ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-1283/2023 от 23.10.2023 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

№ 77-1283/2023

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Масагутов Б.Ф. при секретаре судебного заседания Мирсаеве А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника таможенного поста Аэропорт Уфа Башкортостанской таможни № 10401000-230/2022 от 04 марта 2022 года и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 23 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника таможенного поста Аэропорт Уфа Башкортостанской таможни от 04 марта 2022 года по делу № 10401000-230/2022, оставленным без изменения решением судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 23 августа 2023 года, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, ФИО1 подала жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой ставит вопрос об отмене принятых по делу актов, указывая на то, что при перемещении через таможенную границу Таможенного союза перевозила кораллы в количестве 4 штук, которые она собирала на пляже в качестве сувенира для личного пользования. При ввозе скелетов кораллов на территорию Российской Федерации ФИО1 не обязана была заявить о перемещении данного товара для личного пользования через таможенную границу. В основу протокола об административном правонарушении должностным лицом положено заключение эксперта от 10 января 2022 года, согласно которому ввезенные ФИО1 предметы являются образцами биологического происхождения, принадлежащими представителям морских беспозвоночных класса Коралловые полипы, подпадающим под действие конвенции СИТЕС, включены в приложение 2. При этом не учтены положения резолюции, принятой на 13-й Конференции сторон СИТЕС 13.7 об определении понятия личного имущества и предметов домашнего обихода, а также то, что положения пункта 2 части 2 статьи 355 Таможенного кодекса не распространяются на меры нетарифного и технического регулирования содержащихся в решении коллегии Евразийской экономической комиссии.

Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания ФИО1, выслушав защитника ФИО1 – Рябова Ю.А., поддержавшего жалобу, представителей Башкортостанской таможни ФИО2, ФИО3, возражавших удовлетворению жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.

При исчислении сроков вступления в силу постановлений по делам об административных правонарушениях следует учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток.

Такой срок установлен частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, согласно которой жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Исходя из толкования статей 4.8, 30.3 и 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, если оно не было обжаловано (опротестовано), по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска установленного статьей 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 4 статьи 30.3 КоАП РФ).

Копия решения судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 23 августа 2023 года направлена ФИО1 по адресу: адрес 11 сентября 2023 года, что подтверждается почтовым отправлением с почтовым идентификатором 80405587424601 (л.д. 30). Конверт почтового отправления вернулся обратно отправителю за истечением срока хранения 23 сентября 2023 года.

Учитывая положения вышеуказанных статей, жалоба на решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 23 августа 2023 года ФИО1 подана 08 сентября 2023 года, то есть в срок, и в восстановлении срока для ее подачи необходимости не имеется.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

Согласно статье 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса евразийского экономического союза (далее по тексту ТК ЕАЭС) под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Пункты 1, 4 статьи 7 ТК ЕАЭС устанавливает, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Особенности ввоза на таможенную территорию Союза и (или) вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами товаров, включенных в предусмотренный Договором о Союзе единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, в качестве товаров для личного пользования определяются Комиссией.

Разрешая дело, должностное лицо и судья исходили из того, что ФИО1 ввезла на таможенную территорию Евразийского экономического союза и Российской Федерации фрагменты кораллов без разрешительных документов, что является нарушением ТК ЕАС и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.

Из материалов дела следует, что 09 ноября 2021 года в 21 час 00 минут при осуществлении таможенного контроля, во время совершения таможенных операций на таможенном посту Аэропорт Уфа Башкортостанской таможни (450501, РФ Республика Башкортостан, Муниципальный район Уфимский, сельское поселение Булгаковский сельсовет, <...> терминал № 2 международного аэропорта Уфа) пассажирами рейса № 4808 «Хургада - Уфа», сотрудниками таможенного поста было установлено, что ФИО1 в багаже перемещала через таможенную границу Евразийского экономического союза товар: предметы, схожие с кораллами - 4 шт., таможенную декларацию на данный товар ФИО1 не подавала.

В ходе таможенного контроля вынесено решение о назначении таможенной экспертизы (первичной) от 09 ноября 2021 года № 10401010/091121/ДВ/500091 и составлен акт отбора проб и образцов от 09 ноября 2021 года № 10401010/091121/500091.

