Дело № 2а-1542/2020
УИД № 75RS0015-01-2020-002914-03
Решение Именем Российской Федерации
г. Краснокаменск 24 ноября 2020 года
Краснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:председательствующего судьи Яскиной Т.А.,
при секретаре Кожевниковой Н.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО14 о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации Сизых ФИО15, выдвинутой в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края,
установил:
административный истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее.
Решением Совета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены досрочные выборы Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на ДД.ММ.ГГГГ
Решением Избирательной комиссии муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Решением Избирательной комиссии муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1, выдвинутый избирательным объединением Краснокаменским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия РФ», зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Административный истец полагает, что решение Избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края» подлежит отмене как незаконное, существенным образом, нарушающим права административного истца в силу нижеследующих обстоятельств.
Заинтересованное лицо (Сизых) является заместителем Главы муниципального района, что подтверждается документами, представленными в избирательную комиссию при её выдвижении.
В соответствии с Законом Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК «О Реестре должностей муниципальной службы в Забайкальском крае», заинтересованное лицо является муниципальным служащим.
Согласно ч.8 ст. 31 Устава муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края в случае отсутствия Главы муниципального района или невозможности исполнения им своих должностных обязанностей, в том числе в случае досрочного исполнения полномочий Главы муниципального района, его полномочия временно исполнят заместитель главы муниципального района.
Заинтересованное лицо имеет также статус временно исполняющего обязанности Главы муниципального района в силу вышеприведенных положений Устава.
Исходя из положений ч. 5 ст. 46, п.5 ч.4 ст. 52 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае», заинтересованное лицо не в праве участвовать в процедуре сбора подписей в свою поддержку в период исполнения им своих должностных обязанностей.
Однако, в нарушение указанных норм закона, заинтересованное лицо непосредственно осуществляло сбор подписей в свою поддержку на территории Краснокаменского района и города Краснокаменска, что подтверждается записью о лице, осуществлявшего сбор подписей в следующих подписных листах: №: количество подписей - 4; №: количество подписей - 5; №: количество подписей - 3; №: количество подписей - 3; №: количество подписей – 5; № количество подписей – 5;
№: количество подписей – 5; №: количество подписей – 5; №: количество подписей – 5; №: количество подписей – 5; №: количество подписей - 5; №: количество подписей - 4; №: количество подписей - 5;
№: количество подписей – 4.
Итого общее количество недействительных подписей, собранных в нарушение части 5 статьи 46 и пункта 5 части 4 статьи 52 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК составило №, что составило <данные изъяты> от общего количества подписей, отобранных для проверки и в соответствии с п. 1 ч. 24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием отказа в регистрации кандидата.
Кроме того, в нарушение Постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов в Забайкальском крае» форма первого финансового отчета заинтересованным лицом представлена без заполнения строк №
Административный истец, ссылаясь на данные обстоятельства, ст.ст. 239, 240,244 КАС РФ, просит суд: признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации ФИО2, выдвинутой в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края».
В судебном заседании административный истец ФИО1 административный иск поддержал по основаниям, указанным в иске, также суду пояснил, что ему известно о том, что ФИО2 собирала подписи в свою поддержку в период исполнения свих должностных обязанностей как исполняющий обязанности главы муниципального района, в том числе и непосредственно в рабочее время, чего в силу закона не имела право делать, кроме того, при сборе подписей оказывала давление на глав сельских поселений. Кроме того, первый финансовой отчет ФИО2 незаконно представлен в избирательную комиссию без заполнения строк №, тогда как обязана была заполнить данные графы, проставив в них соответствующие цифры, либо ноль.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика - Избирательной комиссии муниципального район «Город Краснокаменск и Краснокаменский района ФИО4 в удовлетворении административного иска просила отказать, так как никаких нарушений в ходе сбора подписей и предоставления финансовой отчетности кандидатом ФИО2 допущено не было и избирательной комиссией не установлено, заявлений граждан об использовании преимуществ должностного положения ФИО2 не поступало, инструкции по заполнению данного первого финансовой отчета не имеется. Подписи, которые зачеркнуты подписных листах комиссией не учитывались.
Заинтересованное лицо ФИО2 суду показала, что она в период сбора подписей для выдвижения себя в кандидаты на должность главы муниципального района, занимала должность исполняющего обязанности главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, в отпуске в этот период не находилась, часть подписей в свою поддержку собирала лично, но после работы, в нерабочее время, выезд для сбора подписей осуществляла на личном автомобиле своего гражданского супруга. Все собранные ею подписи были даны гражданами добровольно. В удовлетворении иска просила отказать.
