ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-174/2017 от 08.02.2018 Томского областного суда (Томская область)

Судья: Мацкевич Р.Н. Дело № 77-6/2018

РЕШЕНИЕ

г. Томск 08 февраля 2018 года

Судья Томского областного суда Цой А.А., рассмотрев жалобу директора ООО «Чистый мир» ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 20 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «Чистый мир» (ИНН <***>),

установил:

11.07.2017 в Управление Росприроднадзора по Томской области поступило сообщение гражданина Л. о размещении твердых коммунальных отходов в окрестностях с.Батурино Томского района Томской области.

20.07.2017 заместителем руководителя Управления Росприроднадзора по Томской области утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра территории в районе 1 км от с. Батурино Томского района.

21.07.2017 по результатам рейдового осмотра указанной территории составлен акт, согласно которому с целью проверки фактов, изложенных в обращении ФИО2, проведен визуальный осмотр, фотосъемка, установлены географические координаты. Выявлено место размещения отходов производства и потребления. На территории обнаружен вагончик, на котором имеется табличка о принадлежности земельного участка ООО «Чистый мир» с указанием кадастрового номера участка.

Впоследствии Управлением Росприроднадзора по Томской области из Единого государственного реестра недвижимости получены сведения о принадлежности земельного участка ООО «Чистый мир».

10.08.2017 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды в Томской области В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Чистый мир» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

Определение о возбуждении дела и проведении административного расследования вынесено на основании результатов рейдового осмотра от 21.07.2017, сведений из ЕГРН о принадлежности земельного участка ООО «Чистый мир». Проведение административного расследования обусловлено необходимостью осмотра территории земельного участка, истребования сведений у ООО «Чистый мир», у иных юридических лиц, а также необходимостью отбора проб и их экспертизы.

05.10.2017 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды в Томской области В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Чистый мир», который в тот же день передан на рассмотрение судьи Советского районного суда г. Томска.

20.11.2017 постановлением судьи Советского районного суда г. Томска ООО «Чистый мир» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере 100000 рублей.

Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, считая его незаконным и необоснованным, директор ООО «Чистый мир» ФИО1 обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания. Доводы подробно изложены в жалобе.

Извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы директор ООО «Чистый мир» ФИО1 в Томский областной суд не явился, о причинах неявки не сообщил. Определено рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании Томского областного суда защитник Козловский П.Н. в интересах ООО «Чистый мир» доводы жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды в Томской области В. полагала, что постановление о назначении административного наказания является законным и обоснованным. Представила подробные письменные пояснения и отзыв на жалобу.

Изучение материалов дела­­­ об административном правонарушении, выступления защитника Козловского П.Н., должностного лица В., обсуждение доводов жалобы приводят к следующему.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора); права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов. Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного экологического надзора (п. 1, 3, 4 ч. 2, п. 30 ч. 4 ст. 1 названного закона).

Как установлено в п. 1, 2 ст. 25 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно п. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В силу п. 2 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор включает в себя, помимо иных видов надзора, государственный надзор в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.

Дополнение п. 5 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" в той части, что Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ применяется с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", внесено Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", этим же законом установлено, что статья 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" дополнена вступающим в силу с 1 января 2019 года пунктом 9, затрагивающим вопрос проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории.

Таким образом, в настоящее время Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об охране окружающей среды" не содержит особенностей организации и проведения проверок применительно к положениям Федерального закона № 294-ФЗ, а потому действует общий порядок, установленный этим законом.

В соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426, федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции, в том числе в рамках государственного надзора в области обращения с отходами - в порядке, установленном настоящим Положением; должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации; федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; предметом указанных в пункте 9 настоящего Положения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение обязательных требований; сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (п. 2, 3, 7-10, 13 Положения).

Приказом Минприроды России от 25.05.2015 N 237 утверждены Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров территорий, земельных участков, Порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров территорий, земельных участков.

В соответствии с п. 1, подп. «и» п. 2 данного Порядка оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров территорий, земельных участков по завершении планового (рейдового) осмотра, обследования его результаты оформляются актом планового (рейдового) осмотра, обследования, в котором указываются, в частности, сведения о результатах осмотра, обследования и выявленных нарушениях обязательных требований в области охраны окружающей среды, а также лицах, их допустивших.

Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, предусмотренные статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, отнесены в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.3 настоящего Федерального закона к мероприятиям по контролю без взаимодействия с юридическими лицами.

