ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-1715/19 от 18.09.2019 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Ф.Х. Фазлиев Дело №77-1715/2019

р е ш е н и е

18 сентября 2019 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания С.Ю. Пупкове, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Поволжское строительное предприятие» ФИО1 на решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 13 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Поволжское строительное предприятие»

УСТАНОВИЛ:

15 марта 2019 года в 20 часов 47 минут в строительном вагончике, расположенном по улице Выставочная села Большие Кабаны Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью «Поволжское строительное предприятие» (далее по тексту – ООО «Поволжское строительное предприятие»), произошел пожар. По данному факту 20 марта 2019 года главным государственным инспектором Лаишевского района Республики Татарстан вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования.

Постановлением заместителя начальника Главного управления МЧС России по Республике Татарстан - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ФИО2 от 14 мая 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 13 августа 2019 года, ООО «Поволжское строительное предприятие» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), подвергнуто административному штрафу в размере 150 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан защитник ООО «Поволжское строительное предприятие» ФИО1, действующая на основании доверенности, просит состоявшиеся акты изменить в части назначения административного наказания.

ООО «Поволжское строительное предприятие» (ИНН <***>) извещено о времени и месте рассмотрения жалобы.

Законный представитель ООО «Поволжское строительное предприятие», лицо, подавшее жалобу, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении судебного заседания не представили.

При таком положении, с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре судебной практики за II квартал 2008 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года, дело рассмотрено без участия представителей ООО «Поволжское строительное предприятие»

Изучение материалов дела, проверка жалобы позволяют прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определены положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Закон №69-ФЗ).

В соответствии со статьями 1, 20 Закона №69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В силу статьи 38, 39 названного закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту – ППР в РФ), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу подп. "е" пункта 42 и пункта 70 ППР в РФ, запрещается оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода - изготовителя.

Руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам в соответствии с пунктами 468 и 474 настоящих Правил и приложений № 1 и 2 к ППР в РФ, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

Из материалов дела усматривается, что 20 марта 2019 года главным государственным инспектором Лаишевского района Республики Татарстан по пожарному надзору ФИО3 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования по факту обнаружения 15 марта 2019 года в 20 часов 47 минут по адресу <...> произошедшего в строительном вагончике, принадлежащем ООО «Поволжское строительное предприятие». В ходе административного расследования установлены нарушения требований подп. "е" пункта 42 и пункта 70 ППР в РФ.

По результатам административного расследования 15 апреля 2019 года в отношении ООО «Поволжское строительное предприятие» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Принимая оспариваемое постановление, должностное лицо, с выводами которого согласился судья районного суда, исходило из доказанности нарушения ООО «Поволжское строительное предприятие» требований пожарной безопасности, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ,

С таким выводом следует согласиться.

В соответствии со статьями 24.1, 26.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и виновность ООО «Поволжское строительное предприятие» в его совершении подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; постановлением от 25 марта 2019 года об отказе в возбуждении уголовного дела и другими доказательствами, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Постановление о назначении ООО «Поволжское строительное предприятие» административного наказания по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено ООО «Поволжское строительное предприятие» в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы, сводящиеся к утверждению о применении к ООО «Поволжское строительное предприятие» положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей замену назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, со ссылкой на то, что ООО «Поволжское строительное предприятие» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежат отклонению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а именно: совершение правонарушения впервые, внесение организации (предприятия), в отношении которого возбуждено дело, в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отсутствие в результате совершения правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц. Само по себе включение ООО «Поволжское строительное предприятие» в вышеуказанный Реестр применительно к рассматриваемым обстоятельствам не является безусловным основанием для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Объектом вмененного ООО «Поволжское строительное предприятие» правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, оснований для применения к спорным отношениям части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и изменения назначенного ООО «Поволжское строительное предприятие» наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.

Административное наказание в данном случае назначено ООО «Поволжское строительное предприятие» в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности и отвечает признаку индивидуализации административной ответственности. Оснований не согласиться с установленными по делу фактическими обстоятельствами и проведенной судьей районного суда оценкой представленных в дело доказательств не имеется.

Иные доводы жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов судьи, и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, правовых оснований для которой не имеется, в связи с чем подлежат отклонению. Неустранимые сомнения, которые в силу требований статьи 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен.

Нормы материального права применены и истолкованы судьей районного суда правильно, нарушений процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено. Оснований для отмены либо изменения решения судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

решение судьи Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 13 августа 2019 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Поволжское строительное предприятие» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Поволжское строительное предприятие» ФИО1 – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 –25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, вынесшим постановление, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором.

Судья И.Н. Сабитов