Судья Доника О.М. Дело № 77-152/22
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 3 марта 2022 года
Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» Шангиной И.Н. на решение судьи Подосиновского районного суда Кировской области от 24 декабря 2021 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного лесного инспектора в Пинюгском лесничестве, начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Пинюгского лесничества ФИО1 № от 27 октября 2021 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» (далее - АО «НЛК»),
установил:
Постановлением старшего государственного лесного инспектора в Пинюгском лесничестве, начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Пинюгского лесничества ФИО1 № от 27.10.2021 г. АО «НЛК» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ административного наказания в виде штрафа в размере 50.000 рублей.
Решением судьи Подосиновского районного суда Кировской области от 24.12.2021 г., принятым по жалобе защитника АО «НЛК» Шангиной И.Н., указанное постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, АО «НЛК» в лице защитника Шангиной И.Н. выражает несогласие с решением судьи, которое считает незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии содержащихся в нем выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Полагает, что судья необоснованно и немотивированно отверг доводы АО «НЛК» о том, что правила заготовки древесины не содержат требований по недопущению оставления на корню деревьев (недорубы), поскольку запрет на оставление недорубов был предусмотрен ранее Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом МПР РФ от 16.07.2007 г. № 184, а принятыми Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337, указанный запрет был отменен. В правилах заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474, действовавших с 01.02.2017 г. по 31.12.2020 г., то есть в период заготовки древесины, запрет на оставление недорубов не предусмотрен. Обращает внимание, что АО «НЛК» в жалобе и защитник Киселев А.П. в судебном заседании настаивали на том, что оставление части деревьев при сплошных рубках необходимо для воспроизводства лесов, повышения биологического разнообразия, повышения потенциала лесов, сохранения полезных функций лесов.
Ссылаясь на положения Лесного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов, настаивает на необходимости сохранения отдельных деревьев при сплошных рубках, отмечая, что оставление части растущей осины на сплошных рубках является положительным эффектом с точки зрения лесовосстановления и сохранения живого напочвенного покрова.
Утверждает, что АО «НЛК» в лесной декларации и соответственно в технологической карте не может указывать недостоверные сведения и объемы, не соответствующие отводу и таксации лесосек, проекту освоения лесов, поэтому в соответствии с правилами указало весь возможный для заготовки древесины объем. Решения же о том, какие деревья оставлять для биоразнообразия и лесовосстановления, принимаются непосредственно при заготовке древесины, что полностью соответствует закону.
Указывает, что утверждение о нарушении формы и вида рубки основано лишь на записи в акте осмотра мест рубок. Однако на лесосеке для лесовосстановления и сохранения биологического разнообразия оставлены растущие деревья не только осины (459 м3), но и березы (274 м3), ели (60 м3), сосны (1 м3). При этом выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений в соответствии с правилами заготовки древесины назначаются и проводятся в насаждениях с соблюдением параметров организационно-технических элементов рубок: имеется второй ярус, рубка в несколько приемов, с определенной интенсивностью (первый прием не более 50 %) и минимальной полнотой древостоев при первых приемах рубок (до 0,5) и т.д. В данной лесосеке второй ярус отсутствует, интенсивность рубки (понятие, относящееся только к выборочным рубкам) составила 85%, полнота менее 0,2, вырублена в один прием. Кроме того, интенсивность согласно видам лесосечных работ проверяется только в лесосеках, на которых осуществлены рубки ухода за лесами, а в данном случае имела место сплошная рубка спелых, перестойных лесных насаждений, поэтому лесничий не мог и не должен был оценивать интенсивность рубки. Делает вывод, что в лесосеке и по виду, и по форме проведена сплошная рубка.
Также, отмечая, что Лесохозяйственный регламент Пинюгского лесничества предполагает сохранение биологического разнообразия, констатирует, что при лесозаготовках необходимо учитывать сохранение экологических объектов (ключевых местообитаний), не включенных в указанные категории защитности, но способствующих сохранению биологического разнообразия. Сохранению в процессе
лесозаготовок подлежат и те объекты, которые защищены российским законодательством, но фактически не выделяются при лесоустроительном планировании. Предлагаемые к сохранению объекты биологического разнообразия объединены в две группы: ключевые биотопы и ключевые элементы. На лесосеке был сохранен ключевой элемент - отдельный объект живой и неживой природы, важный для сохранения биоразнообразия благодаря своим особым свойствам: старовозрастные деревья; деревья редких для Кировской области пород и их группы; мертвая древесина на разных стадиях разложения (сухостой, высокие пни, валеж); деревья с гнездами и дуплами. В то же время в решении судьи приведена искаженная и неполная информация о том, что сохранению в процессе лесозаготовок подлежат те объекты, которые защищены российским законодательством, но фактически выделяются при лесоустроительном планировании.
