ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-1465/19 от 21.08.2019 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья М.З. Гараев Дело №77-1465/2019

Р Е Ш Е Н И Е

21 августа 2019 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания Р.Р. Бикчантаеве, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Челны Бройлер» Ильнара Ирековича Закирова на решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 1 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 43-21-2019-1872 государственного инспектора Челнинского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Ростехнадзор) от 30 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 1 июля 2019 года, общество с ограниченной ответственностью «Челны Бройлер» (далее по тексту – ООО «Челны Бройлер») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), подвергнуто административному штрафу в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник ООО «Челны Бройлер» И.И. Закиров (далее по тексту – заявитель) просит состоявшиеся акты отменить, производство по настоящему делу прекратить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании защитник ООО «Челны Бройлер» И.И. Закиров, действующий на основании доверенности, поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

Изучение материалов дела, проверка доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно статье 1 Федерального закона №116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее по тексту – Федеральный закон №116-ФЗ), промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона №116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, помимо прочего обязана: соблюдать положения Федерального закона №116-ФЗ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года №116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (далее по тексту – Правила промышленной безопасности).

Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года №492 (далее– Постановление № 492).

Требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на химически опасных производственных объектах (ХОПО), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные, высокотоксичные, окисляющие и представляющие опасность для окружающей среды химически опасные вещества, указанные в приложении 1 к Федеральному закону №116-ФЗ, закреплены Приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года №559 (далее по тексту – Приказ №559).

Порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, средств, машин и оборудования, подготовку и переподготовку специалистов по вопросам безопасности, регламентирован приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37 (далее по тексту - Приказ Ростехнадзора № 37).

Из материалов дела усматривается, что ООО «Челны Бройлер» вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.

На основании распоряжения от 7 марта 2019 года № 630 о проведении плановой выездной проверки была проведена проверка деятельности ООО «Челны Бройлер» на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения требований и положений Федерального закона №116-ФЗ, Правил промышленной безопасности, Постановления Правительства Российской Федерации № 492, Приказов Ростехнадзора №559, 37, а именно:

- не в полном объеме разработаны и утверждены инструкции, устанавливающие действия работников в аварийных ситуациях на ОПО;

- не обучены по профессии рабочие опасного производственного объекта «Аммиачно-холодильная установка» ООО «Челны- Бройлер», допущенные к самостоятельной работе: слесаря по ремонту холодильного оборудования;

- не аттестованы в объеме требований промышленной безопасности соответствующим должностным обязанностям работники, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта «Аммиачно-холодильная установка» ООО «Челны-Бройлер по областям аттестации Б.1.17, Б.1.19;

- вышел срок обучения по пожарному-техническому минимуму лица, ответственного за выполнение огневых работ в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность в соответствии с нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» на опасном производственном объекте «Аммиачно-холодильная установка» ООО «Челны-Бройлер;

- комиссия по проверке знаний на предприятии создана не в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;

- не направлен в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в порядке информирования) график аттестации специалистов ООО «Челны-Бройлер»;

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: отсутствуют обозначения значения шкалы, соответствующие максимальному рабочему давлению на корпусе или шкале манометров, установленных в ГРПБ-2;

- не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: прошел срок проведения режимно- наладочных испытаний ГРПБ-2;

- не выполняется комплекс мероприятий обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно в автономной котельной БКУ-2: не проведена государственная метрологическая поверка манометров, термометров; отсутствуют обозначения значения шкалы, соответствующие максимальному рабочему давлению на корпусе или шкале манометров;

- не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: не поверены манометры в ШРП возле птичника № 17 на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления предприятия» ООО «Челны-Бройлер»;

- при эксплуатации наружного газопровода среднего давления в районе ГРПБ-2 предприятия не обеспечен мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия, а именно требуют обновления покраски в желтый цвет двумя слоями краски, лака или эмали;

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно: не обновлено обозначение арматуры и оборудования по месту в соответствии с технологической схемой газоиспользующего оборудования в котельной «Сети газопотребления предприятия» № А43-03349-0014;

- не прикладывается к нарядам-допускам на проведение газоопасных работ схемы места проведения газоопасных работ, подписанные руководителем;

- не выполняется комплекс мероприятий обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно в котельной на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления предприятия» ООО «Челны-Бройлер»: отсутствуют обозначения запорной арматуры; отсутствует утвержденная технологическая схема газопровода, отсутствуют обозначения значения шкалы, соответствующие максимальному

рабочему давлению на корпусе или шкале манометров;

- не предусмотрена система двухсторонней громкоговорящей и телефонной связи в технологическом блоке III категории взрывоопасности, а именно: в машинном зале холодильно-компрессорного цеха на опасном производственном объекте «Аммиачно-холодильная установка»;

- не предохранены от коррозии и не покрашены в черный цвет, открыто проложенные заземляющие проводники в котельной ООО «Челны-Бройлер» на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления предприятия» ООО «Челны-Бройлер»;

