ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 75/1 от 29.07.2021 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

29 июля 2021 года г. Краснодар

Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара (3500001, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 75/1) Восьмирко Е.А. при секретаре судебного заседания Маркарьянц О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Краснодарского транспортного прокурора ФИО5 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, заинтересованные лица – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Краснодарского транспортного прокурора ФИО5 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование требований истец указал, что, в ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» выявлено функционирование сайтов, расположенных по URL-адресам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> содержащих предложения по предоставлению услуг в сфере выполнения авиационно-химических работ, по перевозке пассажиров, реализации документов об образовании гражданской авиации.

Согласно информации заместителя руководителя ФАВТ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, а также списку эксплуатантов, зарегистрированных в Росавиации, в соответствующем реестре лица, предлагающие на вышеуказанных сайтах услуги по коммерческой перевозке пассажиров и выполнению авиационно-химических работ, отсутствуют.

Согласно сведениям, запрошенным в сервисе WHOIS (https://www.reg.ru/), информация о владельцах указанных сайтов не найдена.

Некачественное оказание образовательных услуг, связанных с подготовкой специалистов авиационного персонала гражданской авиации, представляет угрозу обеспечения безопасности полетов, угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, не только из числа возможных участников воздушных перевозок.

Помощник Краснодарского транспортного прокурора ФИО7 настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явился, направил в адресу суда разъяснение позиции по делу, из которого следует, что у Управления отсутствуют специалисты, обладающие профессиональными знаниями для экспертной оценки информации, указанной в заявлении прокурора, как запрещенной к распространению на территории РФ посредством сети «Интернет», то вопрос оценки данной информации о наличии/отсутствии признаков запрещенной, оставляет на усмотрение суда

Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и в силу положений п. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), в праве обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Часть 2 статьи 265.2. КАС РФ предусматривает направление административных исковых заявлений о признании информации запрещенной и документам, прилагаемым к данному заявлению в отсутствие административного ответчика в том случае, если он не установлен.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации, запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможна путем привлечения к участию в деле компетентного органа по включению соответствующей запрещенной информации в указанный выше реестр, в частности Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – ФЗ № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149 передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пунктом 9 ст. 2 ФЗ № 149 предусмотрено, что под распространением информации следует понимать действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Согласно п. 3 ФЗ № 149 сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Судом установлено, что Краснодарской транспортной прокуратурой в рамках проверки соблюдения требований действующего законодательства о безопасности полетов на территории Краснодарского края, а также анализа состояния законности в части профессиональной подготовки должностных лиц в сфере воздушного транспорта, установлены следующие нарушения действующего законодательства.

В ходе мониторинга информационно-коммуникационной сети «Интернет» выявлено функционирование сайтов, расположенных по URL-адресам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> содержащих предложения по предоставлению услуг в сфере выполнения авиационно-химических работ, по перевозке пассажиров, реализации документов об образовании гражданской авиации.

Наличие у лица сертификата (свидетельства) эксплуатанта является подтверждением его соответствия сертификационным требованиям, предъявляемым федеральными авиационными правилами.

Таким образом, для осуществления деятельности по коммерческой перевозке пассажиров и выполнения авиационно-химических работ требуется сертификат эксплуатанта, что также предусмотрено приказом Минтранса России от 13.08.2015 № 246 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателя, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки» и приказом Минтранса России от 19.11.2020 № 494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы».

Согласно информации заместителя руководителя ФАВТ ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, а также списку эксплуатантов, зарегистрированных в Росавиации, в соответствующем реестре лица, предлагающие на вышеуказанных сайтах услуги по коммерческой перевозке пассажиров и выполнению авиационнохимических работ, отсутствуют.

За выполнение вышеуказанных работ и услуг в отсутствии сертификата эксплуатанта предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.5, 14.1 КоАП РФ, а в случае оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, уголовная ответственность по статье 238 УК РФ.

Кроме этого, согласно части 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее – ВК РФ) образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала также осуществляют свою деятельность при наличии документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей требованиям федеральных авиационных правил,

В силу пункта 1 статьи 52 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

На основании пункта 2 статьи 54 ВК РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Согласно пункту 4 статьи 54 ВК РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Некачественное оказание образовательных услуг, связанных с подготовкой специалистов авиационного персонала гражданской авиации, представляет угрозу обеспечения безопасности полетов, угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, не только из числа возможных участников воздушных перевозок.

Распространение информации о продаже дипломов гражданской авиации противоречит целям и задачам действующего законодательства об образовании, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан РФ на образование, препятствует нормальному развитию общественных отношений, возникающих в сфере образования.

Размещенные на интернет-сайтах сведения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Таким образом, осуществление коммерческой перевозки пассажиров, выполнение авиационно-химических работ и обучение лиц авиационного персонала не допускается в отсутствие разрешительной документации.

В ходе проверки установлено, что вышеперечисленные сайты в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствуют.

Согласно сведениям, запрошенным в сервисе WHOIS (https://www.reg.ru/), информация о владельцах указанных сайтов не найдена.

Таким образом, установить владельцев спорных сайтов не представляется возможным.

С учетом указанных норм суд приходит к выводу, что доступ к вышеуказанным информационным материалам в соответствии законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149 основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 ФЗ № 149, основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 228, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя Краснодарского транспортного прокурора ФИО5 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, заинтересованные лица – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сету «Интернет», по электронным ссылкам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Краснодарском крае для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» в Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.