Судья Шачнева А.А. Дело № 77-110/2017РЕШЕНИЕ
г. Томск 30 августа 2017 года
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области Ш. на постановление судьи Колпашевского городского суда Томской области от 27.07.2017, вынесенное в отношении областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Колпашевского городского суда Томской области от 27.07.2017 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.44 КоАП РФ, в отношении областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» (далее – ОГКУ «Томскавтодор») прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области Ш. просит постановление судьи отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд перовой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель, ссылаясь на положения устава учреждения о целях деятельности организации, указывает на необоснованность выводов судьи районного суда о том, что ОГКУ «Томскавтодор» приняло все зависящие от него меры по исполнению обязанностей в области обеспечения сохранности и содержания сети автомобильных дорог Томской области, предусмотренных уставом, и недопущению совершения административного правонарушения.
По мнению заявителя, в соответствии с пунктами 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …. » владелец дорог обязан непрерывно поддерживать сохранность дорог, обеспечивать безопасность движения по ним и при постоянном мониторинге состояния дорог устанавливать места, где было ухудшено состояние дорог. Однако ОГКУ «Томскавтодор» данную обязанность не исполнило в части наличия горизонтальной дорожной разметки в любых условиях эксплуатации.
Также заявитель полагает необоснованной ссылку судьи в постановлении на погодно-климатические условия, так как закон не устанавливает ограничений по погодным условиям и состоянию дороги при нанесении горизонтальной разметки, при этом технологии позволяют наносить на дорогу горизонтальную разметку при любых погодных условиях.
Государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области Ш. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по основаниям, изложенным в ней.
Защитник ОГКУ «Томскавтодор» ФИО1 возражала против доводов жалобы, просила постановление суда оставить без изменения.
Защитники Жуков В.А., Березовский О.Е., а также законный представитель ОГКУ «Томскавтодор» в суд не явились, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств от отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно п. 6 и 12 ст. 3, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; деятельность по содержанию автомобильных дорог представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, а осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения возложено на органы государственной власти субъекта РФ.
Из ч. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из протокола об административном правонарушении от 05.07.2017 следует, что 12.06.2017 в 20 часов 10 минут на 261 км автодороги «Томск-Каргала-Колпашево» в Колпашевском районе Томской области, при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проведен контроль текущего эксплуатационного состояния автомобильной дороги, в ходе которого выявлено, что ОГКУ «Томскавтодор» в нарушение требований п.4.2.2 требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, пп. б п. 13.5 ст. 3 ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» допустило отсутствие горизонтальной разметки 1.1, 1.7, 1.11, что не соответствует утвержденному проекту организации дорожного движения и является результатом ненадлежащего исполнения своих обязанностей и реализации своих прав учреждением, выразившихся в установлении в контракте сроков работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки, не обеспечивающих возможность наличия горизонтальной дорожной разметки, различимой в любых условиях эксплуатации, невключении в проекты бюджетной сметы на управление и расходов областного бюджета на автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, расходов на выполнение горизонтальной разметки более долговечными материалами.
Вопреки доводам жалобы, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях ОГКУ «Томскавтодор» вмененного ему состава административного правонарушения подтверждается исследованными судом доказательствами, которым была дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Так, согласно Акту от 12.06.2017 установлено, что на 261 км автомобильной дороги «Томск- Каргала-Колпашево» были обнаружены следующие недостатки: плохо различимая дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки, отсутствует освещение на участке дороги, проходящей по населенному пункту.
Схемой места совершения административного правонарушения от 12.06.2017, а также приложенными к акту фотографиями зафиксировано частичное отсутствие дорожной разметки.
Согласно Уставу ОГКУ «Томскавтодор», утвержденному 01.03.2013 распоряжением №15 Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, учреждение создано в целях осуществления деятельности по управлению автомобильными дорогами Томской области, помимо мониторинга состояния автомобильных дорог, переданных ему в оперативное управление, выполнения функций государственного заказчика, в частности по ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществляет управление автодорогами общего пользования, деятельность по приемке работ в установленном порядке в соответствии с действующими стандартами, то есть посредством взаимодействия с подрядными организациями, выполняющими работы по государственным контрактам, в том числе участвуют в содержании соответствующих участков дорог, и финансируется из средств областного бюджета на основе бюджетной сметы.
