не хочет с ним общаться. От уплаты алиментов он не уклонялся. Когда работал официально, у него удерживались алименты; когда не работал, платил сколько мог. В эти периоды алименты начислялись в размере 10 000 рублей, он платил по <данные изъяты>, остальная сумма шла в долг. Когда приезжал из командировки, он уплачивал алименты по 3 раза в месяц, по <данные изъяты>, чеки у него не сохранились. С сыном ФИО 1 он поддерживал хорошие отношения вплоть до его гибели, он и его жена оказывали ему поддержку, когда тот обучался в техникуме.

Из отзыва на исковое заявление представителя Министерства обороны Российской Федерации ФИО 17 следует, что на основании п.2 ст.18 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст.ст. 1, 7, 8 Федерального закона от 07.11.2011 года №306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" членам семьи военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы, в равных долях выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 года "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" в случае гибели военнослужащих принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" Министерством обороны Российской Федерации заключен государственный контракт с АО "СОГАЗ" на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровью военнослужащих. Все вышеперечисленные выплаты производятся на основании записей в личном деле ФИО 1, в котором в графе родственники указываются родители военнослужащего. Доказательств того, что Бадртдинова О.В. обращалась в органы опеки и попечительства, а также в судебном порядке об ограничении/лишении родительских прав Бадртдинова Е.Ю. не представлено, так же как и доказательств того, что отец фактически не занимался воспитанием сына и его содержанием. При наличии отца, не лишенного и не ограниченного в отношении погибшего военнослужащего, родительских прав, записанного в его личном деле в качестве родителя, у Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют правовые основания для лишения выплат Бадртдинова Е.Ю.(л.д.127-130).

В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации ФИО 14, участвуя в судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи, изложенные в отзыве доводы поддержала, оставив разрешение возникшего спора на усмотрение суда.

Представитель АО "СОГАЗ" ФИО 16 просил рассмотреть дело в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление пояснил, что между Министерством обороны Российской Федерации и АО "СОГАЗ" заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75-87) по оказанию услуг по обязательному государственному страхованию военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы, для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2022-2023 годах. По факту гибели рядового ФИО 1 в АО "СОГАЗ" поступило заявление от Бадртдинова Е.Ю. (отец) и Бадртдиновой О.В. о выплате страховой суммы и единовременного пособия. В соответствии с ч.3 ст.2 ФЗ №52-ФЗ, выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию в случае гибели застрахованного лица могут быть супруга (супруг), родители (усыновители), дедушка и (или) бабушка, отчим и (или) мачеха застрахованного лица, его несовершеннолетние дети, дети инвалиды, дети в возрасте до 26 лет, обучающиеся в образовательных организациях, а также его подопечные. В случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы страховая сумма составляет 2 000 000 рублей, которая выплачивается выгодоприобретателям в равных долях (л.д.69-70, 72-74).

Допрошенные в судебном заседании свидетели охарактеризовали Бадртдинову О.В. положительно, пояснив суду, что семья являлась малоимущей, истица одна воспитывала троих детей. Классный руководитель ФИО 7 (2012-2017 гг.) указала, что ответчик школу не посещал, делами детей не интересовался. Свидетель ФИО 10 пояснила, что оформляла пособие на семью, со слов истца ответчик семье не помогал.

Из показаний коллег по работе ФИО 14 и ФИО 9 следует, что между истцом и ответчиком сложились конфликтные отношения, алименты ответчик не платил, по этому поводу истица обращалась в ФССП, звонила ответчику просила оказать помощь. В течение последних 5 лет истица брала кредит, чтобы собрать детей в школу. Сын ФИО 1 до 2017 года учился в школе, каникулы проводил у бабушки (матери ответчика), сын ФИО 2 какое-то время жил с отцом.

Свидетель ФИО 18 показала, что знает Бадртдинову с 2000-х годов. В 2001 году семья купила дом, семье не хватало денежных средств, из-за чего истец и ответчик часто ругались. В 2003 году они развелись, через два года вновь сошлись, но прожили недолго, около года. Сын ФИО 2 был очень привязан к отцу, любил его. Ответчик ездил в Китай на Камазе, неофициально работал у ФИО 19, и когда его не перестали пропускать через границу, он начал платить алименты по <данные изъяты>.

