Судья Бакулина Н.В. Дело № 77 - 169/2018 РЕШЕНИЕ
г. Томск 08 ноября 2018 года
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе аудитора Контрольно-счетной палаты Томской области М. на постановление судьи Колпашевского городского суда Томской области от 13.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении начальника Управления образования Администрации Колпашевского района Браун Светланы Владимировны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Колпашевского городского суда Томской области от 13.09.2018 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренныом ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, возбужденное аудитором Контрольно-счетной палаты Томской области М. в отношении начальника Управления образования Администрации Колпашевского района Браун С.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным по делу постановлением, аудитор Контрольно-счетной палаты Томской области М. обратилась в Томский областной суд с жалобой, в которой просит отменить судебное постановление в связи с тем, что судья городского суда в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ при вынесении постановления не выяснил все обстоятельства дела и не дал им оценки, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В судебном заедании ФИО1 и ее защитник Комарова М.Н. возражали против доводов жалобы, просили постановление судьи городского суда оставить без изменения.
Аудитор Контрольно-счетной палаты Томской области М., будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явилась, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело без ее участия.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО1 и ее защитника прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.
13.08.2018 аудитором Контрольно-счетной палаты Томской области М. в отношении начальника Управления образования Администрации Колпашевского района ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ.
В указанном протоколе аудитором были описаны следующие обстоятельства, относящиеся к вмененному ФИО1 правонарушению:
согласно таблице 88 Приложения 16 Закона Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов» распределение субсидий местным бюджетам на капитальный ремонт и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций в рамках государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» на 2017 год предусмотрено выделение муниципальному образованию «Колпашевский район» межбюджетного трансферта (субсидии) на капитальный ремонт 59 129,8 тысяч рублей. Главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) областного бюджета, уполномоченным предоставлять межбюджетные трансферты (субсидии) на капитальный ремонт и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций в рамках Госпрограммы, согласно приложения 15 Закона Томской области № 174-03 от 29.12.2016 «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», выступал Департамент архитектуры и строительства Томской области. 19.07.2017 Департаментом с Администрацией Колпашевского района заключено соглашение «О предоставлении в 2017 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Колпашевский район» на капитальный ремонт здания с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» по объекту «Капитальный ремонт МАОУ «СОШ № 4» г. Колпашево Колпашевского район, Томской области с целью реализации Госпрограммы в размере 59 129,8 тысяч рублей, а муниципальное образование обеспечило софинансирование за счет средств местного бюджета в размере 59,189 тысяч рублей. Условия предоставления субсидии, обязательные для обеих сторон, были определены пунктом 3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64. Одним из условий предоставления субсидии является «предоставление Муниципальным образованием информации, подтверждающей потребность в средствах субсидии». Согласно постановлению Администрации Колпашевского района от 11.07.2017 № 668 «Об установлении на 2017 год расходного обязательства муниципального образования «Колпашевский район», Главным распорядителем субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования «Колпашевский район» на реализацию Госпрограммы, определено Управление образования Администрации Колпашевского района. Департаментом строительства доведены до Управления образования Администрации Колпашевского района лимиты бюджетных обязательств на 2017 год (уведомление об изменении лимитов бюджетных обязательств от 05.07.2017 № 8462) на финансирование капитального ремонта СОШ № 4 за счет средств субсидии из областного бюджета в сумме 59 129,8 тысяч рублей. Для получения средств субсидии Управление образования Администрации Колпашевского района направило в Департамент письма (заявки) на общую сумму 59 129,8 тысяч рублей из них: от 28.09.2017 № 176 - 9 065 678,73 рублей; от 20.10.2017 № 192/1 - 6 746 677,83 рублей; от 20.11.2017 № 212/1 - 17 184 707,33 рублей; от 13.12.2017 № 229 - 26 132 646,11 рублей. В соответствии с требованиями п. 3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64 Управление образования Администрации Колпашевского района в качестве информации подтверждающей наличие потребности в средствах субсидии, прилагало к письмам (заявкам) от 28.09.2017 № 176, от 20.10.2017 № 192/1, от 20.11.2017 № 212/1 копии актов о приемке работ по муниципальным контрактам от 07.08.2017 № 77, от 17.08.2017 № 78, оплачиваемых за счет средств субсидии. В нарушение условий предоставления субсидии, установленных п. 3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64 Управления образования Администрации Колпашевского района направило в Департамент строительства письмо (заявку) от 13.12.2017 № 229 на предоставление субсидии в размере 26 132,65 тысяч рублей, которая не содержала информации, подтверждающей наличие потребности муниципального образования в средствах субсидии. Письмо (заявка) на перечисление субсидии от 13.12.2017 № 229 подписана должностным лицом, начальником Управления образования Администрации Колпашевского района ФИО1, которая действовала на основании п. 52 Положения об учреждении Управления образования Администрации Колпашевского района, утвержденного Думой Колпашевского района Томской области от 31.05.2006 № 154, назначенная на должность распоряжением Администрации Колпашевского района от 26.02.2014 № 40-к. Средства субсидии в размере 26 132,65 тысяч рублей были перечислены Департаментом Управления образования Администрации Колпашевского района платежным поручением № 596749 от 15.12.2017. В ходе проверки Контрольно-счетной палатой также было установлено, что средства субсидии в размере 26 132,65 тысяч рублей были запрошены Управлением образования Администрации Колпашевского района на основании заявки на перечисление субсидий на иные цели МАОУ «СОШ №4» от 20.12.2017, которая также не содержала информации, подтверждающей наличие потребности муниципального образования в средствах субсидии. Средства субсидии в размере 26 132,65 тысяч рублей были перечислены Управлением образования Администрации Колпашевского района МАОУ «СОШ №4» платежным поручением № 54182 от 25.12.2017 (заявка на кассовый расход от 22.12.2017 № 2262). Кроме того, в соответствии с отчетом об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) МАОУ «СОШ № 4», а также универсальным отчетом по операциям бюджетных и автономных учреждений (АЦК-финансы), остаток средств субсидии на лицевом счете МАОУ «СОШ № 4» по состоянию на 01.01.2018 составил 26 132,65 тысяч рублей. Указанные средства были использованы МАОУ «СОШ № 4» только в марте 2018 года для оплаты за фактически выполненные работы (КС-3 от 13.03.2018 № 3 и № 4) и осуществление строительного контроля (счет № 39 от 29.03.2018), что также подтверждает отсутствие фактической потребности в средствах субсидии по состоянию на 13.12.2017.
Прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу о том, что Управление образования Администрации Колпашевского район, и соответственно, ФИО1, как должностное лицо, не является главным распорядителем средств областного бюджета, таковым является Департамент архитектуры и строительства Томской области, что, по мнению судьи городского суда, свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ФИО1
Вместе с тем, из материалов дела следует, и в протоколе об административном правонарушении указано, что согласно постановлению Администрации Колпашевского района от 11.07.2017 № 668 «Об установлении на 2017 год расходного обязательства муниципального образования «Колпашевский район», Главным распорядителем субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования «Колпашевский район» на реализацию Госпрограммы, определено Управление образования Администрации Колпашевского района.
Управление образования Администрации Колпашевского район является главным распорядителем бюджетных средств муниципального района.
Протокол об административном правонарушении был составлен в отношении ФИО1, как на руководителя главного распорядителя бюджетных средств муниципального района, предоставляющим межбюджетные трансферты.
Управление образования Колпашевского района не является главным распорядителем средств областного бюджета, и в протоколе об административном правонарушении указаний на это нет.
Таким образом, вывод судьи городского суда об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения в силу того, что Управление образования Администрации Колпашевского района не является главным распорядителем средств областного бюджета, сделан без учета выше приведенных обстоятельств.
Также в обоснование вывода об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, судья городского суда указал, что начальнику Управления образования Администрации Колпашевского района ФИО1 было вменено в вину направление письма (заявки) на получение средств областного бюджета от 13.12.2017 № 229 в сумме 26 132, 65 тысяч рублей без предоставления информации, подтверждающей наличие потребности муниципального образования в средствах субсидии, то есть нарушение главным распорядителем бюджетных средств условий предоставления межбюджетных трансфертов, тогда как полномочиями по предоставлению межбюджетных трансфертов наделен Департамент архитектуры и строительства Томской области. Этот же Департамент, исходя из положений 2.1.2, 3.1, 5.4, 5.5 Соглашение от 19.07.2017 № 64, заключенного между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Муниципальным образованием «Колпашевский район», определяет соблюдение условий и наличие оснований для их предоставления. Учитывая, что субсидия фактически Департаментом была предоставлена, то, по мнению судьи городского суда, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ так, как он вменен, в действиях ФИО1 отсутствует.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства.
Постановлением Администрации Томской области от 13.05.2010 № 94а утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Томской области и их расходования. В силу требований ст. 2 Бюджетного кодекса РФ указанный Порядок является частью бюджетного законодательства.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что для перечисления субсидии необходимо наличие фактической потребности в средствах субсидии. Аналогичное требование изложено и в пункте 3.1. Соглашения от 19.07.2017 № 64, заключенного между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Муниципальным образованием «Колпашевский район».
Пунктом 2.2.2 Соглашения от 19.07.2017 № 64 предусмотрена обязанность Управления образования Колпашевского района обеспечить финансирование объекта в соответствии с действующим законодательством.
Требования относительно условий предоставления субсидии, установленные в п. 3.1 Соглашения от 19.07.2017 №64, являются обязательными и для Департамента архитектуры и строительства Томской области и для Управления образования Администрации Колпашевского района.
Таким образом, сам факт предоставления Департаментом архитектуры и строительства Томской области субсидии по заявке Управления образования Администрации Колпашевского района от 13.12.2017 № 229 на сумму 26 132 646,11 руб., вопреки выводам судьи городского суда, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии в действиях ФИО1 состава вмененного правонарушения.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Данное требование закона судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не выполнено.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу аудитора Контрольно-счетной палаты Томской области М. удовлетворить.
Постановление судьи Колпашевского городского суда Томской области от 13.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Управления образования Администрации Колпашевского района ФИО1, отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Колпашевский городской суд Томской области.
Судья А.В. Еремеев