Считает, что довод об отсутствии в действующем законодательстве ответственности за оставление на лесосеке недорубов подтверждается судебной практикой - постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 г. № 13АП-19321/2018 и определением Верховного Суда РФ от 08.09.2020 г. № 307-ЭС20-11148.
Обращая внимание на позицию юридического лица, изложенную в поданной в районный суд жалобе и судебном заседании, а также ссылаясь на постановление Правительства РФ от 07.10.2020 г. № 1614 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах», приказ Минтруда России от 23.09.2020 г. № 644н «Об утверждении Правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ» и утратившие силу Указания по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденные приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 г. № 130, сообщает о непризнании факта события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. При этом отмечает, что согласно действующему законодательству виды лесосечных работ предполагают 7 способов очистки мест рубок, из которых только к 3 способам очистки правилами пожарной безопасности предусмотрены дополнительные требования, поскольку они являются пожароопасными. В указанной же лесосеке очистка мест рубок от порубочных остатков осуществлялась комбинированным способом: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки. Данные способы очистки лесосеки являются пожаробезопасными и правилами пожарной безопасности для них не предусмотрены дополнительные требования. Масса харвестера равна 25 тоннам, порожнего форвардера - 20 тоннам, а масса груженого составляет до 55 тонн. При движении харвестера и форвардера по волоку порубочные остатки измельчаются и вдавливаются в землю, перемешиваясь с ней (глубиной до 1 м), после чего за один - два года порубочные остатки полностью перегнивают. Правилами пожарной безопасности установлены требования только к кучам или валам, а ширина волока не регламентирована. АО «НЛК» при заготовке древесины использует валочные и трелевочные машины, габаритные размеры которых превышают 3 м, а, следовательно, выполнить условие сбора порубочных остатков в валы менее 3 м в указанной лесосеке невозможно. Полагает, что в протоколе и постановлении по делу неправомерно объединены и ошибочно истолкованы два пункта правил пожарной безопасности, поскольку указано, что при весенней доочистке обязательно выполняется сбор в кучи и валы. Требования лесничего и начальника лесного отдела нарушают также правила по охране труда. Кроме того, на лесосеке не было произведено измерительных работ по оценке объемов и местоположения нарушений, в связи с чем были нарушены указания по освидетельствованию. Делает вывод, что АО «НЛК» в соответствии с технологической картой осуществило очистку лесосеки выбранными законными способами.
С учетом изложенного просит отменить решение судьи и принять по делу новое решение о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - генеральный директор АО «НЛК» ФИО2 и защитник Шангина И.Н. извещены о дате, времени и месте судебного заседания по рассмотрению жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений о его отложении не представили. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Защитник АО «НЛК» Киселев А.П. в судебном заседании поданную жалобу поддержал, привел аналогичные доводы, указав на соблюдение, по его мнению, юридическим лицом условий очистки места рубок, указанных в технологической карте, а также на отсутствие доказательств нарушения обществом формы рубки.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - старший государственный лесной инспектор в Пинюгском лесничестве, начальник лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Пинюгского лесничества ФИО1 против удовлетворения жалобы возражала, представила письменные возражения на нее, обратив внимание на то, что, оставив во время рубки части древостоя отдельно стоящих единичных деревьев осины, которые представляют из себя перестойные, быстро теряющие товарную ценность и средообразующую роль деревья, АО «НЛК» произвольно сменило форму рубки в своих интересах с целью заготовки древесины только хозяйственно-ценных пород. Оставленные деревья подвергаются бурелому, ветровалу, что приводит к захламлению площади, ухудшению санитарного состояния лесов и возрастанию пожарной опасности. Также правила пожарной безопасности в лесах не содержат пункта, разрешающего оставление валов шириной более 3 метров при заготовке валочными и пакетирующими машинами, но в то же время включают пункт о весенней доочистке порубочных остатков после заготовки древесины в зимнее время. А поскольку лесосека вырубалась АО «НЛК» в период с ноября по декабрь 2020 года, то им должна была быть произведена доочистка порубочных остатков, что сделано не было.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, проверив доводы жалобы, заслушав участников судебного заседания, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, что влечет для юридических лиц предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Ответственность по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ наступает за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет для юридических лиц предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления вменяемого АО «НЛК» правонарушения) (далее - ЛК РФ) порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 16.1 ЛК РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений (ч. 1); лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 данной статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов (ч. 2); после выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки (ч. 3).