Свидетель ФИО 15 пояснила, что знает истицу с 2005 года. Семья Бадртдиновых испытывала материальные трудности и в тот момент, когда истец и ответчик проживали совместно. Она помнит, что истица зимой искала уголь, чтобы отопить дом. Со слов Бадртдиновой О.В., ответчик работал неофициально у ФИО 5, чтобы не платить алименты.

Свидетель ФИО 20 показала, что в 2003 году Бадртдинова О.В. сказала ей что ушла от мужа. В 2004-2005 истица самостоятельно содержала детей, находилась в трудном материальном положении, денежных средств не хватало. Истица ездила в Китай, зарабатывала на продукты питания. Ответчик определенный период времени не работал, затем работал там, где не платили заработную плату, работал неофициально, алименты не платил. В 2006-2007 году истица и ответчик вновь сошлись, у них родился третий сын. ФИО 2 был привязан к отцу, когда ему было 5-6 лет, ответчик хотел его забрать. В какое-то время ответчик забирал ФИО 2 проживать к себе, иногда ФИО 2 проживал у бабушки, а ФИО 1 всегда жил с матерью.

Свидетель ФИО 3 (супруга ответчика), показала, что дети ответчика: ФИО 2, ФИО 1 и ФИО 11 периодически приезжали к ним в гости на зимние каникулы, на летние каникулы дети приезжали к ним практически ежегодно. ФИО 2 проживал у них когда заканчивал 9 класс, ФИО 1 они помогали материально, когда он обучался в Чите. По просьбе мужа она переводила деньги истице. Они покупали детям вещи, один раз по просьбе истицы покупали учебники. Когда муж работал официально, алименты удерживались у него из заработной платы.

Аналогичные показания дала свидетель ФИО 12 (дочь ФИО 3), пояснившая о существовании хороших отношений между ответчиком и сыновьями.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, оценив представленные суду доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав мнение прокурора, полагавшего иск обоснованным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о лишении ответчика права на получение единовременного пособия и страховой выплаты, предусмотренных в случае гибели военнослужащего, а также получения им удостоверения члена его семьи.

Согласно нормативным положениям ст. 1, 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 1, 2, 4, 5 Федерального закона N 52-ФЗ, ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 98 и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П, законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся: страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы.

В соответствии с п.6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 года) при разрешении спора о наличии у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью в виде единовременного пособия и страховой суммы подлежат учету их действия по воспитанию, развитию, материальному содержанию такого лица и имеющиеся между ними фактические семейные связи. В случае уклонения от выполнения обязанностей родителя такой родитель может быть лишен права на получение мер социальной поддержки, основанных на факте родства с погибшим военнослужащим.

Из материалов дела следует, что Бадртдинов Е.Ю. и Бадртдинова О.В. вступили в брак 03.08.2000 года. В браке родили двоих детей: ФИО 2ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО 1ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решением мирового судьи от 01.04.2004 года брак был расторгнут, с ответчика Бадртдинова Е.Ю. в пользу Бадртдиновой О.В. взысканы алименты на содержание детей в размере 1/3 части всех видов заработка и иного дохода. Истец и ответчик характеризуются положительно, семья Бадртдиновой О.В. относится к малоимущим (л.д. 22, 24, 28-29, 58, 111-112, 89, 92-93, 147-148, 181, 212, 94, 188).

Из пояснений сторон судом установлено, в 2007 году Бадртдинов Е.Ю. и Бадртдинова О.В. стали проживать совместно в незарегистрированном браке, вели общее хозяйство. ДД.ММ.ГГГГ истица родила сына ФИО 11, которого ответчик признает своим. В 2011 году истица по просьбе Бадртдинова Е.Ю исполнительный лист о взыскании с ответчика алиментов отозвала. В 2012 году истица и ответчик прекратили совместное проживание и брачные отношения.

ДД.ММ.ГГГГФИО 21 возбуждено исполнительное производство в отношении ответчика Бадртдинова Е.Ю. о взыскании алиментов на содержание детей в пользу Бадртдиновой О.В. Согласно приходным кассовым ордерам ответчик переводил в счет уплаты алиментов истицы денежные средства: ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, согласно расписке от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Из сводки исполнительного производства следует, что сумма алиментов перечисленная должником минуя депозитный счет составила <данные изъяты>. На ДД.ММ.ГГГГ у ответчика образовалась задолженность по алиментам в размере <данные изъяты> (л.д.52-53, 135-138,166-171).