Из заключения таможенных экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Новосибирск от 10 января 2022 года № 12408001/0033532 следует, что в отношении товара, предоставленного на основании решения о назначении таможенной экспертизы от 09 ноября 2021 года № 10401010/091121/ДВ/500091, исследуемые объекты идентифицированы как фрагменты кораллов - природные образования, созданные в результате жизнедеятельности морских беспозвоночных типа Кишечнополостные (лат.Coelenterata), класса Коралловые Полипы (лат.Anthozoa), подкласса Шестилучевые кораллы (лат.Nexacjrallia), отряда Мадрепоровые (Madreporaria,Scleractinia), необработанные в количестве 3 шт., а образец № 1 представляет собой фрагмент известкового органогенного образования округлой формы, сформированного из органических и неорганических остатков, не являющийся кораллом. Мадрепоровые кораллы (Scleractinia spp.) (все виды отряда, кроме ископаемых) поименованы в Перечне видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) (утв. 16 Конференцией Сторон СИТЕС (действует с 12 июня 2013 года)), номер Приложения СИТЕС II.

Разрешение на ввоз указанных предметов ФИО1 не представила.

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ: протоколом об административном правонарушении № 10401000-230/2022 от 17 февраля 2023 года отношении ФИО1; актом таможенного досмотра № 10401010/091121/Ф000042 от 09 ноября 2021 года; актом отбора проб и (или) образцов товаров от 09 ноября 2021 года; решением таможенного органа о назначении таможенной экспертизы от 09 ноября 2021 года; объяснением ФИО1 от 17 февраля 2022 года; заключением таможенного эксперта № 12408001/0033532 от 10 января 2022 года; докладной запиской ведущего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 таможенного поста Аэропорт Уфа ФИО4 от 17 февраля 2022 года.

Обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности за деяние, выразившееся в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации сомнений не вызывает, так как при прохождении таможенного контроля ФИО1 документов, подтверждающих законность приобретения перемещаемых кораллов не предоставлено.

Ссылка в жалобе на письмо ФТС России от 11 апреля 2005 года № 06-59/11044 и резолюцию 13.7 СИТЕС является несостоятельной, поскольку особенности ввоза на таможенную территорию Союза и (или) вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами товаров, включенных в предусмотренный Договором о Союзе единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, в качестве товаров для личного пользования определяются Комиссией.

На основании Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» Мадрепоровые кораллы (Scleractinia spp.) включены в раздел 2.7 Приложение N 2 Единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Согласно примечанию к разделу 2.7: «товары, указанные в разделе, перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза без оформления лицензии и в соответствии с порядком, предусмотренным Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03 марта 1973 года (СИТЕС)».

В соответствии с пунктами «б», «в» статьи 1 Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вместе с «Перечнем видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт...») (Заключена в г. Вашингтоне 03 марта 1973 года) (далее по тексту Конвенция СИТЭС) «образец» означает: любое животное или растение, будь оно живое или мертвое; в отношении к животному: для вида, включенного в приложения I и II, любая легко узнаваемая часть или дериват его, а для вида, включенного в приложение III, любая легко узнаваемая часть или дериват его, как указано в приложении III по отношению к видам; и по отношению к растению: для вида, включенного в приложение I, любая легко узнаваемая часть или дериват его, а для вида, включенного в приложения II и III, любая легко узнаваемая часть или дериват его, как указано в приложениях II и III по отношению к видам; «торговля» означает экспорт, реэкспорт, импорт и интродукция из моря.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи IV Конвенции СИТЕС для экспорта любого образца видов, указанных в приложении II, будет требоваться предварительное получение и предоставление разрешения на экспорт.

Для импорта всякого образца видов, указанных в приложении II, будет требоваться предварительное предоставление разрешения на экспорт или же сертификата на реэкспорт.

Таким образом, вопреки доводам жалобы ФИО1 для импорта любого образца видов, указанных в приложении II, к которым относятся виды, ввезенные ФИО1, требуется предварительное получение и предоставление разрешения на импорт, что в данном случае соблюдено не было. При этом не имеет значения живой или мертвый образец ввозится.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей межрайонного суда допущены нарушения норм материального права и предусмотренных законом процессуальных требований.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу заявителя, не усматривается.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 КоАП РФ и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Принимая во внимание, что настоящее дело рассмотрено полно, объективно, вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, нашла свое подтверждение, а наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела и в соответствии с санкцией данной статьи, оснований для отмены постановления судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пункта 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника таможенного поста Аэропорт Уфа Башкортостанской таможни № 10401000-230/2022 от 04 марта 2022 года и решение судьи Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 23 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Б.Ф. Масагутов

Справка: судья районного суда Шакирова Р.Р. Дело районного суда № 12-330/2023