Председательствующий: Забелина О.В. Дело № 77-119(87)/2016
РЕШЕНИЕ
01 марта 2016 года г. Омск
Судья Омского областного суда Климова В.В.,
при секретаре Смоляковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе председателя СПК «Славянский» Аубакирова Т.А. на решение Шербакульского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:
«Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области Гомана Е.Л. по делу об административном правонарушении в отношении СПК «Славянский» по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу СПК «Славянский» - без удовлетворения»,
установила:
Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области Гомана Е.Л. от <...> СПК «Славянский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере <...> рублей.
Согласно постановлению, <...> в ходе проведения административного расследования было установлено, что на земельном участке, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – для размещения твердых бытовых отходов, с кадастровым номером № <...> общей площадью 3 га, расположенном по адресу: Омская область, <...>, находящемся в собственности администрации Шербакульского района Омской области, СПК «Славянский» на площади 36 кв.м допущен разлив нефтепродуктов (мазут) и их сжигание. По результатам почвенной агрохимической экспертизы установлено содержание в почве нефтепродуктов (более 20.000мг/кг) и бенз(а)пирена (1,93 мг/кг), что значительно превышает норму, установленную в Гигиенических нормативах ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве».
Не согласившись с постановлением, СПК «Славянский» обжаловало его в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе председатель СПК «Славянский» Аубакиров Т.А. просит отменить решение судьи, вынести новое решение о признании постановления административного органа незаконным. Указывает, что при вынесении постановления был неверно установлен круг виновных лиц, поскольку виновником правонарушения является начальник цеха животноводства Есмаганбетов С.Ж., который самостоятельно и без согласования с руководством принял решение о перемещении бочки с мазутом на территорию свалки бытовых отходов. Полномочия начальника цеха животноводства подтверждены должностной инструкцией, согласно которой он осуществляет мероприятия по охране окружающей среды.
В судебном заседании защитники СПК «Славянский» Скляр С.И. и Дерябина А.И. доводы жалобы поддержали, а кроме того, заявили об отсутствий в действиях СПК «Славянский» состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, поскольку место разлива мазута расположено на свалке бытовых отходов, где не может быть плодородного слоя почвы, который СПК, следовательно, не мог быть поврежден.
В отзыве представитель Управления Росслельхознадзора по Омской области Юрьев В.П. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения. Ссылается на то, что административная ответственность по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ предусмотрена не только за уничтожение плодородного слоя почвы, но и за порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, в связи с чем является обоснованным привлечение к административной ответственности СПК «Славянский», допустившего разлив нефтепродуктов на земельном участке, что в свою очередь привело к превышению фонового значения содержания нефтепродуктов.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 ст.8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ (Далее – ЗК РФ) установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, регулируются, в том числе ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 года.
Согласно ч.1 ст.4 указанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградация, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
В соответствии с ч.2 ст.51 Закона №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в результате нарушения СПК «Славянский» правил обращения с опасными для окружающей среды веществами (нефтепродуктами) произошла порча земель, выразившаяся в загрязнении почвы на земельном участке, принадлежащий администрации Славянского сельского поселения Шербакульского района Омской области.
Право собственности администрации Славянского сельского поселения на земельный участок площадью 30.000 кв.м, категория земель – для ведения сельскохозяйственного назначения - для размещения свалки бытовых отходов с кадастровым номером № <...> подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от <...>.
Из постановления о передаче материала предварительной проверки по подследственности от <...>, следует, что емкость 75 куб.м, вывезенная на земельный участок сельскохозяйственного назначения, на котором расположена свалка ТБО, принадлежит ПК «Славянский», что подтверждается соответствующими документами.
Из материалов дела следует, что с разрешения директора СПК «Славянский» Аубакирова Т.А. начальник цеха животноводства Есмагомбетов С.Ж. распорядился о демонтаже емкости 75 куб.м, находящейся на территории гаража СПК «Славянский», и дальнейшей ее транспортировке на территорию свалки ТБО, расположенной вблизи <...>. Притащив бочку на свалку для слива из нее остатков мазута, ее перевернули отверстием вниз и подожгли. Спустя некоторое время директор СПК «Славянский» принял решение о непригодности данной бочки для хранения фуража и распорядился вернуть ее на прежнее место, однако, в связи с началом уборочной кампании и отсутствием свободного транспорта бочка осталась лежать на территории свалки ТБО.
В рамках административного расследования установлено, что площадь поврежденного участка составила 36 кв.м, на нем обнаружено содержание бенз(а)пирена и нефтепродуктов в концентрациях, способных оказывать неблагоприятное влияние на плодородие почв, жизнедеятельность микроорганизмов и растений, а также негативное воздействие на окружающую среду и качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем в отношении СПК «Славянский» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Совершение СПК «Славянский» административного правонарушения подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от <...>, определение об истребовании сведений от <...>, постановлением о передаче материала предварительной проверки по подследственности от <...>, протоколом осмотра места происшествия от <...> с фототаблицей, письменными объяснениями работников СПК «Славянский», актом (протоколом) отбора образцов (проб) почв от <...>, протоколами испытания от <...>, экспертным заключением ФГБУ «Омский референтный центр Россельхознадзора» от <...>.
Вышеперечисленным доказательствам, отвечающим требованиям ст.26.2 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела с соблюдением правил ст.26.11 КоАП РФ судом дана надлежащая правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении жалобы СПК «Славянский» судьей районного суда все доводы, в том числе доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были проверены, и в решении судьи им была дана надлежащая оценка.
Судья обоснованно признал неубедительным довод жалобы о необходимости возложения административной ответственности на должностное лицо - начальника цеха животноводства СПК «Славянский» Есмагомбетова С.Ж., указав, что из материалов дела следует и в судебном заседании не оспаривался факт принадлежности емкости СПК «Славянский» и ее вывоз на свалку с разрешения председателя СПК.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия СПК «Славянский» всех зависящих от него мер для недопущения порчи земель суду не представлены. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения обязанности по защите земель от загрязнения, также не установлено.
Доводы защитника об отсутствия состава правонарушения ввиду того, что емкость с мазутом вывозилась на свалку, нахожу несостоятельными.
В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет, в том числе, нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, иными опасными веществами или отходами производства и потребления.
Согласно материалам дела, указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным порядком использования – под свалку бытовых отходов.
В соответствии с Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы (п.2.4).
Таким образом, на полигонах бытовых отходов захоронение отходов производства, содержащих горючие и взрывоопасные вещества (нефтепродукты и пр.), не может производиться.
Согласно протоколам испытаний от <...> и экспертному заключению от 22.-9.2015 года содержание нефтепродуктов в пробах почвы с указанного земельного участка составляет более 20.000 мг/кг, и содержание бенз(а)пирена составляет 1,93 мг/кг, что превышает норму, установленную в Гигиенических нормативах ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве»; концентрация указанных веществ способна оказывать неблагоприятное влияние на плодородие почв, жизнедеятельность микроорганизмов и растений, а также негативное воздействие на окружающую среду и качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, в ходе административного расследования достоверно установлено, что в СПК «Славянский» допустило порчу земли на площади 36 кв. м путем загрязнения нефтепродуктами и бенз(а)пиреном, с превышением их содержания.
Ссылка защитников СПК «Славянский» на Методические указания, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 20.09.2010 года №445, в соответствии с которыми иные земли сельскохозяйственного назначения, занятые полигонами и свалками, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, является необоснованной, поскольку данный нормативный акт издан лишь для целей государственной кадастровой оценки земель, и к рассматриваемой ситуации не имеет отношения.
Иные доводы, на которые защитник ссылается в жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, а потому не влекут оснований для пересмотра принятых по делу актов.
При рассмотрении дела нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи либо постановления должностного лица, допущено не было.
Административное наказание СПК «Славянский» назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Руководствуясь ст.30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья,
решила:
Решение судьи Шербакульского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, жалобу председателя СПК «Славянский» Аубакирова Т.А. - без удовлетворения.
Судья: Климова В.В.