Представители заинтересованного лица ФИО2: ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенности, в иске просили отказать по основаниям, указанным в письменном возражении, так как действующее законодательство, не запрещает лицу замещающему должность главы муниципального образования, собирать подписи в нерабочее время, т.е. в сводное от работы. В период сбора подписей она не находилась при непосредственном исполнении своих полномочий. Указанное в административном иске определение Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ истолковано стороной истца неверно, так как в нем речь идет о том, что лица, замещающие должность главы муниципального образования не вправе участвовать в сборе подписей при непосредственном исполнении своих полномочий. Первый финансовый отчет, представленный в избирательную комиссию ФИО2 полностью соответствует требованиям действующего избирательного законодательства, специальной инструкции по ее заполнению не имеется.
Вышестоящая избирательная комиссия Забайкальского края в соответствии с ч.1 ст. 243 КАС РФ о принятии административного искового заявления уведомлена надлежащим образом, представитель ФИО7, действующая на основании прав по должности и ФИО8, действующей на основании доверенности, просили рассмотрении дел в отсутствие представителя, в письменном возражении просили в иске отказать, так как на момент принятия избирательной комиссией муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» решения о регистрации ФИО2 на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», какими-либо фактами, подтверждающими нарушения кандидатом ФИО2 требований Закона края к порядку выдвижения и регистрации кандидатов на должность главы муниципального района, избирательная комиссия не располагала. Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ постановление №) утверждена Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов в Забайкальском крае. Указанным постановлением утверждена форма, а не порядок заполнения первого, итогового финансового отчета.
Выслушав стороны, заключение прокурора Панкова А.Ю. об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что решением Совета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ назначены досрочные выборы Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Избирательной комиссии муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО2, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Решением Избирательной комиссии муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1, выдвинутый избирательным объединением Краснокаменским местным отделением политической партии «Коммунистическая партия РФ», зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Администрацией муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, ФИО2 проходит муниципальную службу в администрации данного муниципального района в должности заместителя главы администрации муниципального района.
Распоряжением Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О временном исполнении обязанностей главы муниципального района «Администрацией муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края временно исполняющей обязанности главы муниципального района «Администрацией муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края с ДД.ММ.ГГГГ до момента вступления в должность главы муниципального района назначена ФИО2
Из письменного возражения административного ответчика следует, что ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию поступило заявление ФИО2 о согласии баллотироваться на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.
Из подписных листов № количество подписей - 4; № количество подписей - 5; №: количество подписей - 3; №: количество подписей - 3; № количество подписей – 5; № количество подписей – 5; № количество подписей – 5; № количество подписей – 5; № количество подписей – 5; № количество подписей – 5; № количество подписей - 5; № количество подписей - 4; № количество подписей - 5; № количество подписей – 4.
Согласно указанным подписным листам, подписи в них были собраны непосредственно ФИО2: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
На момент сбора данных подписей заинтересованное лицо ФИО2 являлась муниципальным служащим.
Временно исполняя обязанности главы муниципального района ФИО2 наделена полномочиями данного должностного лица на период их исполнения.
Решением избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что для регистрации кандидата на должность главы муниципального района «Администрацией муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края необходимо представить не менее 220 и не более 242 достоверных и действительных подписей избирателей.
Согласно данным избирательной комиссии ФИО2 было представлено № подписи, их которых № были признаны недействительными.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1), в том числе право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2), исходит из того, что эти права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, входя в нормативное содержание конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, получает признание в системе конституционного регулирования, в частности в качестве средства организации местного самоуправления, которое в Российской Федерации признается и гарантируется как одна из основ конституционного строя, является формой осуществления народом своей власти и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе путем выборов представительных органов и должностных лиц муниципальных образований (статьи 12, 130 и 131 Конституции Российской Федерации). Соответственно, избирательные права имеют определенные особенности реализации в системе местного самоуправления, где они призваны создавать широкие возможности для непосредственного участия граждан в муниципальном избирательном процессе, что относится и к реализации пассивных избирательных прав, включая институт сбора подписей в целях выдвижения кандидатов на выборные должности. Деятельность граждан в данной сфере не может, однако, нарушать права и свободы других лиц и должна носить законный характер (статья 15, часть 2; статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в системном единстве с нормами ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), государство в лице федерального законодателя для обеспечения эффективных гарантий всеобщего равного избирательного права, а также для защиты иных конституционно признаваемых ценностей может и должно определять порядок и условия реализации гражданами их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Осуществляя возложенные на него полномочия, федеральный законодатель вправе при необходимости вводить ограничения избирательных прав для достижения конституционно значимых целей, включая изъятия из принципа всеобщности пассивного избирательного права (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 797-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 757-О-О).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с тем чтобы гарантировать реализацию демократических принципов и норм избирательного права, исключает участие в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, а последствием нарушения этого требования признает недействительность подписей (пункт 6 статьи 37).
Несмотря на общие с другими органами местного самоуправления черты, институт главы муниципального образования имеет свою специфику, поскольку, в частности, глава муниципального образования может рассматриваться как обладающий характеристиками единоличного органа местного самоуправления и выборного должностного лица. При этом законодательство не дает оснований считать, что любые действия лица, замещающего должность главы муниципального образования, когда бы они ни совершались, следует квалифицировать как относящиеся к деятельности органа местного самоуправления.
Из положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», наличие должностного (служебного) статуса не препятствует участию в выборах в качестве кандидата, но предполагает необходимость - для кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе, равно как и являющихся членами органов управления организаций независимо от формы собственности, - освобождения от выполнения должностных (служебных) обязанностей (пункт 2 статьи 40). Однако, для глав муниципальных образований подобного требования не установлено.
В связи с этим сам по себе факт обладания полномочиями главы муниципального образования не может рассматриваться как безусловное препятствие для участия в сборе подписей, однако такое участие возможно лишь в порядке, не противоречащем действующему законодательству.
Для кандидатов, замещающих выборные муниципальные должности, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» специально оговаривает недопустимость использования преимуществ своего должностного положения, определяя, какие именно действия под этим понимаются (пункты 1 и 5 статьи 40). Исключение возможности использования должностного положения в целях влияния на процесс и итоги выборов, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивает реализацию конституционных гарантий свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм избирательного права, в том числе требования о равенстве прав кандидатов на выборах (Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 457-О).
Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной либо муниципальной службе или являющиеся иными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума, установлен пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ и не подлежит расширительному толкованию.
Пунктом «д» ч.5 ст. 40 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок.
Из этого следует, что лица, замещающие должность главы муниципального образования, не вправе участвовать в сборе подписей при непосредственном исполнении своих полномочий, в том числе в ходе служебных командировок, тогда как такая возможность для них не исключается при освобождении от должностных обязанностей (например, кратковременный отпуск) в течение соответствующего периода избирательной кампании.
Согласно ч.5 ст. 46 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Пунктом 5 ч.4 ст. 52 этого же закона предусмотрено, что под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Законе края в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях следует понимать: сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок.
Из данных положений Закона Забайкальского края №-ЗЗК, также не следует запрет лицу, временно замещающему должность главы муниципального образования на участия в сборе подписей.
Такое участие возможно лишь в порядке, не противоречащем действующему законодательству.
Доводы административного иска о том, что ФИО2, являясь временно исполняющей обязанности главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, и самостоятельно осуществляя сбор подписей избирателей, нарушила ч.5 ст. 46, п. 5 ч.4 ст. 52 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК являются следствием ошибочной оценки исходя из следующего.
В Определении от ДД.ММ.ГГГГ№, на который ссылается административный истец, Конституционный суд указал, что сам по себе факт замещения должности главы муниципального образования не может рассматриваться как безусловное препятствие для участия в сборе подписей, однако такое участие возможно лишь в порядке, не противоречащем действующему законодательству. Для кандидатов, замещающих выборные муниципальные должности, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» специально оговаривает недопустимость использования преимуществ своего должностного положения, определяя, какие именно действия под этим понимаются (пункты 1 и 5 статьи 40).
Из этого следует, что лица, замещающие должность главы муниципального образования, не вправе участвовать в сборе подписей при непосредственном исполнении своих полномочий, в том числе в ходе служебных командировок, тогда как такая возможность для них не исключается при освобождении от должностных обязанностей (например, кратковременный отпуск) в течение соответствующего периода избирательной кампании.
Таким образом, положения пункта 6 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ не исключают возможность для лица, замещающего должность главы муниципального образования, осуществлять лично сбор подписей в поддержку его выдвижения кандидатом на выборах в органы местного самоуправления, если это сопряжено с освобождением данного лица от исполнения должностных обязанностей и не связано с использованием преимуществ его должностного положения.
Из исследованных доказательств следует, что ФИО2, хотя и не находилась в кратковременном отпуске, однако при сборе лично подписей избирателей преимуществ служебного положения не допустила, поскольку осуществляла сбор подписей после окончания рабочего времени, не на рабочем месте, среди жителей муниципального образования.
Доказательств, опровергающих данные объяснения заинтересованного лица, административным истцом и представителем избирательной комиссии суду не представлено.
В указанном определении Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ№ говорится о невозможности сбора подписи при непосредственном исполнении своих полномочий, в связи с чем, действия ФИО2 по сбору подписей при указных выше обстоятельствах, не противоречат указанному определению Конституционного суда.
