ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-100/20 от 06.05.2020 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Фуфачев Н.А. Дело № 77-100/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. ФИО1 6 мая 2020 года

Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев жалобу начальника производственно-технического отдела филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении № 043/04/9.21-616/2019 от 11 ноября 2019 года вынесенное заместителем руководителя управления – начальником отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России ФИО3 и решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 26 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника производственно-технического отдела филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России ФИО3 № 043/04/9.21-616/2019 от 11 ноября 2019 года начальник производственно-технического отдела филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 26 февраля 2020 года постановление о назначении административного наказания оставлено без изменений, жалоба ФИО2 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Кировской областной суд, ФИО2 оспаривает постановление о назначении административного наказания и решение судьи, приводя доводы об отсутствии состава и события правонарушения. Ссылаясь на Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 и заключенный с ФИО5 договор, считает, что филиал АО «Газпром газораспределение ФИО1» обязан был проверить выполнение заявителем технических условий, только после чего может быть осуществлен непосредственный пуск газа. Выполнение технических условий подтверждается составлением и подписанием двустороннего акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению установленной типовой формы (Постановление Правительства РФ от 15.06.2017 № 713), в разделе «заключение» предусмотрено указание сведений о проверке технической документации на соответствие техническим условиям, что невозможно, по его мнению, без предоставления соответствующих документов, подтверждающих соответствие материалов и технологии строительства. Полагает, что непредставление исполнительно-технической документации на сети газопотребления заявителя внутри границ земельного участка лишает газоснабжающую организацию возможности проверить соответствие построенного газопровода техническим требованиям и подписать акт о готовности сетей к подключению. Считает, что требование исполнительно-технической (проектной) документации на сети газопотребления не противоречит положениям нормативно-правовых актов, в противном случае они будут лишены возможности реализовать свою обязанность подтвердить соответствие технической документации проведенных строительно-монтажных работ. Непосредственный пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению на предмет соблюдения безопасности при использовании сети газопотребления и газоиспользующего оборудования, что, по его мнению, невозможно сделать, если заявителем не предоставлена документация, подтверждающая соответствие материалов, технологий строительства сети газопотребления требованиям технических регламентов, строительных норм и правил. Анализ понятий и принципов, заложенных в законодательстве РФ о газоснабжении, полагает, позволяет сделать вывод, что безопасность в сфере подключения объектов капительного строительства к сетям газораспределения и газоснабжения – это обеспечение газоснабжающей организацией состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий и негативных последствий аварий путем создания условий, исключающих их возникновение. Ссылаясь на п. 62, 75 Правил, полагает, что они свидетельствуют, что список требований Правил к техническим условиям, выдаваемым исполнителем, не является исчерпывающим. Пунктом 9.7 ТУ к Договору предусмотрено, что производство скрытых работ, а также работ в охранной зоне существующего газопровода, производить в присутствии представителя филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1». Ссылаясь на приказ ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18, отмечает, что в состав расходов ГРО на мониторинг выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства Заявителя к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование Заявителя, входят расходы, в том числе на участие в приемке скрытых работ на сети гозопотребления объекта капитального строительства. Обращает внимание, что пунктом 9.8.2 ТУ к Договору указано на необходимость заключить договор со специализированной организацией на пусконаладочные работы, на техническое и аварийное обслуживание сети газопотребления. Пунктом 9.8.1 ТУ к Договору установлена необходимость предоставления Акта проверки технического состояния дымового и вентиляционного каналов, в связи с чем полагает, что мероприятия по проверке состоянии дымовых и вентиляционных каналов домовладения, а также мероприятия по организации технического обслуживания и ремонта внутреннего и (или) внутриквартирного газового оборудования домовладения являются обязательным условием при приемке дымовых и вентиляционных каналов в эксплуатацию при газификации здания и (или) подключения нового газоиспользующего оборудования. В связи с чем, считает, что указание Заявителю в ТУ на необходимость заключения договоров на пусконаладочные работы и техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования позволяют Заявителю быстрее осуществить поставку газа для обеспечения своих коммунальных бытовых нужд, не ухудшает его положение в достижении цели получения газоснабжения своего объекта.

В возражениях на жалобу ФИО2 должностное лицо, вынесшее постановления о назначении административного наказания, ФИО3 просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановления о назначении административного наказания, ФИО3 не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не представила.

При таком положении, на основании п.4 ч.1 ст.30.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившихся лиц.

ФИО2 и его защитник Царикова В.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержали.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, нахожу постановление судьи законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Правила подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 определяют порядок подключения к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

Согласно п. 59 Правил подключения подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

В соответствии с п. 62 Правил подключения договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).

Как следует из содержания п. 72 Правил исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с пп. «а» п. 83 Правил договор о подключении содержит, в том числе следующие существенные условия, перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, в перечень мероприятий включаются только мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, мероприятия по мониторингу исполнителем выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению.

Согласно п. 104 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

Пункт 97 Правил подключения устанавливает, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:

а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;

б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;

г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;

д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

Пункт 98 Правил предусматривает, что исполнитель обязан:

а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;

б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";

в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;

г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);

д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.

В силу п. 99 Правил, исполнитель имеет право:

а) участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении в случаях, предусмотренных договором о подключении;

б) расторгнуть договор о подключении в одностороннем порядке в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 95 настоящих Правил.

Согласно п. 100 Правил заявитель обязан:

а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;

б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);

в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;

г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;

д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.

Как следует из материалов дела, между АО «Газпром газораспределение ФИО1» и ФИО5 заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения № КГФ/ЛН/Вр/18/62 от 14.11.2018.

В нарушении п. 104 Правил № 1314 в Приложении № 1 к данному договору содержатся обязательства, которые не предусмотрены Правилами подключения:

- производство скрытых работ производить в присутствии представителя филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове (п.9.7);

- направить в адрес филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове исполнительно-техническую документацию сети газопотребления заявителя (п. 9.8.1);

- заключить договор со специализированной организацией или с АО «Газпром газораспределение ФИО1» на техническое и аварийное обслуживание сети газопотребления, газоиспользующего оборудования (п. 9.8.2).

Письмом от 26.08.2019 № КГ-ДГ-26/3943 АО «Газпром газораспределение ФИО1» сообщило, что должностным лицом, ответственным за подготовку и выдачу технических условий к договору о подключении № КГФ/ЛН/Вр/18/62 от 14.11.2018, является начальник производственно-технического отдела филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2

Приказом АО «Газпром газораспределение ФИО1» от 10.10.2017 № 202 л/с ФИО2 переведен на должность начальника производственно-технического отдела филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове.

Согласно п. 2.3 должностной инструкции начальника производственно-технического отдела филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове, данное должностное лицо обязано руководить подготовкой и выдачей технических условий на газоснабжение строящихся и реконструируемых объектов.

Постановлением по делу об административном правонарушении № 043/04/9.21-616/2019 от 11 ноября 2019 года начальник производственно-технического отдела филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, судья районного суда пришел к верному выводу, что ФИО2, как должностное лицо филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове, ответственное за подготовку и выдачу технических условий на газоснабжение строящихся и реконструируемых объектов, включив в договор № КГФ/ЛН/Вр/18/62 от 14.11.2018 с ФИО5 не предусмотренные Правилами подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 условия, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждены материалами дела об административном правонарушении, в том числе: заявлением ООО "Облбытгаз " о нарушении порядка технологического присоединения к сетям газоснабжения, заявкой ФИО5 от 25.10.2018 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, договором № КГФ/ЛН/Вр/18/62 от 14.11.2018, техническими условиями приложенными к указанному договору, ответом филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» об ответственном за подготовку и выдачу технических условий, приказами о приеме на работу и переводе ФИО2, его должностными полномочиями, протоколом об административном правонарушении от 3.10.2019.

Оценив добытые доказательства, в совокупности с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о виновности ФИО2 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, правильно квалифицировав его действия.

Вопреки доводам жалобы, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, и судья районного суда, пришли к верному выводу, что указание в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения на производство скрытых работ в присутствии представителя филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове, требование направить в адрес филиала исполнительно-техническую документацию сети газопотребления заявителя, а также заключить договор со специализированной организацией или АО «Газпром газораспределение ФИО1» на техническое и аварийное обслуживание сети газопотребления, газоиспользующего оборудования, противоречит положениям пп. 83 98, 99, 100, 104 Правил подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, а соответственно образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Так, пп. «а» п. 99 Правил предусмотрено, что исполнитель лишь имеет право участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении, а не присутствовать при их проведении.

Требование о заключении договора со специализированной организацией или АО «Газпром газораспределение ФИО1» на техническое и аварийное обслуживание газопотребления, газоиспользующего оборудования связано с эксплуатацией этого оборудования и потреблением газа и не относится к процедуре подключения объекта.

Требование о направлении исполнительно-технической документации сети газопотребления Заявителя, также не предусмотрено указанными выше Правилами и вопреки доводам жалобы, не может быть отнесено к мониторингу исполнения заявителем выданных технических условий.

Наказание ФИО2 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанного закона, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления судьи, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление по делу об административном правонарушении № 043/04/9.21-616/2019 от 11 ноября 2019 года вынесенное заместителем руководителя управления – начальником отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России ФИО3 и решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 26 февраля 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, в отношении начальника производственно-технического отдела филиала АО «Газпром газораспределение ФИО1» в г. Кирове ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Судья А.В. Мосеев