ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-126/19 от 02.04.2019 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Минервина А.В. Дело № 77-126/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 02 апреля 2019 года

Судья Кировского областного суда Елсуков А.Л., при секретаре Шурминой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Кировского областного государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 от 20 декабря 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 13 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении директора КОГКУ «УКС» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 от 20 декабря 2018 года директор КОГКУ «УКС» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 13 февраля 2019 года, принятым по жалобе ФИО1, указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит указанные акты отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что нормы действующего законодательства, распоряжение Правительства РФ от 19.08.2017г. №1783-р о распределении субсидий из федерального бюджета субъекту Кировская область и соглашение от 08.11.2017г. не содержат обязательного требования о дополнительном прохождении государственной экспертизы проектно-сметной документации, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», при условии, что в период строительства объекта в проектно-сметную документацию были внесены изменения, не влияющие на конструктивную надежность и безопасность объекта. Считает, что в данном случае отсутствует нецелевое использование бюджетных средств, поскольку выделенная субсидия направлена исключительно в установленных Соглашением от 08.11.2017г. целях – на завершение строительства Детского космического центра.

В возражениях на жалобу заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 считает решение судьи районного суда законным и обоснованным.

Выслушав ФИО1 и его защитника Кулева П.А., поддержавших требования и доводы жалобы, заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2, представителей Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО3, ФИО4 и ФИО5, полагавших жалобу не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на нее, прихожу к следующему.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела, согласно распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № 1783-р, из федерального бюджета бюджету Кировской области предоставлена субсидия на завершение строительства и оборудование Детского космического центра в г. Кирове (<...>) в размере 95 507,5 тыс. руб.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № 1783-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2013 № 1121 «Об утверждении Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) объектов культуры и центров культурного развития государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) объектов культуры и центров культурного развития муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, главным распорядителем в отношении которых является Министерство культуры Российской Федерации» (далее - Правила от 05.12.2013 № 1121) между Минкультуры России и Правительством Кировской области заключено соглашение от 08.11.2017 № 1809-01.1-41/10-17 о предоставлении субсидии бюджету Кировской области из федерального бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности (муниципальной собственности) (далее - Соглашение от 08.11.2017).

Согласно пункту 1.1. Соглашения от 08.11.2017, а также приложениям №1 и № 2 к нему, субсидия предоставлена в целях софинансирования мероприятия: «завершение строительства и оборудование Детского космического центра в г. Кирове (<...>)».

На разработанную в 2012 году проектную документацию на строительство объекта «Детский космический центр в г. Кирове», на основании заявления КОГКУ «УКС» от 10.02.2012 № 6-252 Кировским областным государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы» (далее - КОГАУ «Управление государственной экспертизы») проведена государственная экспертиза проектной документации, включая смету и результаты инженерных изысканий, по результатам которой выдано положительное заключение государственной экспертизы от 19.03.2012 № 43-1- 5-0979-12 (далее положительное заключение от 19.03.2012 № 43-1-5-0979-12).

В связи с корректировкой сметной документации на строительство объекта «Детский космический центр в г. Кирове», по заявлению КОГКУ «УКС» от 06.08.2014 № 1073-6 Казанским филиалом федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» (далее - ФАУ «Главгосэкспертиза России») проведена государственная экспертиза откорректированной проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, по результатам которой выдано положительное заключение от 24.09.2014 № 0599 - 14/КГЭ-1996/05 (далее - положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 № 0599-14/КГЭ-1996/05).

В 2017 году КОГКУ «УКС» вновь осуществлена корректировка проектной документации по строительству и оборудованию Детского космического центра в городе Кирове в части внутренней отделки помещений №№ 103, 104, 201, 202, 205, 209 и 318 по разработанному дизайн-проекту, в связи с чем по заявлению КОГКУ «УКС» от 15.12.2017 ФАУ «Главгосэкспертиза России» проведена государственная экспертиза скорректированной проектной документации, по результатам которой выданы положительное заключение от 26.12.2017 № 0565-17/КГЭ-1996/02 на проектную документацию и положительное заключение от 26.12.2017 № 00-1- 0567-17 по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (далее положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 26.12.2017 № 0565-17/КГЭ-1996/02 и № 00-1- 0567-17).

На основании анализа перечня работ, предусмотренных проектно­сметной документацией, получившей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 № 0599-14/КГЭ-1996/05, от 26.12.2017 № 0565-17/КГЭ-1996/02 и от 26.12.2017 № 00-1-0567-17, и локальной сметой № 8 - приложение № 1 к дополнительному соглашению от 10.10.2017 № 2 установлено, что в локальной смете № 8 указаны работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, и локальными сметами на строительно-­монтажные работы по дизайн-проекту шести помещений на общую сумму 257 491,13 руб. Указанные работы, не получившие положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», приняты КОГКУ «УКС» по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) от 27.10.2017 № 44 на общую сумму 575 703 руб.