В силу пунктов 47, 47.2, 48.2, 48.3, 58 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (в редакции от 13.04.2017, действовавшей на момент проведения государственного экологического надзора и административного расследования), основаниями для начала административной процедуры проведения внеплановое проверки являются, в частности, мотивированное представление должностного лица территориального органа Росприроднадзора по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в территориальный орган обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, причинения вреда окружающей среде. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в пункте 47 настоящего Административного регламента, уполномоченными должностными лицами Росприроднадзора или его территориального органа может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Росприроднадзора и (или) его территориального органа, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований Росприроднадзора или его территориального органа. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в пункте 47 настоящего Административного регламента, уполномоченное должностное лицо Росприроднадзора или его территориального органа подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 47.2 настоящего Административного регламента. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются. Результатами административного действия (внеплановой проверки) являются: акт проверки, составляемый в порядке, установленном пунктами 61 - 66 настоящего Административного регламента; предписание об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды; протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания.

Таким образом, из анализа приведенных выше пунктов Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (в редакции от 13.04.2017, действовавшей на момент проведения государственного экологического надзора и административного расследования), следует, что составление протокола об административном правонарушении производится исключительно по результатам проведения проверок (плановых, внеплановых), при этом по результатам предварительной проверки, полученным, в том числе, путем проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, к числу которых в силу закона отнесены плановые (рейдовые) осмотры территорий, несмотря на наличие достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются (п. 48.3 названного административного регламента).

Вопреки доводам выступления в судебном заседании государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области В., проведение административного расследования в рамках возбужденного дела об административном правонарушении не может подменять собой административную процедуру – проведение внеплановой проверки, предусмотренной законом (Федеральный закон от 26.12.2008 N294-ФЗ), поскольку вынесение определения о возбуждении дела и проведении административного расследования в отношении юридического лица, как это имело место по настоящему делу 10.08.2017, представляет собой принятие мер по привлечению юридического лица к ответственности, что противоречит п. 48.3 Административного регламента, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (в редакции от 13.04.2017, действовавшей на момент проведения государственного экологического надзора и административного расследования).

С доводом государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области В. о непосредственном обнаружении административного правонарушения и возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ согласиться нельзя, поскольку положение названной статьи КоАП РФ не освобождает должностное лицо административного органа от соблюдения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров нарушений обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.

Из анализа данной нормы во взаимосвязи с положениями ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что плановый (рейдовый) осмотр, являясь одним из мероприятий по контролю, проводимых в рамках Федерального закона N 294-ФЗ, вместе с тем не предполагает принятия должностными лицами органов государственного контроля (надзора) мер по пресечению и устранению выявленных нарушений посредством привлечения лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к ответственности. Принятие таких мер согласно п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ осуществляется указанными должностными лицами по результатам проводимых ими проверок (плановых, внеплановых).

Более того, Федеральным законом N 294-ФЗ статьей 10, регламентирующей организацию и проведение внеплановой проверки, частью 12 предусмотрено, что, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда окружающей среде, а также обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. Приведенное положение Федерального закона N 294-ФЗ взаимосвязано с положениями ч. 2 ст. 13.2, п. 2 ч. 1 ст. 17 этого же закона, поскольку наделяет уполномоченных должностных лиц в случаях, не терпящих отлагательства, при обнаружении нарушений обязательных требований, в том числе в ходе планового (рейдового) осмотра, правом приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с соблюдением установленной процедуры извещения органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю и по результатам проведения внеплановой выездной проверки решить вопрос о привлечении лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Поскольку внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Чистый мир» не проводилась, акт внеплановой выездной проверки не составлялся, то должностным лицом Управления Росприроднадзора по Томской области меры по привлечению ООО «Чистый мир» к административной ответственности были приняты преждевременно, с нарушением процедуры, предусмотренной как Федеральным законом N 294-ФЗ, так и Административным регламентом, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (в редакции от 13.04.2017, действовавшей на момент проведения государственного экологического надзора и административного расследования), что влечет признание незаконным определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 10.08.2017 и полученные в ходе его проведения доказательства в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.

Приведенные выше обстоятельства не получили надлежащую правовую оценку судьи районного суда в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, что повлияло на законность и обоснованность вынесенного постановления от 20 ноября 2017 года.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, судья Томского областного суда

решил:

жалобу законного представителя ООО «Чистый мир» удовлетворить.

Постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 20 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Чистый мир» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Судья Томского областного суда А.А. Цой