В соответствии с п. 1 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, утвержденных приказом Минприроды России от 27.06.2016 г. № 367 (далее - Виды лесосечных работ), лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа. Технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. Выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления.
На основании п. 2 Видов лесосечных работ при заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.
Согласно п. 5 Видов лесосечных работ при выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Приказом Минприроды России от 01.12.2020 г. № 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (действовавшие на момент выявления вменяемого АО «НЛК» правонарушения) (далее - Правила № 993), из положений п.п. 2 - 4 которых следует, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (п. 2); граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (п. 3); заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ) (п. 4).
В соответствии с п. 11 Правил № 993 рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Согласно п. 32 Правил № 993 рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
В части ч. 3 ст. 17 ЛК РФ также указано, что сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
В соответствии с п. 33 Правил № 993 заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования.
Пункты 32, 33 ранее действовавших Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474, содержали нормы, аналогичные нормам, содержащимся в п.п. 32, 33 Правил № 993.
В силу п. 42 Правил № 993 к сплошным рубкам спелых, перестойных лесных насаждений относятся следующие виды рубок: с предварительным лесовосстановлением (появление нового молодого поколения леса под пологом существующего древостоя) и с последующим лесовосстановлением (образование нового поколения леса после рубки спелого древостоя).
Пункт 50 Правил № 993 предусматривает, что при проведении сплошных рубок спелых, перестойных лесных насаждений с предварительным лесовосстановлением должно обеспечиваться сохранение подроста лесных насаждений целевых пород на площадях, не занятых погрузочными пунктами, трассами магистральных и пасечных волоков, дорогами, производственными и бытовыми площадками, в соответствии с Правилами лесовосстановления, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 51 Правил № 993 на лесосеках, на которых осуществляются сплошные рубки спелых и перестойных лесных насаждений при содействии естественному восстановлению лесов, сохраняются выделенные при отводе лесосек источники обсеменения, к которым относятся единичные семенники, семенные группы, куртины, полосы, а также стены леса, если в них есть семенные деревья. Источники обсеменения должны размещаться по площади лесосеки равномерно. Семенные группы и куртины оставляют в первую очередь за счет участков средневозрастных и приспевающих древостоев главных пород с небольшой примесью лиственных, расположенных на возвышенных участках лесосеки. Семенные куртины и полосы оставляют за счет участков древостоев пород, слабоустойчивых к ветровалу (ель, пихта), расположенных на участках с влажными слабодренированными почвами.
Как следует из п. 17 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 04.12.2020 г. № 1014, в целях содействия естественному лесовосстановлению осуществляется среди прочих мероприятия: сохранение жизнеспособного укоренившегося подроста и молодняка главных лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений; оставление семенных деревьев, куртин и групп из деревьев лесных древесных пород, количество и схема размещения которых указывается в технологической карте лесосечных работ.
Согласно п. 24 Правил № 993 при отводе лесосек для заготовки древесины сплошными рубками в эксплуатационную площадь лесосек не включаются: а) нелесные и не покрытые лесной растительностью лесные земли (болота, вырубки, прогалины) независимо от их величины; б) выделенные семенные группы, куртины и полосы; в) расположенные среди спелых древостоев участки молодняков, средневозрастных насаждений; г) участки приспевающих лесных насаждений, находящиеся внутри выделов спелых и перестойных древостоев, площадью более 3 га; д) участки природных объектов, имеющих природоохранное значение; е) объекты биоразнообразия площадью более 0,1 га. Допускается выделение неэксплуатационных участков по указанным критериям одновременно с осуществлением лесосечных работ в случаях, если они не были выделены при отводе лесосек. При этом в технологическую карту лесосечных работ вносятся соответствующие изменения.