Согласно Акту о приемке выполненных работ от 27.10.2017 №44, справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма (КС-3) от 27.10.2017 № 8, платежному поручению от 26.12.2017 № 908, а также Справке по расчету стоимости дополнительных работ по объекту «Детский космический центр» в г. Кирове в части строительно-монтажных работ дизайн-проекту 6 (шести) помещений фактические расходы средств, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета, на оплату работ, не предусмотренных проектной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», составили 257 491,13 руб.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, предусмотренных в составе федерального бюджета, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил от 05.12.2013 № 1121, одним из условий предоставления и расходования субсидий является наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, выданные федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы».

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.02.2009 № 1783-р, пункту 1 Правил от 05.12.2013 № 1121, Соглашению от 21.08.2009 (пункт 1.1, приложения №№1,2) субсидия предоставлена в целях софинансирования мероприятия: «завершение строительства и оборудование Детского космического центра в г. Кирове (<...>)».

Перечень работ по завершению строительства Детского космического центра в г. Кирове, оплата которых возможна за счет средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, определен проектно-сметной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Принимая во внимание, что условием предоставления и расходования субсидии является наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, выданные федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы», целью предоставления средств субсидии является оплата работ по завершению строительства и оборудованию Детского космического центра исключительно предусмотренных проектной документацией, получившей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Кроме того, согласно приложению № 6 к Соглашению от 08.11.2017, «Графики исполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства», одним из планируемых мероприятий по завершению строительства и оборудованию Детского космического центра в г. Кирове является получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а также положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства. В приложении № 6 к Соглашению от 08.11.2017 указаны реквизиты положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 № 0599-14/КГЭ-1996/05.

Расходование средств субсидии на оплату дополнительных работ по смете №8 к дополнительному соглашению от 10.10.2017 №2, не предусмотренных утвержденной в установленном порядке проектной документацией, получившей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», не соответствует целям предоставления субсидии, поскольку стоимость и законность указанных выше дополнительных работ не учтены в сметной стоимости, определенной в связи с заключением Соглашения от 08.11.2017 и не должны быть оплачены за счет средств субсидии по условиям её предоставления.

Любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, оплата работ, законность осуществления которых документально не подтверждена, не соответствует целям предоставления субсидии, определенным пунктом 1 Правил от 05.12.2013 № 1121, пунктом 1.1 Соглашения от 08.11.2017, приложениями №№1,2 к Соглашению от 08.11.2017.

Платежное поручение от 26.12.2017 № 908, которым подтверждается факт оплаты работ, не предусмотренных проектной документацией, получившей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России», подписано директором КОГКУ «УКС» ФИО1

Пунктом 3 раздела II должностной инструкции директора КОГКУ «УКС», утвержденной и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области 03.10.2016 установлена обязанность директора КОГКУ «УКС» по обеспечению организации в том числе административно-хозяйственной и финансовой деятельности КОГКУ «УКС».

Согласно пунктам 7 и 13 раздела II должностной инструкции директор КОГКУ «УКС» обязан обеспечивать целевое и эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств, выделенных Учреждению.

Таким образом, в нарушение требований статьи 38, пункта 6 статьи 81 БК РФ, пункта 1, подпункта «в» пункта 3 Правил от 05.12.2013 № 1121, пункта 1.1 Соглашения от 08.11.2017, пункта 1 «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» - приложения № 1 к Соглашению от 08.11.2017, пункта 8.3 государственного контракта от 17.04.2017 № 0340200003316004801-0077480-02, в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей директором КОГКУ «УКС» ФИО1 за счет средств, источником финансового обеспечения которых являлись средства субсидии из федерального бюджета, оплачены работы, не предусмотренные проектной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 № 0599-14/КГЭ-1996/05, от 26.12.2017 № 0565- 17/КГЭ-1996/02 и от 26.12.2017 № 00-1-0567-17, в сумме 257 491,13 руб., что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета.

Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям директора КОГКУ «УКС» ФИО1 и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и виновности ФИО1 в его совершении. Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и бюджетного законодательства.

Всем доводам жалобы судьей районного суда дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

По существу в жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Доводы жалобы основаны на ошибочном толкований норм действующего законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судом при рассмотрении дела об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст. 15.14 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно. Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение либо отмену состоявшихся по делу постановления и решения, не установлено, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 от 20 декабря 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 13 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении директора Кировского областного государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья

Кировского областного суда

Елсуков А.Л.