Из оспариваемых административным истцом подписных листов следует, что ФИО2 собирала подписи ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, доказательств того, что при сборе в указанные даты подписей в свою поддержку ФИО2 использовала свое преимущество как должностное лицо, что в указанные даты находилась в командировке, оплачиваемой за счет бюджета муниципального района, что сбор подписей осуществлялся ею при непосредственном исполнении своих полномочий, материалы дела не содержат, суду таких доказательств представлено не было.
В избирательную комиссию обращений, заявлений граждан об использовании преимуществ должностного или служебного положения ФИО2 также не поступало.
Пунктом 2 ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено освобождение от выполнения должностных или служебных обязанностей только уже зарегистрированных кандидатов, находящиеся на государственной или муниципальной службе, на время их участия в выборах.
Ссылка административного истца на то, что ФИО18 и ФИО19 могут подтвердить тот факт, что ФИО2 собирала подписи на рабочих местах, доводы административного истца об использовании ФИО2 преимуществ своего должностного положения, не подтверждают, так как в подписных листах подписи ФИО20 не имеется, а подпись ФИО11 в подписном листе № от ДД.ММ.ГГГГ отобрана надлежащим образом, с указанием всех необходимых данных, каких-либо заявлений, жалоб от ФИО11 по поводу отобрания у нее ФИО2 подписи не поступало.
Ссылка административного истца в дополнительном пояснении на решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на выводы суда не влияет, так как данное решение суда первой инстанции не может быть преюдицией по настоящему делу.
Апелляционное определение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на которое также ссылается административный истец в своих дополнительных пояснениях касается других обстоятельств и другого субъектного состава – депутата муниципального совета, и также преюдицией для суда по настоящему делу быть не может, в том числе и по смыслу ч.6 ст. 61 ГПК РФ.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Подписные листы собранные ФИО2 №№, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № на данным требованиям закона соответствуют.
При таких обстоятельствах оснований для признания подписей, собранных ФИО2 недействительными у суда не имеется, так как признаков их недействительности в судебном заседании не установлено, а административные исковые требования в указанной части подлежат оставлению без удовлетворения.
Разрешая требования административного иска в части нарушений, допущенных ФИО2 при предоставлении первого финансового отчета суд исходит из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 для регистрации в избирательную комиссию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края представлены документы, в числе которых первый финансовый отчет кандидата.
Из представленного ФИО2 в избирательную комиссию первого финансового отчета следует, что заполнены строки №, №, №, №, №, №, а строки с № по №, с № по № не заполнены.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 48 Закона №-ЗЗК «О муниципальных выборах в Забайкальском крае» края для регистрации кандидата должен быть представлен первый финансовый отчет кандидата.
Согласно п. 12 ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 9 ст. 71 Закона края №-ЗЗК порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательного фонда и расходования этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются Избирательной комиссией Забайкальского края.
Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов в Забайкальском крае утверждена Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№. Данным Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок формирования и расходования денежных средств избирательных фондов, открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов кандидатов, избирательных объединений при проведении муниципальных выборов в Забайкальском крае, утверждена форма финансового отчета (приложение №).
Из содержания данного Постановления и самой Инструкции не следует, что при отсутствии у кандидата числовых показателей каких-либо строк первого финансового отчета, в соответствующей графе необходимо ставить 0, возможность в данном случае не заполнять соответствующую графу при отсутствии числового показателя указанным Постановлением и Инструкцией не запрещено.
Ссылки административного истца на Постановление Избирательной комиссии Забайкальского края № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении «Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва» в данном случае необоснованны, так как оно имеет отношение к проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края третьего созыва, более того, Приложением № к данной инструкции предусмотрен четкий образец заполнения первого финансового отчета.
Образца по заполнению первого финансового отчета, указанного в Приложении № к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.
Представленный кандидатом ФИО2 первый финансовый отчет не противоречит требованиям действующего избирательного законодательства и принятой Избирательной комиссией Забайкальского края Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, предъявляемым к форме первого финансового отчета.
Административным истцом суду не представлено доказательств того, что ФИО2 сокрыла от избирательной комиссии сведения, подлежащие указанию в строках с № по №, с № по №, не проставив в них 0, а также того, что денежные средства, поименованные в указанных строках имели место быть у ФИО2
Оснований для выводов о том, что ФИО2 нарушила форму первого финансового отчета, у суда не имеется, а потому в удовлетворении административного иска в указанной части следует отказать.
В соответствии с пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Принимая во внимание, что количество достоверных подписей у ФИО2 составило №, что является достаточным количеством для регистрации ФИО2 кандидатом на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, нарушений при предоставлении первого финансового отчета ею допущено не было, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 241, 243, ч.3 ст. 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО16 о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации Сизых ФИО17, выдвинутой в порядке самовыдвижения, кандидатом на должность Главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, отказать.
Данное решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течении пяти дней с момента вынесения через Краснокаменский городской суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Т.А.Яскина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>