ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-131(78 от 16.02.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Писарев А.В. Дело № 77-131(78)2021

РЕШЕНИЕ

16 февраля 2021 года г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника акционерного общества «Газпромнефть – Омский НПЗ» З.С.И. на решение судьи Советского районного суда города Омска от 24 декабря 2020 года, которым постановлено:

«Постановление о назначении административного наказания № № <...> от 14.10.2020 г. старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Х.А.В., которым Акционерное общество «Газпромнефть – Омский НПЗ», ИНН № <...>, КПП № <...>, ОГРН № <...>, юридический адрес: 644040, г. Омск, <...>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей – оставить без изменения, жалобу без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14 октября 2020 года, акционерное общество «Газпромнефть – Омский НПЗ» (далее – АО «Газпромнефть – ОНПЗ», общество) привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

АО «Газпромнефть – ОНПЗ» признано виновным в том, что с 10 августа по 4 сентября 2020 года при проведении внеплановой выездной проверки в отношении данного общества, расположенного по адресу г. Омск, <...>, было выявлено несоответствие разработанной программы производственного экологического контроля для объекта НВОС № <...>-П АО «Газпромнефть – ОНПЗ», утвержденной 24 декабря 2019 года заместителем генерального директора АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Г.В.Н., требованиям, установленным приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». При анализе указанной программы, установлено, что план-график контроля стационарных источников выбросов не содержит сведения о местах и методах отбора проб, используемых методиках измерений загрязняющих веществ в источниках выбросов.

Были нарушены требования п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74.

Защитник АО «Газпромнефть – ОНПЗ» В.Г.В. обжаловал постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе защитник АО «Газпромнефть – ОНПЗ» З.С.И. просит постановление и решение отменить, как незаконные, необоснованные, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что регулирующим органом не определены конкретный объем и детализация сведений, равно как не утверждена типовая форма план-графика, информация по соответствующим пунктам отражена АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в виде таблицы. Указывает, что в материалы дела представлены фотографии с изображением мест отбора проб об организованных источников выбросов, у общества отсутствуют обязанности конкретизировать место отбора проб иным способом. Суд безосновательно отверг доводы общества о наличии информации о методах отбора проб, используемых методах и методиках измерений в приложении 4 «Перечень методик, применяемых при определении концентрации вредных выбросов в атмосферный воздух от источников загрязнения атмосферного воздуха и контроля атмосферного воздуха в соответствии с областью аккредитации АО «НИИ «Атмосфера».

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника АО «Газпромнефть – ОНПЗ» З.С.И., поддержавшего доводы жалобы, представителей Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора С.О.В., Х.А.В., возразивших против доводов жалобы, оснований для отмены либо изменения постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса.

Согласно п. п. 2-4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Программа производственного экологического контроля содержит сведения, в том числе, о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Пункт 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74, устанавливает, что подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать: план-график контроля стационарных источников выбросов с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д.54-56); приказом о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (л.д.12-14); требованием о проведении внеплановой проверки прокуратуры Омской области (л.д.15); актом проверки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (л.д.16-53); копией плана-графика производственного контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) на источниках загрязнения атмосферного воздуха основной площадки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (л.д.82,103-107), оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении содержит сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, и позволяет установить событие административного правонарушения.

Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие АО «Газпромнефть- ОНПЗ» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения экологических требований в области охраны окружающей среды, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством об охране окружающей среды обязанностей, обществом не представлено.

Указания в жалобе на то, что не определен конкретный объем и детализация сведений, равно как не утверждена типовая форма план-графика, не могут быть приняты во внимание, поскольку п. 9.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля установлен исчерпывающий перечень, должен содержать в себе подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха».

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и доказательств. Доводы жалобы о том, что обществом не допущено нарушений требований к содержанию плана-графика контроля стационарных источников выбросов, о наличии информации о методах отбора проб, используемых методах и методиках измерений со ссылками на столбцы план-графика и приложение, являлись предметом рассмотрения, оценки судьи районного суда, и обоснованно были отклонены по основаниям, указанным в решении.

Постановление о привлечении АО «Газпромнефть - ОНПЗ» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание АО «Газпромнефть – ОНПЗ» назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений требований КоАП РФ, которые являлись бы основаниями для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Советского районного суда города Омска от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» З.С.И. – без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов