ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-113/18 от 06.07.2018 Томского областного суда (Томская область)

Судья Кайгородов А.А. Дело № 77-113/2018

РЕШЕНИЕ

06 июля 2018 года г. Томск

Судья Томского областного суда Воротников С.А., рассмотрев дело по жалобе ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 20.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вынесенное в отношении ФИО1

установил:

постановлением судьи Советского районного суда г. Томска от 20.06.2018 ФИО1 признана виновной и привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Томский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств. В обоснование жалобы указывает, что судья неверно определил фактические обстоятельства дела, а также допустил нарушение норм материального права. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, а также нормы Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», указывает, что ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных виновных действий (бездействия). Отмечает, что отсутствуют доказательства того, что ею (ФИО1) были допущены нарушения требований ст. 6 вышеуказанного закона, квалификация ее действий по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ не мотивирована. Указывает, что факт совершения вмененного административного правонарушения отрицался, при этом сотрудники полиции и должностные лица органов местного самоуправления не требовали от организатора и участников прекращения публичного мероприятия, проводившегося 05.05.2018 в ее (ФИО1) присутствии, что свидетельствует об отсутствии у участника публичного мероприятия сомнений в законности его проведения. Судом не приняты во внимание пояснения о неосведомленности о незаконности проведения мероприятия, поскольку 18.05.2018 она была приглашена для составления протокола, где ей сообщили о том, что мероприятие не было согласовано с администрацией города.

По мнению лица, обратившегося с жалобой, в материалах дела отсутствуют данные, указывающие на то, что у нее (ФИО1), как у участника публичного мероприятия, могли возникнуть сомнения в законности проведения митинга.

Ссылаясь на положения ст. 1.5 КоАП РФ, указывает, что какие-либо доказательства ее вины суду представлены не были, с учетом изложенного полагает, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств.

ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, судью об уважительности причин неявки не уведомила. В связи с тем, что ходатайств об отложении рассмотрения дела от нее не поступило, судья в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ определил рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Пунктом 1 статьи 2 названного Федерального закона дано легальное определение публичного мероприятия, которым признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц – с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В рамках организации публичного мероприятия предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что 05.05.2018 в период времени с 13 часов 06 минут до 14 часов 10 минут ФИО1, двигаясь от нежилого здания по пр. Ленина, 47 в г. Томске до фонтана, расположенного на пл. Ново-Соборной, д.1, стр.1 в г. Томске, и находясь в непосредственной близости от указанного фонтана, используя средства агитации - плакат с надписью «свобода массовой информации цензура запрещается ст. 29 Конституции РФ», вопреки законным требованиям сотрудника органов внутренних дел - начальника Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Томской области и органами местного самоуправления УМВД России по Томской области (далее - УОООПиВОИВТОиОМС УМВД России по Томской области) полковника полиции В., покинуть место сбора и разойтись отказалась, участвовала в публичном мероприятии, организованном и проведенном Ф. в сочетании таких форм, как шествие и митинг без подачи в установленном порядке уведомления о проведении указанного публичного мероприятия в Комитет общественной безопасности администрации г. Томска, не выполнила во время его проведения законные требования сотрудника полиции покинуть место сбора и разойтись, чем нарушила установленный порядок проведения публичного мероприятия, а именно требования п.1 ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку указанное публичное мероприятие, проводимое в форме шествия и митинга, не было согласовано с администрацией г. Томска.

Вопреки доводам жалобы, факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: рапортами сотрудников полиции, из которых следует, что в ходе мониторинга сети Интернет сотрудниками ОИиОС УМВД на сайте информационного портала «vtomske» выявлена публикация о несогласованном с акдминистрацией города Томска публичном мероприятии (шествии и митинге) 05 мая 2018 года с 13.00 часов на площади Ново-Соборной в городе Томске, направленная против блокировок в Интернете, цензуры в СМИ, объяснениями начальника ЦЭП УМВД России по Томской области П. и начальника УОООПиВОИВТОиОМС УМВД России по Томской области В., согласно которым собравшиеся граждане, среди которых находилась и ФИО1, неоднократно предупреждались сотрудниками полиции о том, что данное мероприятие не согласовано с администрацией г. Томска, однако на просьбы сотрудников полиции прекратить свои действия, покинуть место сбора и разойтись указанные граждане, в том числе и ФИО1, продолжили проведение мероприятия. ФИО1 приняла участие в шествии, используя средства агитации - плакат с надписью «свобода массовой информации цензура запрещается ст. 29 Конституции РФ», выкрикивая различные лозунги (л.д.9-12, 39-41); файлами видеозаписи, подтверждающими факт участия ФИО1 в проводимом с нарушением требований закона публичном мероприятии и осведомленность последней о том, что данное публичное мероприятие не согласовано с администрацией г. Томска (л.д. 7); объяснением председателя Комитета общественной безопасности администрации г. Томска С., в которых он излагает обстоятельства участия ФИО1 в публичном мероприятии без согласования с администрацией г. Томска (17-19); перепиской между организаторами публичного мероприятия и администрацией г. Томска, а также решением Советского районного суда г. Томска от 28.04.2018, из которого следует, что проведение указанного публичного мероприятия в указанное время и в указанном месте не согласовано администрацией г. Томска (л.д. 29-38); постановлением судьи Советского районного суда г. Томска от 08.05.2018, которым Ф., как организатор вышеуказанного публичного мероприятия, проведенного 05.05.2018 в г. Томске, привлечена к административной ответственности по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ (л.д. 42-48); другими материалами дела, подробно изложенными в постановлении судьи, и которым судьей районного суда была дана надлежащая оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Из материалов дела объективно следует, что ФИО1 приняла участие в публичном мероприятии в форме шествия и митинга, не согласованном с администрацией г. Томска, нарушила установленный порядок их проведения, возложенные на нее Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.

Доводы о том, что ФИО1 не была осведомлена о незаконности мероприятия, в котором она приняла участие, являются несостоятельными и опровергаются изученными материалами дела. Так, из объяснений сотрудников полиции, следует, что к собравшимся неоднократно по средствам мегафона обращались сотрудники УМВД России по Томской области, сообщали о том, что проведение публичного мероприятия по указанному выше адресу не было согласовано и что в случае его проведения участвующие в нем лица нарушат закон и могут быть привлечены к административной ответственности. Между тем из изученных файлов видеозаписи следует, что ФИО1 находилась среди собравшихся, принимала участие в шествии и митинге, держала в руках плакат с надписью «свобода массовой информации цензура запрещается ст. 29 Конституции РФ».

С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, виновность ФИО1 в совершении вмененного ей правонарушения нашла свое подтверждение, ее действия правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу о виновности ФИО1 и наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, подробно изложены в постановлении от 20.06.2018, оснований не соглашаться с судьей районного суда не имеется.

Все доводы жалобы направлены на переоценку имеющейся совокупности доказательств по делу, оснований для которой не имеется, о незаконности привлечения ФИО1 к административной ответственности не свидетельствуют.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено, неустранимые сомнения, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, вопреки доводам жалобы, по делу не установлены.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ и санкции ч. 5 ст. 20.2 названного Кодекса.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих за собой отмену постановления судьи, по делу допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи, в том числе и по доводам жалобы, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 20.06.2018, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Томского областного суда С.А. Воротников