Председательствующий: Валиулин Р.Р. Дело № 77-1(1)/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Фогель И.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя администрации Кировского административного округа г. Омска – ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 30 ноября 2016 года, которым постановлено:
«Жалобу удовлетворить частично.
Постановление начальника управления регионального государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области ФИО2, вынесенное 21 сентября 2016 года в отношении администрации Кировского административного округа города Омска за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, изменить, снизив размер административного штрафа до 50000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника управления регионального государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области от 21 сентября 2016 года Администрация КАО г. Омска привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 100 000 рублей.
Администрация КАО г. Омска признана виновной в том, что в нарушение пунктов 1,3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», положений приказа Минприроды России от 05 декабря 2014 года № 541, паспорта на отходы I-IV классов опасности на утверждение не направлялись, в нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», положений Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01 сентября 2011 года № 721 учет в области обращения с отходами в деятельности юридического лица в установленном порядке не организован и не проводится.
Администрация КАО г. Омска в лице своего представителя обжаловала указанное постановление в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе представитель администрации Кировского административного округа г. Омска – ФИО1 просит отменить решение суда и постановление. Считает, что обязанность по учету отходов возложена непосредственно на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, администрация не относится к субъектам данного правонарушения, так как не осуществляет деятельность в области обращения с отходами. Администрация также не эксплуатирует помещение в связи с обращением с отходами. Административным органом не доказано к какому виду обращения с отходами, применительно к объективной стороне, относится осуществляемая администрацией округа деятельность, не доказано событие административного правонарушения.
В возражениях на жалобу представитель Управления просит решение и постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно статье 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в том числе, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ).
Исходя из положений указанных норм, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения и представлению необходимой информации в области обращения с отходами возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 03 августа 2016 года № 95-РП в период с 10 августа 2016 года по 06 сентября 2016 года должностными лицами отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в отношении Администрации КАО г. Омска проведена плановая выездная проверка, результаты которой зафиксированы в акте от 06 сентября 2016 года (л.д. 22 - 26).
Проверкой установлено, что основным видом деятельности Администрации КАО г. Омска является деятельность органов местного самоуправления районов, городов внутригородских районов. В результате хозяйственной деятельности Администрации КАО г. Омска образуются отходы производства и потребления различных классов опасности: лампы ртутные, картриджи печатающих устройств отработанные, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, утратившие потребительские свойства, системный блок компьютера, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, мусор и смет уличный, мусор от офисных и бытовых помещений.
Согласно акту проверки в нарушение требований статей 11, 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды РФ от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учета отходов» Администрацией КАО г. Омска представлены несогласованные паспорта опасных отходов: лампы ртутные, картриджи печатающих устройств отработанные, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства, утратившие потребительские свойства, системный блок компьютера, утративший свои потребительские свойства, клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие свои потребительские свойства, мусор и смет уличный, мусор от офисных и бытовых помещений.
Также не представлена отчетность об образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других отходах, в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении порядка отчета отходов».
08 сентября 2016 года государственным органом административного надзора в отношении Администрации КАО г. Омска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. Вынесено постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Проверяя обоснованность привлечения Администрации г. Омска к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, судья районного суда согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях Администрации КАО г. Омска объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и опроверг доводы жалобы администрации о том, что юридическое лицо не является субъектом инкриминируемого правонарушения.
Между тем, состоявшиеся по делу постановление и решение нельзя признать законными и обоснованными.
Исходя из положений указанных выше норм, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения, представлению необходимой информации в области обращения с отходами, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Однако из материалов дела не следует, что Администрация КАО г. Омска осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а также эксплуатирует занимаемое помещение в связи с обращением с отходами, доказательств тому не имеется.
Материалы дела не содержат доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о производстве в отношении отходов действий, отвечающих признакам накопления отходов, которым в силу статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ признается их складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
По смыслу вышеуказанного закона накопление отходов должно осуществляться в специально обустроенном месте, предназначенном исключительно для осуществления названной деятельности и в соответствии с установленным законом требований.
Данные, свидетельствующие об осуществлении администрацией такого складирования отходов, о наличии специально обустроенных мест (площадок) для их складирования сроком более чем одиннадцать месяцев в целях дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования отходов, или иную деятельность в области обращения с отходами и том, что юридическое лицо относится к числу субъектов, на которых в силу закона возложена обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения, ведению учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, отсутствуют.
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Администрации КАО г. Омска также вменяется непредставление в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетности об опасных отходах для согласования.
Порядок предоставления такой отчетности утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 г. № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».
По смыслу положений пункта 10 данного Порядка отчетность составляет баланс масс соответствующих отходов за отчетный период, включающий данные о массах накопленных (на последний день отчетного периода) отходов (образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных на собственных объектах хранения/захоронения).
Статья 12 Закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, деятельность по размещению и обезвреживанию отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
О специализированном характере названной деятельности также свидетельствует подпункт 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», требующий наличие лицензии для организаций, осуществляющих обезвреживание и размещение отходов.
Администрация КАО г. Омска, осуществляющая деятельность органов местного самоуправления районов, городов, внутригородских районов, не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается сбором, размещением и обезвреживанием отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления», следовательно не подлежит ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
В материалах дела имеется копия договора от 18 ноября 2015 года, на оказание услуг обезвреживания (демеркуризации) ртутьсодержащих отходов с места накопления заказчика (Администрации КАО г. Омска) со специализированной организацией ООО «Мерк», имеющий лицензию, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года № 681 на проведение работ (услуги) по сбору, транспортировке и обезвреживанию (демеркуризации) ртутьсодержащих отходов.
Указанный договор исполнен 29 декабря 2015 года, что подтверждается актом передачи-приема ртутьсодержащих отходов на обезвреживание (л.д. 54). Имеется журнал учета люминесцентных ламп, в котором последняя запись произведена 29 декабря 2015 года.
Кроме того, в материалах дела имеется договор на оказание услуг, заключенный между Администрацией КАО г. Омска и ИПБОЮЛ ФИО3 от 28 января 2016 года, по условиям которого заказчик (Администрация КАО г. Омска) поручает исполнителю ИПБОЮЛ обязательства по вывозу твердых бытовых отходов, вывоз ТБО заказчика (1 контейнер) осуществляется два раза в неделю. Исполнение договора также подтверждается актами выполненных работ (л.д. 59-66) и копиями платежных поручений о перечислении денежных средств за оказанные услуги по вывозу мусора.
Таким образом, названными документами подтверждается принятие администрацией мер по вывозу специализированными лицензированными организациями отходов, которые образуются в результате хозяйственной деятельности.
Согласно протоколу и постановлению Администрации КАО г. Омска было вменено нарушение требований ч. 1 ст. 14 ФЗ от 29.12.2014 № 458.
Между тем, в обоих документах указано, к какому конкретному классу опасности отходов отнесены соответствующие отходы с указанием на классификационный каталог.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 2, указанной выше статьи, требования контролирующего органа не основаны на законе.
Необходимо также отметить, что судья при рассмотрении дела ограничен рамками тех обстоятельств и нормативных актов, которые нашли отражение в протоколе, составленном должностным лицом.
В ходе производства по данному делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ исследованы не были.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, постановление начальника управления регионального государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области ФИО2, от 21 сентября 2016 года, решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 30 ноября 2016 года, вынесенные в отношении Администрации Кировского административного округа города Омска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации КАО г. Омска подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
жалобу удовлетворить.
Постановление начальника управления регионального государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области ФИО2 от 21 сентября 2016 года, решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 30 ноября 2016 года, вынесенные в отношении Администрации Кировского административного округа города Омска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении Администрации КАО г. Омска прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья В.В. Круглов