10.11.2014 решением Забайкальского районного суда Забайкальского края место жительство сына ФИО 2 определено у ответчика Бадртдинова Е.Ю. Из решения суда следует, что сын ФИО 2 проживает у отца с июня 2014 года. Условия проживания несовершеннолетнего удовлетворительные, у ребенка имеется отдельная комната, оборудовано место для сна и отдыха. Бадртдинов Е.Ю. трудоустроен, характеризуется положительно (л.д.184-185).

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу выданному на основании решения мирового судьи от 01.04.2004 года о взыскании алиментов на содержание детей в пользу Бадртдиновой О.В. в размере 1/3 части заработной платы и иного дохода (л.д.113-114).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава исполнительный лист № 2-87/ 2004 направлен на удержание алиментов по месту работы Бадртдинова Е.Ю. в <данные изъяты> в размере 1/3 текущих платежей и 15% в счёт погашения задолженности по алиментам в сумме <данные изъяты> (л.д. 61, 117).

В период с апреля 2015 по июнь 2016 года алименты в размере 30% заработка и задолженность по алиментам в размере 15% заработка (всего в размере 45%) ежемесячно удерживались из заработной платы Бадртдинова Е.Ю. по месту его работы в <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист возвращен в службу судебных приставов в связи с увольнением должника. Остаток задолженности по алиментам составлял <данные изъяты> (л.д.60, 115-116, 182).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава произведен перерасчет алиментной задолженности ответчика Бадртдинова Е.Ю. Размер задолженности по алиментам на ДД.ММ.ГГГГ определен в <данные изъяты>. В тот же день исполнительный лист направлен по месту работы ответчика Бадртдинова Е.Ю. в <данные изъяты> о взыскании алиментов в размере 1/4 текущих платежей и задолженности в размере 25% (л.д.118-119).

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ алименты и задолженность по алиментам ежемесячно удерживались из заработной платы ответчика Бадртдинова Е.Ю. в размере 50% причитающихся ему платежей по месту его работы в <данные изъяты>. Задолженность по алиментам погашена в полном объёме (л.д. 110, 180, 183).

Таким образом судом установлено, что начиная с 2015 года алименты на содержание детей с Бадртдинова Е.Ю. в пользу Бардтдиновой О.В. взыскивались регулярно, с погашением части задолженности в размере 45% заработка до июня 2016 года. Во время отсутствия работы с июля 2016 по март 2017 ответчик перевел истцу деньги в счет уплаты алиментов: ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>, в декабре 2016 года -<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. С марта 2017 года до 2021 года алименты взыскивались с ответчика ежемесячно в размере 50% причитающихся платежей. Удержание алиментов на содержание детей производилось организациями по месту работы ответчика.

Согласно сведения Бадртдинов Е.Ю. имеет стаж работы 11 лет 8 месяцев 1 день, из них: в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 мес.12 дн.), <данные изъяты>- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год), <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 28 дн.), <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 мес.), ФИО 5 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1г., 4 дн.), <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 г.9 мес., 9 мес.27 дн.), <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 г., 5 мес. 22 дн.), <данные изъяты> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 мес., 10 мес., 1 г., 11 мес., 11 мес. 10. дн. (л.д. 214-218).

На представленных суду фотографиях запечатлено общение Бадртдинова Е.Ю. со своими сыновьями в различные годы их жизни (л.д.229-231).

Согласно протокола осмотра доказательств, нотариусом ФИО 13 по заявлению ответчика выборочно осмотрена переписка представленного смартфона с с абонентом ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ - "Всё отлично, хорошо, спасибо. У Вас как дела."; от ДД.ММ.ГГГГ - "Не отпускают …….", "Обратно поеду"; от ДД.ММ.ГГГГ – "Я на связи. Всё. У Вас как дела?"; от ДД.ММ.ГГГГ – "Да все нормально. У меня были деньги. … Может скоро уедем.", "Нет конечно. ……. Они нам там ещё скорее всего пригодятся" (л.д.232).

Из истории операций по дебетовой карте следует, что с карты ответчика Бадртдинова Е.Ю. перечислялись денежные средства на карту сына ФИО 1ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>. Кроме того, ответчиком Бадртдиновым Е.Ю. произведены переводы на карту истицы Б. Олеси Викторовне ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> (л.д.176-179).

ДД.ММ.ГГГГФИО 1 погиб на территории ЛНР при выполнении обязанностей военной контрактной службы (л.д.25, 26, 90, 91,95, 193).

