ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 760015-01-2021-003062-35 от 09.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

И

Дело № 2а-2269/2021

УИД № 76RS0015-01-2021-003062-35

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 ноября 2021 г.

город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,

при секретаре Смирновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Ленинского района города Ярославля обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. С учетом уточненного иска просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресам <данные изъяты> распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области для включения доменных имен указанных сайтов в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В уточненном исковом заявлении указано, что в ходе проверки прокуратурой района выявлены указанные выше сайты на которых предлагается приобрести дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем образовании, аттестаты школ, академические справки, школьные аттестаты. Размещенная информация носит противоправный характер. Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства об образовании, о противодействии коррупции и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на образование и интересы государства. По указанным основаниям прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Ленинского района города Ярославля Ратехина Н.Г. уточненное заявление поддержала по изложенным в нем доводам, требования в части информации на сайтах <данные изъяты> не поддержала, поскольку в отношении указанных сайтов имеются решения судов.

Представители заинтересованных лиц Управления Роскомнадзора по Ярославской области, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представили письменный отзыв.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что уточненное административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, в ходе которой выявлены сайты <данные изъяты> на которых предлагается приобрести дипломы о высшем образовании, дипломы о среднем образовании, аттестаты школ, академические справки, медицинские сертификаты, школьные аттестаты. Размещенная информация создает предпосылки для коррупционных проявлений, пропагандирует коррупцию.

В соответствии с пунктами 11, 19 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" одними из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы и сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.

Поступление на государственную и муниципальную службу и заключение контракта со служащим в силу требований Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федерального закона от 02 марта 2007 г. №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", неразрывно связано с наличием у претендента соответствующего образования, подтверждаемого дипломом и иными документами об образовании.

Как следует из статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Учет и выдача аттестатов об основном общем и среднем общем образовании, документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, производится в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. №115, а также Порядком заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 13 февраля 2014 г. №112.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа являются уголовно-наказуемыми деяниями в соответствии со статьями 324 и 327 Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с частями 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу части 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с частями 1, 2, 3, пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В реестр включаются, в том числе доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Основаниями для включения в реестр сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, являются, в том числе решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Распространение информации, размещенной на указанных сайтах, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере образования, о противодействии коррупции и подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на получение образования в установленном законом порядке.

Законодательством предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документы об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", за которую предусмотрена уголовная либо административная ответственность.

Распространение информации о продаже дипломов, аттестатов посредством сети "Интернет" фактически предоставляет возможность приобретения документа об образовании, который может использоваться при поступлении на государственную или муниципальную службу без прохождения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам различных уровней образования, что противоречит указанным требованиям закона и основополагающим принципам противодействия коррупции.

В силу статьи 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

На основании статьи 265.5 КАС РФ решение суда по административному делу о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса.

Таким образом, распространение указанной выше информации запрещено. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

С учетом изложенного, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 265.1-265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресам: <данные изъяты>, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Управление Роскомнадзора по Ярославской области для включения доменных имен сайтов <данные изъяты> единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья Ю.В. Куклева