Аналогичные сведения о видах деятельности ОГКУ «Томскавтодор» содержатся в выписке из единого государственного реестра юридических лиц.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание довод защиты ОГКУ «Томскавтодор» о том, что данное юридическое лицо является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в рамках выполнения функции государственного заказчика по содержанию автомобильных дорог общего пользования ОГКУ «Томскавтодор» проведены мероприятия по организации закупок:
27.01.2017 составлена ведомость объемов работ по нанесению дорожной разметки на автодороге «Томск-Каргала-Колпашево» в Колпашевском районе;
31.01.2017 утверждены перечень и объемы финансирования работ ОГКУ «Томскавтодор» на 2017 год, в том числе на содержание дорог;
03.02.2017 утверждено техническое задание на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, в котором описан объем работ по нанесению горизонтальной разметки, в том числе на участке Томск-Каргала-Колпашево, срок завершения первичного нанесения до 20.06.2017, повторное - до 01.09.2017;
08.02.2017 составлен и утвержден Локальный ресурсный сметный расчет на разметку проезжей части автодороги «Томск-Каргала-Колпашево» км 250,649-км 291 в Колпашевском районе Томской области.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 44 - ФЗ от 05.04.2013 по результатам открытого аукциона 26.04.2017 заключен государственный контракт № 55-17 на нанесение линий горизонтальной дорожной разметки, в том числе на автодороге «Томск- Каргала-Колпашево» км 250,649 - км 291 в Колпашевском районе.
26.04.2017 ОГКУ «Томскавтодор» заключен государственный контракт № 55-17 с подрядчиком ООО «Индор-Линия» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Томской области, нанесение горизонтальной разметки проезжей части, в том числе на автомобильной дороге Томск-Каргала-Колпашево км 250,649 - км 291 в Колпашевском районе, срок завершения работ:первичное нанесение горизонтальной разметки проезжей части автомобильных дорог - до 20.06.2017, повторное нанесение - до 01.09.2017; срок гарантий на результат выполненных работ составляет 6 месяцев;
20.06.2017 заказчиком ОГКУ «Томскавтодор» был обследован участок автомобильной дороги «Томск-Каргала-Колпашево» км 259 – км 262, в ходе которого было установлено наличие линий горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1. 11, 1.14.1, 1.6, что подтверждено приложенным фотоматериалом. 04.07.2017 работы по контракту заказчиком приняты.
То есть работы, предусмотренные контрактом, были произведены в соответствии с установленными сроками - до 20.06.2017. Административным органом указанное обстоятельство не оспаривается.
Согласно протоколу об административном правонарушении ОГКУ «Томскавтодор» вменено совершение правонарушения 12.06.2017, то есть в период исполнения государственного контракта от 26.04.2017.
Вопреки доводам жалобы, судья городского суда, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения ввиду того, что в рамках отведенных лимитов бюджетных обязательств учреждение своевременно приняло все зависящие от него меры по исполнению обязанностей в области обеспечения сохранности и содержания сети автомобильных дорог Томской области, предусмотренных уставом, и недопущению совершения административного правонарушения.
Судья городского суда в постановлении обоснованно указал на то, что в деле отсутствуют доказательства объективной возможности установления в контракте иных сроков работ с учетом природно-климатических условий, общей протяженности дорог и объема работ, а также вида применяемых материалов для разметки с учетом технического состояния дороги.
При таких обстоятельствах в действиях ОГКУ «Томскавтодор» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Решение судьи городского суда о прекращении производства по делу в отношении ОГКУ «Томскавтодор» по указанному основанию является законным и обоснованным.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену судебного решения, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление Колпашевского городского суда Томской области от 27.07.2017, вынесенное в отношении областного государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Томской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора дорожного надзора отдела ГИБДД ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области Ш. – без удовлетворения.
Судья А.В. Еремеев