В соответствии с п. 25 Правил № 993 отграничение семенных групп, куртин и полос, а также выделов с невыраженными естественными границами (приспевающие лесные насаждения, природные объекты, подлежащие сохранению, объекты биоразнообразия) производится с помощью отметки (яркая лента, липкая лента, краска, затески) граничных деревьев, не входящих в лесосеку.
В силу п. 16 Правил № 993 при заготовке древесины в целях повышения биоразнообразия лесов на лесосеках могут сохраняться отдельные деревья в любом ярусе и их группы (старовозрастные деревья, деревья с дуплами, гнездами птиц, а также потенциально пригодные для гнездования и мест укрытия мелких животных). Перечни объектов биоразнообразия и размеры буферных зон для конкретного лесничества указываются в лесохозяйственном регламенте лесничества.
На основании ч. 3 ст. 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г. № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (действовавшие на момент выявления вменяемого АО «НЛК» правонарушения) (далее - Правила № 1614), пункт 26 которых устанавливает, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно требованиям п. 27 Правила № 1614 при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Пункт 17 ранее действовавших Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, содержал аналогичную норму.
Из материалов дела усматривается, что АО «НЛК» осуществляет заготовку древесины на основании договора аренды № от 01.04.2010 г. с приложениями к нему на лесном участке, находящемся в государственной собственности, общей площадью 36847 га, расположенном на землях лесного фонда в <адрес>. Весь участок передан для заготовки древесины (п. 4 договора и приложение №).
Согласно пп. «а» п. 11 договора аренды арендатор (АО «НЛК») обязан, в том числе, использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.
В соответствии с проектом освоения лесов, разработанным лесопользователем и получившим положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением министерства лесного хозяйства Кировской области от 17.12.2018 г. №, ведомостью лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины при рубке спелых и перестойных насаждений, в квартале № выдел № назначена сплошная рубка с вырубаемым запасом 2860 куб.м.
Как следует из Проекта освоения лесов особо охраняемые природные территории и объекты на территории арендного участка не предусмотрены.
Согласно лесной декларации № от 10.12.2019 г. арендатор (АО «НЛК») заявил о заготовке древесины в квартале № выдел № лесосека № в объеме 3060 куб. м, в том числе: сосна - 1341 куб. м., ель - 391 куб. м, береза - 421 куб. м, осина - 907 куб. м.
Согласно отчету об использовании лесов по форме 1-ИЛ за январь-декабрь 2020 года АО «НЛК» отчиталось о фактической заготовке древесины в объеме 2298 куб. м, в том числе по породам: сосна - 1340 куб.м, ель - 363 куб. м, береза - 147 куб. м, осина - 448 куб.м.
В технологической карте разработки лесосеки № в квартале № выдел № указаны: объем подлежащей заготовке древесины 3060 куб. м; форма рубки сплошная, интенсивность рубки 100 %, способ очистки (доочистки) мест рубок от порубочных остатков комбинированный - укладка порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелёвке, укладка и оставление на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; характеристика и количество подроста, подлежащего сохранению, - 10Е(35)-3м-1,4 т/га (подрост ели, 3 м высотой, 1 - 4 тыс. шт. на 1 га). Семенные группы, куртины, полосы, подлежащие сохранению, и единичные деревья, подлежащие сохранению, в технологической карте не отмечены; планируемые мероприятия по лесовосстановлению - СЕВ.
Из пункта 1.1.9 лесохозяйственного регламента Пинюгского лесничества Кировской области на 2019 - 2028 годы следует, что при лесозаготовках также необходимо учитывать сохранение экологических объектов (ключевых местообитаний), не подпадающих под вышеперечисленные категории защитности, но способствующих сохранению биологического разнообразия. Сохранению в процессе лесозаготовок подлежат и те объекты, которые защищены российским законодательством, но фактически не выделяются при лесоустроительном планировании. Это в первую очередь касается участков леса в местах обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
15.10.2021 г. лесничим Пинюгского участкового лесничества ФИО3 в присутствии представителя арендатора АО «НЛК» ФИО7 проведен осмотр лесосеки № выдел № квартал № Пинюгского участкового лесничества Пинюгского лесничества, площадью 11,3 га, где арендатором (АО «НЛК») осуществлялась заготовка способом сплошной рубки спелых и перестойных насаждений, о чем составлен акт осмотра лесосеки № от 15.10.2021 г.