В соответствии с действующим законодательством, родители погибшего военнослужащего имеют право на получение единовременного пособия и страховой выплаты, предусмотренных в случае гибели военнослужащего, а также получения удостоверения члена его семьи.

Статьёй 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Согласно абзацу второму ст.69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Из разъяснений данных в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" следует, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим.

Согласно подп. "а" п. 16 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2017 N 44, разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка. О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного выплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего.

Суд считает, что при разрешении настоящего спора подлежит учёту также фактические отношения ответчика и сына, существовавшие до его гибели, наличие между ними эмоциональных семейных связей, а также желание Бадртдинова В.Е. поддерживать с отцом родственные отношения.

Как установлено судом, ответчик Бадртдинов Е.Ю. к ответственности за уклонение от уплаты средств на содержание детей не привлекался, виновного поведения ответчика в образовании задолженности, с учётом продолжительности и причины неуплаты алиментов, суд не усматривает.

Своё местонахождения ответчик никогда не скрывал, в розыске не находился, с 2007 по 2012 года он проживал совместно с истицей, вел с ней совместное хозяйство, тем самым участвовал в содержании и воспитании детей, что подтверждается действиями истицы, которая в 2011 году отозвала исполнительный лист из ФССП РФ, что исключило образование у ответчика задолженности по алиментам.

Суд принимает доводы ответчика о причинах образования задолженности в связи с трудностью трудоустройства и небольшом доходе при его временных заработках, поскольку доказательств, опровергающих эти доводы, суду не представлено. Косвенно доводы ответчика подтверждают свидетели ФИО 20, ФИО 15 и ФИО 8.

При этом ответчик принимал меры к выплате алиментов в период отсутствия у него работы, сумма алиментов, перечисленная им минуя депозитный счет, составила <данные изъяты>. С 2015 по 2021 год алименты на содержание детей выплачивались должником ежемесячно, в том числе и задолженность по алиментам. Обязательства по уплате средств на содержание детей Бадртдинов Е.Ю. исполнил полностью. В 2021 году полностью погасил всю имевшуюся у него перед Бадртдиновой О.В. задолженность. Невысокая заработная плата ответчика не является основанием для признание его уклоняющимся от уплаты средств на содержание детей. Допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что ответчик скрывал свои доходы, суду не представлено. Показания свидетелей в этой части основаны на предположениях истца. Злостное уклонение ответчика от исполнения лежавших на нем в силу закона обязанностей по содержанию детей, истцом не доказано.

Доводы о том, что ответчик не поддерживал никаких родственных связей с сыном, не общался с ним, его судьбой не интересовался, опровергнуты, представленными ответчиком доказательствами.

Судом установлено, что между отцом и детьми существуют семейные связи, которые Бадртдинов Е.Ю. не утратил, поддерживал и поддерживает родственные отношения с детьми в настоящее время, навещает их при посещении <адрес>. Сын ФИО 11 неоднократно гостил у Бадртдинова Е.Ю. летом, регулярно дети приезжали к матери ответчика в деревню, навещали отца по месту его жительства в <адрес>, отмечали вместе праздники, что истцом в судебном заседании не оспаривалось. Сын ФИО 2 в течение 2014-2015 года воспитывался и проживал с отцом в <адрес>, окончил там 9 класс, поступил в училище. Сыну ФИО 1 ответчик оказывал материальную и моральную поддержку и после достижения им совершеннолетия, поддерживал с ФИО 1 телефонную связь в период выполнения им обязанностей военной службы на территории ЛНР.

По мнению суда, все дети Бадртдинова Е.Ю. состояли с ответчиком в эмоциональных и близких семейных отношениях, и никто из них, в том числе и погибший сын ФИО 1, не желали прекращать с отцом своё общение и прерывать с ним родственные связи.

Изложенные обстоятельства в их совокупности, подтверждающие существующие между отцом и детьми устойчивые семейные отношения, не дают правовых оснований, предусмотренных ст.69 СК РФ, для удовлетворения заявленных требований о лишении ответчика права получения предусмотренных законом выплат и страхового возмещения, а также получения удостоверения члена семьи погибшего военнослужащего.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил

Исковое заявление Бадртдиновой Олеси Викторовны к Бадртдинову Евгению Юрьевичу о лишении права на социальные выплаты, взыскании неосновательного обогащения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.09.2022 года.

Судья С.Ф. Васендин