Судья: Ефремова И.В. Дело № 77-145(96)/2020
РЕШЕНИЕ
Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Речута Я.С., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сибгидропроект» (далее – ООО «Сибгидропроект», общество) по жалобе защитника общества адвоката Романив Татьяны Ивановны на решение судьи Советского районного суда г. Омска от 30 января 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Омской области Б.Л.В. от 8 октября 2019 года ООО «Сибгидропроект» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 400000 рублей (т. 1 л.д. 285-288).
ООО «Сибгидропроект» в лице защитника Романив Т.И. обжаловало данное постановление в районный суд.
Решением судьи Советского районного суда г. Омска от 30 января 2020 года вышеназванное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, защитник общества Романив Т.И. просит решение районного суда отменить как незаконное. Ссылается на формальность рассмотрения жалобы судьей районного суда, отсутствие оценки заслуживающих внимание доводов. Указывает, что обществом выполнены работы по рекультивации земельного участка в соответствии с проектом рекультивации, отвечающим требованиям законодательства. Суд безосновательно отверг доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, не принял во внимание доводы общества о добросовестности и исполнении законодательно возложенной обязанности. Кроме того, судом сделан неправильный вывод о применении к обществу при назначении административного штрафа положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, выслушав защитника общества Романив Т.И., поддержавшую жалобу, главного специалиста-эксперта отдела правовой и информационной работы Управления Россельхознадзора по Омской области Ю.В.П., просившего отказать в удовлетворении жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
Согласно п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800.
Согласно п. 5 Правил рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В силу п. 6 Правил в обязательном порядке подлежат рекультивации нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель (п. 8 Правил), который согласовывается в порядке, установленном п. 15 Правил.
Исходя из положений п. 30, п. 31 Правил по завершению работ по рекультивации составляется акт, копия которого направляется лицам, указанным в п. 15 Правил.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № <...> общей площадью 2534810 кв. м, № <...> общей площадью 55690 кв. м, расположенные в д. Малокулачье Омского района Омской области, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства.
На данных земельных участках обществом произведены работы, связанные с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения при разработке карьера по добыче строительных песков на Вачинском месторождении. ООО «Сибгидропроект» имеет лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу строительных песков на Вачинском участке недр от 17 декабря 2015 года (т. 2 л.д. 142).
23 мая 2019 года должностными лицами Управления Россельхознадзора по Омской области проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование указанных земельных участков, а также 11 июня 2019 года отобраны почвенные образцы (акты от 23 мая и 11 июня 2019 года), а 6 августа 2019 года составлен акт внеплановой документарной проверки ООО «Сибгидропроект».
В результате данных мероприятий по контролю установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № <...> прорыт канал общей площадью 2,2 га, шириной от 70 до 85 м и длиной до 260 м, который заполнен водой из реки Иртыш. На левой стороне (кромке) канала (по направлению с участка к р. Иртыш) имеются следы перемещения грунта в сторону ранее имеющейся карты намыва. На месте ранее имеющейся карты гидронамыва песка на площади 2,4 га проведено планирование рельефа местности; наличие плодородного слоя не установлено. На правой кромке (стороне) канала на площади более 1,4 га по направлению с участка к р. Иртыш) не проведены мероприятия по рекультивации земельного бурта, насыпей песка (супеси), а также остатков древесных веток распила взрослых деревьев березы. Остальная часть участка не тронута и покрыта луговой растительностью. Согласно экспертному заключению почвенные образцы, отобранные на части данного земельного участка, имеют существенное снижение плодородия.