В результате осмотра установлено, что арендатором в нарушение условий технологической карты лесосечных работ и пунктов 32, 33 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, изменена форма рубки лесных насаждений в квартале № выдел № лесосека №, что выразилось в оставлении на лесосеке растущих деревьев, подлежащих рубке, породы осина в количестве 459 куб. м, а также в нарушение п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, и п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г. № 1614, порубочные остатки уложены в валы шириной более 3 метров. Общая площадь территории, занятой порубочными остатками, составляет 0,5 га.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для составления 19.10.2021 г. лесничим Пинюгского участкового лесничества Пинюгского лесничества ФИО3 протоколов № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, и № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении АО «НЛК».
27.10.2021 г. старшим государственным лесным инспектором в Пинюгском лесничестве, начальником лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Пинюгского лесничества ФИО1 вынесено постановление №, которым АО «НЛК» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25, ч. 1 ст. 8. 32 КоАП РФ.
С выводами должностного лица о виновности АО «НЛК» в совершении указанных административных правонарушений согласился и судья районного суда, оставивший своим решением от 24.12.2021 г. постановление по делу об административном правонарушении от 27.10.2021 г. без изменения.
Наличие события административных правонарушений и фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе сведениями, содержащимися в: протоколе об административном правонарушении № от 19.10.2021 г. (л.д. 54 - 57); протоколе об административном правонарушении № от 19.10.2021 г. (л.д. 59 - 62); акте осмотра лесосеки № от 15.10.2021 г. с фототаблицей к нему (л.д. 65 - 67); лесохозяйственном регламенте Пинюгского лесничества Кировской области на 2019 - 2028 годы (л.д. 130 - 139); проекте освоения лесов на лесном участке Пинюгского лесничества Кировской области, переданном в аренду для осуществления заготовки древесины в целях реализации инвестиционного проекта АО «НЛК» по договору аренды лесного участка от 01.04.2010 г. №, и ведомости лесотаксационных выделов (л.д. 140 - 146, 116 - 117); договоре аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 01.04.2010 г. № с приложениями к нему (л.д. 101 - 115); лесной декларации № от 10.12.2019 г. с изменениями и с приложениями к ней (л.д. 71 - 100); отчете АО «НЛК» об использовании лесов по форме 1-ИЛ за январь - декабрь 2020 года (л.д. 122 - 129); технологической карте разработки лесосеки (л.д. 68 - 69); иных материалах дела.
Допустимость и достоверность представленных административным органом доказательств сомнений не вызывает, а их совокупность является достаточной для вывода о виновности АО «НЛК» в совершении предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ административных правонарушений. Каких-либо существенных противоречий, которые бы позволили поставить под сомнение вывод о виновности общества в совершении данных правонарушений, приведенные доказательства не содержат, а утверждение защитника о несоответствии содержащихся в судебном решении выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам несостоятельно.
Доводы защитников АО «НЛК», изложенные в жалобе и в судебном заседании районного суда, об отсутствии в деянии юридического лица составов указанных административных правонарушений, аналогичные изложенным в жалобе, поданной в Кировский областной суд, получили оценку судьи первой инстанции, мотивированно отклонившего приведенные доводы. Выводы судьи нахожу правильными.
Все доводы АО «НЛК» о несогласии с привлечением к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ сводятся к утверждению о том, что правила заготовки древесины не содержат требований о недопущении оставления на корню деревьев, то есть недорубов, а также о том, что, оставляя при сплошной рубке на лесосеке часть деревьев породы осина, общество руководствовалось экологическими мотивами и необходимостью сохранения биологического разнообразия.
