ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-1235(750 от 07.12.2021 Омского областного суда (Омская область)

Судья: Страшко Т.В. Дело № 77-1235(750)/2021

РЕШЕНИЕ

Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Зинченко А.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в отношении администрации Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области (далее – администрация Такмыкского сельского поселения, администрация) по жалобе главы поселения (администрации) Петрова Юрия Васильевича на решение судьи Большереченского районного суда Омской области от 18 октября 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору М.В.Н. от 23 августа 2021 года администрация Такмыкского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Администрация Такмыкского сельского поселения обратилась с жалобой в районный суд.

Решением судьи Большереченского районного суда Омской области от 18 октября 2021 года вышеназванное постановление изменено; исключено из мотивировочной части постановления указание на нарушения требований пожарной безопасности администрацией, выразившиеся в том, что на территории Такмыкского сельского поселения, в населенных пунктах: с. Такмык, д. Ботвино, д. Бызовка, д. Решетниково, поселок Хлебоприемный пункт Большереченского муниципального района Омской области не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, не организовано социально-экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами (пункт 3 постановления); на территории Такмыкского сельского поселения, в населенных пунктах: д. Ботвино, д. Бызовка, д. Решетниково, поселок Хлебоприемный пункт Большереченского муниципального района Омской области отсутствует звуковая система оповещения населения об опасности (в том числе в случае пожара) (пункт 5 постановления). Размер административного штрафа снижен до 100000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Омский областной суд, глава поселения – законный представитель администрации Такмыкского сельского поселения Петров Ю.В. просит решение изменить, дополнительно исключив из постановления должностного лица пункты 1, 4, признать правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием. Указывает, что вина Администрации Такмыкского сельского поселения не доказана. В акте проверки и иных материалах дела реквизиты земельных участков, на которых не производилась в полном объеме уборка сухой травянистой растительности и покос травы вдоль автомобильных дорог, а также документы, подтверждающие нахождение их в собственности администрации, отсутствуют. Дата создания фото- и видеоматериалов не совпадает с датой проведения проверки. Судом не учтено, что пожароопасный период и особый противопожарный режим – это разные понятия, к которым законодательством устанавливаются различные требования. Минерализованные полосы создаются до начала пожароопасного периода, который не был установлен на территории Большереченского муниципального района, вследствие чего привлечение Администрации к административной ответственности является незаконным. Кроме того, договор на оказание услуг, счета на оплату топлива подтверждают факт создания Администрацией минерализованных полос вокруг населенных пунктов.

В возражениях на жалобу должностное лицо, вынесшее постановление по делу, выражает согласие с постановленным судом решением. Факты допущенных нарушений подтверждаются материалами дела. Указывает, что очистка населенных пунктов от сухой травянистой растительности должна проводится на постоянной основе. Минерализованные полосы не соответствуют нормативным требованиям: созданы не вокруг населенных пунктов, шириной менее 10 м. Доводы о наличии водоохранной зоны, препятствующей созданию минерализованных полос, считает не основанными на законе и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании Петров Ю.В. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Председатель административного органа в рассмотрении жалобы не участвовал, извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав законного представителя заявителя, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 названной статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ; здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст. 30 вышеназванного Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Постановлением Правительства Омской области от 23 апреля 2021 года № 162-п на территории Омской области установлен особый противопожарный режим с 27 апреля по 27 июня 2021 года.

В соответствии с подп. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского и сельского поселения относится, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия относится к первичным мерам пожарной безопасности (ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Согласно ст. 16 Федерального закона № 69-ФЗ постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила противопожарного режима).

Исходя из положений п. 48 Правил противопожарного режима направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Согласно п. 63 Правил противопожарного режима в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Пунктом 67 Правил противопожарного режима установлено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 31 мая по 21 июня 2021 года на основании распоряжения должностного лица органа государственного пожарного надзора в отношении администрации Такмыкского сельского поселения проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены следующие нарушения вышеприведенных норм законодательства:

на территории Такмыкского сельского поселения, в населенных пунктах: с. Такмык, д. Ботвино, д. Бызовка, д. Решетниково, поселок Хлебоприемный пункт Большереченского муниципального района Омской области на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, принадлежащих Такмыкскому сельскому поселению, не производится уборка сухой травянистой растительности и покос травы вдоль автомобильных дорог, за пределами земельных участков частных домовладений (за огородами домовладений, на пустырях, на открытых территориях между жилыми и нежилыми домами, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, на прилегающих к населенным пунктам территориях и др.);

на территории Такмыкского сельского поселения, в населенных пунктах: с. Такмык, д. Ботвино, д. Бызовка, д. Решетниково, поселок Хлебоприемный пункт Большереченского муниципального района Омской области по направлению движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не установлены соответствующие указатели (со светоотражающей поверхностью либо подключенные к сети электроснабжения);

на территории Такмыкского сельского поселения, в населенных пунктах: с. Такмык, д. Ботвино, д. Бызовка, д. Решетниково, поселок Хлебоприемный пункт Большереченского муниципального района Омской области не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, не организовано социально-экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами;

на территории Такмыкского сельского поселения, в населенных пунктах: с. Такмык, д. Ботвино, д. Бызовка, д. Решетниково, поселок Хлебоприемный пункт Большереченского муниципального района Омской области не созданы до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м. Фактическая ширина составляет менее 10 м и не произведены в полном объеме;

на территории Такмыкского сельского поселения, в населенных пунктах: д. Ботвино, д. Бызовка, д. Решетниково, поселок Хлебоприемный пункт Большереченского муниципального района Омской области отсутствует звуковая система оповещения населения об опасности (в том числе в случае пожара);

Указанное явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности администрации Такмыкского сельского поселения.