Земельный участок с кадастровым номером № <...> разделен на две части по 8745 кв. м и 38065 кв. м проходящим через него водным каналом общей площадью 8880 кв. м (шириной 100 м и длиной 90 м), который образовался путем производства работ, и не рекультивирован.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе; протоколом об административном правонарушении от 19 августа 2019 года (т. 1 л.д. 208-210); постановлением по делу об административном правонарушении от 24 июля 2017 года № 169/2017 (т. 1 л.д. 32-33); приказом Управления Россельхознадзора по Омской области от21 мая 2019 года№ 679 об утверждении плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований (т. 1 л.д. 51-53); заданием на проведение планового (рейдового) осмотра (т. 1 л.д. 54); выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 55-61); актом планового (рейдового) осмотра, обследования от11 июня 2019 года с фототаблицей (т. 1 л.д. 62-73); актом планового (рейдового) осмотра, обследования от23 мая 2019 года с фототаблицей (т. 1 л.д. 74-82); актом планового (рейдового) осмотра, обследования от11 июня 2019 года с фототаблицей (т. 1 л.д. 83-96); актами (протоколами) отбора образцов (т. 1 л.д. 98-101, 109-110, 118-119); протоколами испытаний(т. 1 л.д. 102, 111, 120); экспертными заключениями№ 20/П, № 21/П, № 22/П от24 июня 2019 года (т. 1 л.д. 103-108, 112-117, 121-126); актом обследования территории от 13 июня 2019 года (т. 1 л.д. 128) с фототаблицей (т. 1 л.д. 129-139);выпиской из ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 141-153);приказом Управления Россельхознадзора по Омской области от8 июля 2019 годао проведении внеплановой документарной проверки (т. 1 л.д. 168-171);актом проверки от 6 августа 2019 года (т. 1 л.д. 197-200); предписанием от 6 августа 2019 года (т. 1 л.д. 201); информацией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 24 декабря 2018 года (л.д. 85); пояснениями должностных лиц Управления Россельхознадзора по Омской области Ю.В.П. и А.М.Е. (т. 2 л.д. 6-12, 84, т. 3 л.д. 26), а также другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Деяние ООО «Сибгидропроект» правильно квалифицировано должностным лицом административного органа по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.
Рассматривая жалобу защитника общества, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановления должностного лица Россельхознадзора.
Вопреки доводам жалобы судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что законодательно установленная обязанность по рекультивации земель обществом не выполнена, в связи с чем общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что судом дана неверная оценка представленным обществом проекту рекультивации (т. 2 л.д. 89-127) и акту выполненных работ (т. 2 л.д. 90), отчету о выполнении работ по рекультивации (т. 2 л.д. 185-233), подлежат отклонению как безосновательные, поскольку в ходе обследования земельных участков должностными лицами установлено состояние земельных участков, исключающее проведение рекультивации.
Административным органом и судом правильно учтена информация, полученная из Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, о том, что на территории кадастрового квартала № <...> имеется водный канал к Вачинскому участку недр. Карта гидронамыва песка ликвидирована, выполнена планировка рельефа местности, по внешним признакам, отсыпанным песчаным грунтом. Наличие плодородного слоя почвы на участке, где располагалась карта намыва, не установлено (акт от 13 июня 2019 года на л.д. 128, т. 1).
Ссылки в жалобе на данный акт в части содержащихся в нем сведений о том, что оценить выполнение работ по рекультивации земель не представляется возможным, как подлежащих толкованию в пользу общества, не могут быть приняты во внимание, поскольку по общему смыслу акта такая оценка не возможна в силу отсутствия плодородного слоя почвы на месте ранее организованной карты намыва песка.
Согласно п. 10 Правил проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.
Оценивая представленный обществом проект рекультивации, утвержденный 10 июля 2018 года, а также акт выполненных работ по рекультивации нарушенных земель от 20 июля 2018 года (т. 2 л.д. 89, 90, 91-127), должностное лицо административного органа и судья районного суда указали на несоответствие представленных документов требованиям Правил и не приняли в качестве доказательств выполнения ООО «Сибгидропроект» обязанности по рекультивации.
Оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
Доводы жалобы о том, что данные Правила не действовали в момент возникновения у Общества обязанности по рекультивации, отклоняются как безосновательные, поскольку сам проект рекультивации содержит ссылку на применение названных Правил, указанных в качестве действующего нормативного правового акта, для обоснования разработки проекта (т. 2 л.д. 96). Техническое задание на разработку проекта, утвержденное 10 июля 2018 года, также содержит требование о применении Правил (т. 2 л.д. 116).