- не выполняется комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание сетей газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно в автономной котельной на опасном производственном «Сеть газопотребления предприятия» ООО «Челны-Бройлер», отсутствуют обозначения запорной арматуры, отсутствует утвержденная технологическая схема газопровода, отсутствует государственная поверка манометров;

- не обеспечен мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления предприятия» ООО «Челны- Бройлер», а именно: нарушена антикоррозийная изоляция газопровода низкого давления рядом с птичником № 13;

- на входных дверях котельной оптово-розничного магазина не читаемы обозначения категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и классы взрывоопасности зон;

- на опознавательных знаках для обнаружения трасс газопроводов (сети газопотребления А43-03349-0015) маркировка осуществлена не в полном объеме;

- допускается эксплуатация открыто проложенных заземляющих проводников дымовой трубы МПК без соответствующей защиты от коррозии;

- не проводятся осмотры кабельных линий до 35кВ, а именно: отсутствуют крышки кабельных лотков в котельной МПК;

- отсутствуют отличительные знаки на светильниках аварийного освещения котельной МПК;

- в электрощитовом помещении на ВРУ-0,4кВ, ШР котельной МПК отсутствует однолинейная схема электроустановок;

- осветительные коробки сети освещения котельной МПК не закрыты крышками из несгораемого или трудносгораемого материала;

- электроустановки ВРУ-0,4кВ котельной МПК не укомплектованы готовыми к применению испытанными средствами защиты согласно норм комплектования, а именно: диэлектрическими ковриками;

- отсутствует защита от косвенных прикосновений насоса ГВС №2 котельной МПК (не заземлен);

- открытые заземляющие проводники котельной МПК подвержены коррозии, не покрашены в черный цвет.

Указанные обстоятельства, с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ, явились поводом к возбуждению в отношении ООО «Челны-Бройлер» дела об административном правонарушении и основанием привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Принимая оспариваемое постановление, должностное лицо, с выводами которого согласился судья районного суда, исходило из доказанности вины ООО «Челны-Бройлер» в нарушении (несоблюдении) установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами требований в области промышленной безопасности, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

С такими выводами следует согласиться.

В соответствии со статьями 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении помимо прочего выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и виновность ООО «Челны-Бройлер» в его совершении, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; актом проверки от 11 апреля 2019 года и другими доказательствами, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

При таком положении обоснованность привлечения ООО «Челны-Бройлер» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, сомнений не вызывает.

Постановление о привлечении ООО «Челны-Бройлер» к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы, в целом сводящиеся к утверждению о недоказанности вины ООО «Челны-Бройлер» в совершении вмененного административного правонарушения, о нарушении процессуальных требований КоАП РФ, регламентирующих порядок производства по делу об административном правонарушении, которые по мнению подателя жалобы, не позволили полно, объективно рассмотреть дело, идентичны доводам жалобы на постановление должностного лица, были предметом проверки судьи районного суда и отклонены по мотивам, изложенным в судебном решении. Оснований не согласиться с установленными по делу фактическими обстоятельствами и проведенной судьей оценкой представленных доказательств не имеется.

Довод заявителя о том, что при проведении плановой проверки были допущены грубые нарушения требований Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что делает результаты проверки и основанные на них последующие документы недопустимыми доказательствами, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 14 названного Федерального закона, в распоряжении о проведении проверки указывается наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности.

На основании статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Поскольку согласно распоряжению Приволжского управления Ростехнадзора от 7 марта 2019 года №630 проведение проверки назначено в отношении юридического лица ООО «Челны-Бройлер», следовательно, в распоряжении указан его юридический адрес: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица им. Батенчука, дом №3.

При этом в пункте 11 данного распоряжения среди прочих мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, указано на необходимость обследования территории, помещений, зданий, сооружений, оборудования, используемых ООО «Челны-Бройлер» при осуществлении своей деятельности. Каких-либо сведений о месте нахождения конкретных обособленных подразделений и филиалов, в которых Общество осуществляет свою деятельность, выписка ЕГРЮЛ и Устав ООО «Челны-Бройлер» не содержат.

Таким образом, распоряжение руководителя органа государственного надзора не противоречило требованиям пункта 3 части 2 статьи 14 Федерального закона № 294, предоставляло право на проведение проверки в том числе, по месту фактического осуществления ООО «Челны-Бройлер» своей хозяйственной деятельности.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащего применению к спорным отношениям, не свидетельствует о том, что по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы жалобы об отсутствии нарушений, указанных в пункте 17 Акта проверки, также были предметом проверки в суде первой инстанции и получили правовую оценку. Неустранимые сомнения, которые в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу заявителя, по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Иные доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение в целом правильность выводов судьи районного суда и направлены на переоценку представленных в дело доказательств, правовых оснований для которой не имеется, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.

Нормы материального права применены и истолкованы судьей районного суда правильно, существенных нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену состоявшихся актов, в ходе производства по делу не допущено. Оспариваемое решение судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

решение судьи Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 1 июля 2019 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Челны Бройлер» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Челны Бройлер» Ильнара Ирековича Закирова - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, либо опротестовано прокурором.

Судья И.Н. Сабитов