Судья Ситников К.Ю. Дело №77-140/2016
РЕШЕНИЕ
07 июля 2016 года г. Томск
Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев дело по жалобе защитника ООО «Северная тепловая компания» Мушлера Р.А. на постановление Кедровского городского суда Томской области от 27.05.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вынесенное в отношении ООО «Северская тепловая компания» (далее – ООО «СТК»),
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кедровского городского суда Томской области от 27.05.2016 ООО «СТК» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80000, 00 (восемьдесят тысяч рублей).
Не согласившись с решением судьи, защитник ООО «СТК» Мушлер Р.А. обратился с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. Выражая несогласие с выводами судьи, указывает, что ООО «СТК» на основании приказа Управления Роспироднадзора по Томской области № 853 от 02.11.2015 выдано разрешение №0044-15 на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты. В соответствии с ч.3 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. ООО «СТК» неоднократно обращалось в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее – Департамент) и в Управление Росприроднадзора по Томской области с заявлением о согласовании Плана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, но в ответ был получен отказ по причине отсутствия укрупненных сметных нормативов для объектов централизованных и локальных очистных сооружений. Ссылается, что решением Арбитражного суда Томской области от 12.05.2016 было признано недействительным решение Департамента об отказе в согласовании плана снижения сбросов загрязняющих веществ. Полагает, что ООО «СТК» предпринимало все возможные действия по согласованию Плана снижения сбросов, в действиях ООО «СТК» вина отсутствует, юридическое лицо привлечено к административной ответственности из-за недобросовестного и виновного поведения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области.
В судебное заседание законный представитель ООО «СТК», а также защитник Мушлер Р.А. не явились, извещены надлежащим образом, судья определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, прихожу к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно положениям п. 2 ст. 3 Водного кодекса РФ одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу положений ч.2 ст.39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся, в том числе, реки.
Статьей 37 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водные объекты используются для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В силу ч.1 ст.44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.4 ст.35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Из положений ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации следует, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с ч. 4 ст.23 Закона № 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса.
Глава 3 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что право пользования водными объектами возникает на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 11 данного Кодекса.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что ООО «СТК» в ходе осуществления хозяйственной деятельности в 4 квартале 2015 года осуществляло пользование поверхностными водными объектами – участком /__/, расположенным на территории МО «Город Кедровый», c целью сброса сточных (дренажных) вод на основании разрешений Управления Росприроднадзора по Томской области от 02.11.2015 №0044-15 сроком водопользования до 01.11.2016, от 08.06.2015 №0020-15 со сроком водопользования до 07.06.2016, в которых установлены показатели по степени очистки сточных вод на очистных сооружениях и по максимальному содержанию загрязняющих веществ. При этом в 4 квартале 2015 года ООО «СТК» осуществлялся сброс сточных вод в /__/ с превышением максимального содержания загрязняющих веществ, допустимого к сбросу, а именно: азота аммонийного в 10,1 раз, железа общего в 1,7 раз, фосфатов в 2,1 раза, чем нарушило требования ч. 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44, ч. 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации и тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Таким образом, судья городского суда обоснованно признал, что ООО «СТК» нарушило правила водопользования при сбросе сточных вод в /__/, и пришел к верному выводу о наличии в действиях указанного юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «СТЭС» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 17.03.2016 № В-112, копией решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 08.05.2015 № 70-13.01.07.001-Р-РСБХ-С-2015-01139/00; копией разрешения от 08.06.2015 №0020-15 на сбросы загрязняющих веществ в водный объект; копией разрешения от 02.11.2015 №0044-15 на сбросы загрязнаяющих веществ; копией нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в /__/ от 17.07.2014; копией письма Департамента от 05.02.2016 № 532; письменными объяснениями директора ООО «СТК» Т. от 03.03.2016 № СТК/08/9/16, а также иными документами, представленными в дело об административном правонарушении.
Оценка судьей городского суда имеющихся доказательств по делу произведена по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Выводы судьи, изложенные в решении, должным образом мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Приведенные в жалобе доводы о том, что ООО «СТК» предпринимались все меры по согласованию Плана снижения сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов, что исключает его вину, являются несостоятельными в силу того, что превышение концентрации загрязняющего вещества – азота аммонийного в сточной воде, сбрасываемой ООО «СТК» в /__/ в 4 квартале 2015 года, было осуществлено с значительным превышением нормативов, предложенных к согласованию ООО «СТК» в Плане снижения сбросов загрязняющих веществ в водный объект, а потому факт признания Арбитражным судом Томской области недействительным решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области об отказе в согласовании Плана снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в реку Чузик от 07.08.2015 не исключает вины ООО «СТК» в совершении вмененного ему административного правонарушения и об отсутствии оснований для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности не свидетельствует.
Наказание назначено ООО «СТК» в минимальных пределах санкции ч. 1 ст.8.14 КоАП РФ и с учетом положений ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.
При указанных обстоятельствах постановление судьи Кедровского городского суда Томской области от 27.05.2016 является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Кедровского городского суда Томской области от 27.05.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении ООО «Северная тепловая компания» оставить без изменения, жалобу защитника Мушлера Р.А. – без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.И. Гончаров