Деяние администрации Такмыкского сельского поселения квалифицировано по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу администрации, судья районного суда оценил представленные стороной защиты и административным органом доказательства, касающиеся организации добровольной пожарной охраны и наличия звуковой системы оповещения населения об опасности, и исключил из объема нарушений нарушения, связанные с несозданием условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, не организовано социально-экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами на территории с. Такмык, д. Ботвино, д. Бызовка, д. Решетниково, поселок Хлебоприемный пункт и отсутствием звуковой системы оповещения населения об опасности (в том числе в случае пожара) на территории д. Ботвино, д. Бызовка, д. Решетниково, поселок Хлебоприемный пункт.

В остальной части судья районного суда пришел к выводу о доказанности факта выявленных нарушений и виновности администрации.

Данные обстоятельства подтверждаются: определением о возбуждении административного дела о нарушении требований в области пожарной безопасности от 13 мая 2021 года (л.д. 20); рапортом УУП ОУУП и ПДН ОМВД РФ по Большереченскому району Р.З.А. (л.д. 22, 23); фотоматериалами (24-28); рапортом главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору М.В.Н. (л.д. 32); распоряжением о проведении плановой выездной проверки (л.д. 34-35); актом проверки от 21 июня 2021 года (л.д. 36-37); протоколом об административном правонарушении от 21 июня 2021 года (л.д. 38-40); фото- и видеоматериалами на диске (л.д. 94, 95) и пояснениями должностного лица административного органа, данными судье районного суда, оцененными в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о недоказанности факта наличия сухой травянистой растительности на территории Такмыкского сельского поселения подлежат отклонению как несостоятельные.

Из акта проверки, произведенной в присутствии полномочного представителя администрации, фотоматериалов, следует, что уборка сухой травянистой растительности своевременно не осуществляется.

Собранные административным органом доказательства отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ. Дата создания файлов фотографий, видеоматериалов, приобщенных на диске, не ставит под сомнение их подлинность, поскольку соотносится с периодом проверки и пояснениями главы администрации Петрова Ю.В., который при проведении проверки присутствовал и в районном суде выразил согласие с указанными материалами (л.д. 182).

Кроме того, должностным лицом представлены сведения о возгорании сухой травянистой растительности в течение пожароопасного периода 2021 года на открытой территории, для тушения которых выезжали пожарные подразделения, что также свидетельствует о несвоевременной уборке (л.д. 87, 88).

Следует также отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении Глава администрации признал факт выявленных нарушений в полном объеме (л.д. 38-40), а также частично подтвердил выявленные нарушения в районном суде.

Вопреки доводам жалобы факт отсутствия необходимых минерализованных полос шириной не менее 10 м также нашел свое подтверждение; представленным стороной защиты договорам и платежным документам в решении судьи районного суда дана надлежащая оценка, с которой нет не оснований не согласиться.

Оснований полагать, что должностными лицами органа государственного контроля (надзора) составлены подложные документы о виновности юридического лица, также не имеется.

Доводы заявителя о том, что созданию минерализованных полос препятствует нахождение части земельных участков в водоохранной зоне, являются несостоятельными и подлежат отклонению. Так, в соответствии с п. 2 части 8 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174, водоохранные зоны не включены в перечень территорий, на которых не осуществляется устройство противопожарных минерализованных полос. В свою очередь, ссылки заявителя на положения ч. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку данная норма регулирует режим прибрежных защитных полос, а не водоохранной зоны.

Отсутствие полос, соответствующих в полном объеме установленным пожарным требованиям, вокруг населенных пунктов Такмыкского сельского поселения материалами дела подтверждается, и не оспаривается заявителем в областном суде.

Вместе с тем, считаю, что бездействие администрации Такмыкского поселения, выразившееся в том, что до начала пожароопасного периода на территории ряда населенных пунктов – д. Ботвино, д. Бызовка, д. Решетниково, поселок Хлебоприемный пункт не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м, подлежит квалификации по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. Отсутствие таких противопожарных минерализованных полос после объявления в Омской области особого противопожарного режима само по себе не свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Необходимость создания данной полосы установлена к 27 апреля 2021 года.

Указанный вывод не влечет изменение состоявшихся по делу актов, поскольку в этом случае административное наказание назначено пределах санкции ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, предусматривающей назначение более строгого административного наказания лицу, совершившему действие (бездействие), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу.

Ссылки заявителя на рассмотрение мировым судьей дела о невыполнении предписания должностного лица органа пожарного надзора не принимаются во внимание при рассмотрении данного дела.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным применительно к ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не имеется.

Факты несоблюдения привлекаемым лицом требований противопожарной безопасности представляют собой существенные нарушение охраняемых общественных правоотношений, могут привести к недопустимому риску для жизни и здоровья жителей поселения.

Административное наказание назначено согласно санкции ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с применением судом положений ч. 3.1, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Порядок и сроки давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены.

Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

Таким образом, жалоба подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Большереченского районного суда Омской области от 18 октября 2021 года оставить без изменения, жалобу главы Такмыкского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области Петрова Ю.В. – без удовлетворения.

Судья Г.Г. Старостина