Вместе с тем, судья первой инстанции верно указал, что согласно лесной декларации № от 10.12.2019 г. с изменениями от 16.12.2019 г. (л.д. 86) заготовка древесины осуществлялась обществом в период с 20.12.2019 г. по 31.12.2020 г., а обстоятельства нарушения АО «НЛК» правил заготовки древесины и правил пожарной безопасности в лесах были выявлены лесничим Пинюгского участкового лесничества, составившим протоколы об административных правонарушениях, 15.10.2021 г., что надлежаще зафиксировано в акте осмотра лесосеки № от указанной даты. Временем совершения вменяемых обществу длящихся правонарушений является дата их выявления - 15.10.2021 г.
При этом заготовку древесины общество осуществляло на основании технологической карты лесосечных работ, согласно которой определен сплошной вид рубки, а деревья, не предназначенные в рубку, в том числе подлежащие сохранению семенные группы, куртины, единичные деревья, не отмечены, за исключением характеристики подроста ели, подлежащего сохранению. Изменения в технологическую карту лесосечных работ в данной части не вносились. Проектом освоения лесов также не предусмотрено оставление семенных групп, куртин и единичных семенных деревьев, подлежащих сохранению, а также неэксплуатируемых участков с наличием природных объектов, имеющих природоохранное значение, в целях сохранения биоразнообразия.
Таким образом, условия технологической карты лесосечных работ АО «НЛК» не соблюдены, что свидетельствует о произвольном изменении формы рубки в нарушение требований п.п. 32, 33 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Ссылки жалобы на оставление на лесосеке растущих деревьев иных, помимо осины, пород, а также выраженное в жалобе мнение о невозможности оценки лесничим интенсивности рубки правового значения не имеют и не ставят под сомнение обоснованность привлечения АО «НЛК» к административной ответственности.
Обжалуемое решение судьи не содержит какой-либо искаженной информации, в нем подробно изложены положения законодательства, позволяющие прийти к выводу о виновности АО «НЛК» в совершении вменяемого административного правонарушения.
Приведенные же защитником доводы о том, что оставление на лесосеке растущих деревьев, подлежащих рубке, преследовало цель сохранения биологического разнообразия, а определение количества и вида таких деревьев относится к компетенции арендатора, носят надуманный характер.
Ссылка защитника на судебную практику также не может быть принята во внимание, так как указанные им судебные акты по гражданскому делу его позицию не подтверждают и основаны на других фактических обстоятельствах.
Довод защитника о нарушении при осмотре лесосеки указания по освидетельствованию со ссылкой на то, что лесничим не было произведено измерительных работ по оценке объемов и местоположения нарушений, неубедителен, поскольку осмотр лесосеки проведен лесничим ФИО3 в полном соответствии с Порядком деятельности лесничих на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 16.07.2014 г. № 271/467, и Порядком осмотра лесосеки, утвержденным приказом Минприроды России от 27.06.2016 г. № 367. Акт осмотра лесосеки от 15.10.2021 г. соответствует его форме, также утвержденной данным приказом Минприроды России.
Объем фактически вырубленных лесных насаждений (заготовленной древесины), в том числе по отдельным породам деревьев, установлен лесничим в соответствии с отчетом об использовании лесов за январь - декабрь 2020 года (форма №-ИЛ), представленным АО «НЛК» в лесной отдел министерства лесного хозяйства Кировской области Пинюгского лесничества, на что прямо указано в акте осмотра. Из указанного отчета следует, что объем вырубленной древесины породы осина составил 448 куб. м, что представителем АО «НЛК» не оспаривалось и правомерно отражено в акте осмотра. Таким образом, объем оставленных растущих деревьев породы осина, подлежавших рубке (459 куб. м), определен путем вычета объема фактически вырубленной древесины из объема древесины, подлежащей вырубке согласно лесной декларации с изменениями в нее (л.д. 87), что не требовало дополнительных измерений.
Факт нарушения условий технологической карты лесосечных работ, связанный с оставлением на лесосеке подлежащих рубке деревьев породы осина, также как и факт того, что порубочные остатки оставлены в валах шириной более 3 метров, зафиксированы лесничим на месте рубки с участием представителя АО «НЛК» ФИО7, подпись которой имеется в акте осмотра лесосеки. Содержащие в акте сведения подтверждаются фототаблицей (л.д. 60), из которой, в частности, усматривается, что ширина укладки порубочных остатков значительно превышает установленный правилами пожарной безопасности в лесах предел, составляющий 3 метра.