С учетом того, что первоначальный текст Правил был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 12 июля 2018 года, имеются сомнения в разработке и утверждении проекта в указанные в нем сроки, и, как следствие, в составленном во исполнение данного проекта акте выполненных работ от 20 июля 2018 года.
Также данный проект касается проведения рекультивационных работ нарушенных земель в прирусловой части поймы р. Иртыш на территории Омского района Омской области на участке с кадастровым номером № <...> и не касается рекультивации земельного участка с кадастровым номером № <...>.
В свою очередь, наличие проекта рекультивации, получившего положительное заключение, должно было быть обеспечено перед началом проведения ООО «Сибгидропроект» работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слова почвы на земельных участках с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, что следует из представления Управления Россельхознадзора от 10 июля 2017 года (т. 2 л.д. 118-120).
В соответствии с требованиями Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22 декабря 1995 года (признан не подлежащим применению приказом Минприроды России № 683, Минэкономразвития России № 729 от 25 декабря 2018 года), а также Положения о порядке выдачи разрешений на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения на территории Омской области, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 18 сентября 2009 года № 41-п (утратило силу в связи с изданием приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 1 марта 2019 года № П-19-11), схема (проект) рекультивации нарушенных земель, утвержденная собственником, или землепользователем, или землевладельцем земельного участка, на котором планируется проведение работ, подлежала представлению в компетентный орган субъекта (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области) вместе с заявлением о выдаче разрешения на проведение работ.
Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении от 24 июля 2017 года № 169/2017, в соответствии с которым директор ООО «Сибгидропроект» привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Ссылка защитника в жалобе на решение Арбитражного суда Омской области от 24 сентября 2019 года по делу № А46-13689/2019 не может быть принята во внимание для освобождения общества от административной ответственности, поскольку данным решением не давалась оценка проекту рекультивации как доказательству применительно к возложенной на общество обязанности по его разработке и реализации с целью соблюдения земельного законодательства. Решением установлено отсутствие правовых оснований для принятия решения об отказе в согласовании проекта рекультивации, поскольку в тех случаях, когда государственная собственность на земельные участки не разграничена, обязанность по согласованию проекта рекультивации подлежит исполнению органами местного самоуправления муниципального района. На Администрацию Омского муниципального района Омской области возложена обязанность повторно рассмотреть представленный на согласование проект рекультивации ООО «Сибгидропроект» от 01.04.2019.
Проект рекультивации был представлен на согласование в Администрацию Омского муниципального района Омской области 1 апреля 2019 года, что, в свою очередь, ставит под сомнение акт выполнения работ по рекультивации от 20 июля 2018 года, а также подтверждает отсутствие такого проекта до начала выполнения работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения.
Вопреки доводам жалобы судья районного суда правильно отклонил довод защитника о нахождении земельного участка с кадастровым номером № <...> в пользовании у ИП П.М.С., поскольку данное обстоятельство не влияет на исполнение обществом обязанности по рекультивации данного участка, установленной п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административное наказание ООО «Сибгидропроект» назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ, с учетом требований ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, и является минимальным.
Ссылка в решении судьи районного суда на ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ является явной технической ошибкой, поскольку защитник ООО «Сибгидропроект» ходатайствовал о применении положений ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ – замене административного штрафа предупреждением (т. 1 л.д. 257-258). Должностное лицо административного органа, исходя из характера выявленного правонарушения, верно не усмотрело оснований для применения ст. 2.9, ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств, характеризующих административное правонарушение или правонарушителя, которые бы свидетельствовали о возможности применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в рассматриваемом деле не имеется.
Административное наказание соответствует установленным ст. 3.1 КоАП РФ целям.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, при производстве по настоящему делу не усматривается.
Таким образом, жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Советского районного суда г. Омска от 30 января 2020 оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Сибгидропроект» Романив Т.И. – без удовлетворения.
Судья Г.Г. Старостина