ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-103/2018 от 15.03.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Жолобова Т.А. Дело № 77-103/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 15 марта 2018 года

Судья Кировского областного суда Опалев О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Мищихиной И.А. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 01 февраля 2018 года, принятое по жалобе на постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Мищихиной И.А. № от 16 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора открытого акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» Даренского А.И.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Мищихиной И.А. № от 16 ноября 2017 года директор открытого акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» Даренский А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 01 февраля 2018 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным решением судьи, руководитель управления – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Мищихина И.А. обратилась с жалобой, в которой просит решение судьи районного суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что открытое акционерное общество «Кировский завод по обработке цветных металлов» утратило статус сетевой организации с 01 января 2018 года, вместе с тем в период с 2015 по 2017 годы общество соответствовало понятию субъекта розничного рынка электрической энергии, до 01 января 2018 года оказывало услуги по передаче электрической энергии и обязано было раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации. На момент вынесения оспариваемого постановления решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 14 ноября 2017 года, улучшающее положение открытого акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» и прекращающее его статус сетевой организации, не вступило в законную силу. На дату рассмотрения дела об административном правонарушении 16 ноября 2017 года общество оказывало услуги по передаче электрической энергии, являлось сетевой организацией. Полагает, что в соответствии с разъяснениями пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 суду следовало признать оспариваемое постановление не подлежащим исполнению.

В отзыве на жалобу директор открытого акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» Даренский А.И. указал на отсутствие оснований для отмены решения судьи районного суда.

Выслушав представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Чащину Ю.А., Бушманова Е.С., поддержавших требования и доводы жалобы, защитника Даренского А.И. по доверенности Ворожцову С.Н., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» к субъектам розничных рынков отнесены потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Критерии отнесения субъектов рынка электрической энергии к сетевым организациям установлены пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, в соответствии с которым сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184.

В соответствии с пунктом 3 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24, субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22(2) настоящего документа; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно пункту 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Кировский завод по обработке цветных металлов» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии потребителям Кировской области через распределительные сети (трансформаторные подстанции, высоковольтные и низковольтные сети) и эксплуатацию указанных подстанций и сетей, осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям.

В ходе осмотра Интернет сайта открытого акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» по адресу: <адрес>, установлено, что по состоянию на 06 октября 2017 года на сайте общества отсутствует информация, которая должна быть размещена в соответствии со Стандартами раскрытия информации, а именно информация, предусмотренная подпунктом «л» пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»: о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации – по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 11 (6) Стандартов раскрытия информации информация, указанная в подпункте "л" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

В указанные сроки данная информация не была опубликована на сайте открытого акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» или на официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.

Положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом № от <дата>, трудовым договором № от <дата> руководителем открытого акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» является директор Даренский А.И., на которого возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 № 1056, вступившим в законную силу с 01 января 2017 года, в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» внесены изменения, согласно которым пункты 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, изложены в следующей редакции: "1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА. 2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ;1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи".

Как установлено судьей районного суда, открытое акционерное общество «Кировский завод по обработке цветных металлов» не соответствует требованиям пункта 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Отменяя постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области № от 16 ноября 2017 года и прекращая производство по делу об административном правонарушении со ссылкой на отсутствие в действиях привлекаемого к административной ответственности лица состава административного правонарушения, принимая во внимание, что в Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 внесены изменения, которые исключают отнесение открытого акционерного общества «Кировский завод по обработке цветных металлов» к сетевым организациям, чем улучшено положение привлеченного к административной ответственности должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о наличии оснований для применения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи районного суда об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 01 февраля 2018 года оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области Мищихиной И.А. - без удовлетворения.

Судья

Кировского областного суда О.М. Опалев