Утверждения автора жалобы о том, что: судьей неверно истолкованы пункты правил пожарной безопасности в лесах; требования по ширине предъявляются только к кучам или валам, а ширина волока не регламентирована; выполнять сбор порубочных остатков в кучи и валы необязательно, а АО «НЛК» применены исключающие пожарную опасность способы очистки лесосеки путем движения по порубочным остаткам тяжелой лесозаготовительной техники, габаритные размеры которой превышают 3 метра, что делает невозможным сбор порубочных остатков в валы менее 3 метров, выводы судьи, приведенные в обжалуемом решении, не опровергают.
Технологической картой лесосечных работ предусмотрен комбинированный способ очистки (доочистки) мест рубок от порубочных остатков, заключающийся в укладке порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелёвке, укладке и оставлении на перегнивание порубочных остатков на месте рубки. Однако объективных доказательств того, что предусмотренные технологической картой и правилами пожарной безопасности в лесах требования к заключительным лесосечным работам, связанным с очисткой (доочисткой) мест рубок от порубочных остатков, были АО «НЛК» соблюдены, материалы дела не содержат. Напротив, из акта осмотра лесосеки с фототаблицей к нему следует, что ширина валов порубочных остатков превышает 3 метра.
Вывод судьи районного суда о том, что габариты лесозаготовительной техники, не позволяющие формировать волоки меньше допустимой ширины, не относятся к обстоятельству, препятствующему сбору порубочных остатков в валы допустимой ширины после проведения основных лесосечных работ, то есть в ходе очистки (доочистки) мест рубок от порубочных остатков, является правильным.
Утверждение автора жалобы о том, что требования лесничего и начальника лесного отдела нарушают правила по охране труда, носит голословный характер.
Каких-либо оснований для освобождения АО «НЛК» от соблюдения требований правил пожарной безопасности в лесах, нарушение которых вменяется последнему, из материалов дела и жалобы защитника не усматривается.
Таким образом, соглашаясь с выводом должностного лица о виновности АО «НЛК» в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, судья районного суда дал всестороннюю и объективную оценку представленным доказательствам, на основании которой обоснованно установил, что АО «НЛК» допущено нарушение правил заготовки древесины, выразившееся в оставлении на лесосеке невырубленных деревьев породы осина, то есть в изменении формы рубки лесных насаждений, а также нарушение правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в несоблюдении требования об укладке порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В то же время необходимых и достаточных мер для соблюдения правил заготовки древесины и пожарной безопасности в лесах АО «НЛК» на момент выявления правонарушений не принималось.
Доводы жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, а также установленных должностным лицом и судьей обстоятельств и не содержат убедительных аргументов, которые бы позволяли признать принятые по делу акты незаконными либо необоснованными.
Таким образом, поскольку выводы должностного лица и судьи о виновности АО «НЛК» в совершении вменяемых ему нарушений основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, АО «НЛК» на законных основаниях привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а административное наказание за совершенные правонарушения назначено должностным лицом с учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере, составляющем 50.000 рублей, как в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, так и санкцией ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных ст. 4.1 КоАП РФ. Оснований для назначения АО «НЛК» более мягкого наказания в виде предупреждения, предусмотренного санкциями указанных норм, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера совершенных правонарушений и имущественного положения юридического лица не имеется.
Нарушений норм материального права, а также существенного нарушения процессуального закона при производстве по делу допущено не было.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда, равно как и постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, являются законными и обоснованными, основания для их отмены, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Вместе с тем, в обжалуемом решении ошибочно указано на часть 1 статьи 8.23 КоАП РФ вместо части 1 статьи 8.32 КоАП РФ, что является технической опечаткой и может быть устранено при рассмотрении жалобы. С учетом изложенного решение судьи районного суда подлежит в указанной части изменению.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Подосиновского районного суда Кировской области от 24 декабря 2021 года изменить.
Считать правильным указание в решении на часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части решение судьи Подосиновского районного суда Кировской области от 24 декабря 2021 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного лесного инспектора в Пинюгском лесничестве, начальника лесного отдела министерства лесного хозяйства Кировской области Пинюгского лесничества ФИО1 № от 27 октября 2021 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Нововятский лесоперерабатывающий комбинат» оставить без изменения, а жалобу защитника Шангиной И.Н. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев
Решение09.03.2022