ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-1753/19 от 02.10.2019 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Хусаинов Р.Г. Дело № 77-1753/2019

РЕШЕНИЕ

02 октября 2019 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Галимов Л.Т., при секретаре судебного заседания Миннебаеве Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя – директора общества с ограниченной ответственностью «Авто Лидер Казань» Техненко ФИО7 на решение судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 12.03.2019 общество с ограниченной ответственностью «Авто Лидер Казань» (далее – ООО «Авто Лидер Казань») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Законный представитель – директор ООО «Авто Лидер Казань» ФИО1 обратился в суд с жалобой, полагая постановление должностного лица по делу об административном правонарушении незаконным и необоснованным, просил его отменить.

Решением судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23.05.2019 жалоба оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении – без изменения.

В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан законный представитель – директор ООО «Авто Лидер Казань» ФИО1, выразив несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, просит их отменить.

Изучение материалов дела и доводов жалобы свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.

Целями трудового законодательства в соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выражаться как в действиях, так и бездействии, повлекших нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

Частью первой статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Как усматривается из материалов дела, по письменному обращению ФИО2 на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 04.03.2019 № .... должностным лицом государственной инспекции труда в Республике Татарстан проведена проверка исполнения трудового законодательства ООО «Авто Лидер Казань», расположенного по адресу: <...>.

В ходе проведенной проверки установлено, что между ООО «Авто Лидер Казань» и ФИО2 01.03.2018 заключен трудовой договор № ...., работник принят на должность менеджера. В нарушение требований статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации ООО «Авто Лидер Казань» в трудовом договоре не указано место работы; в нарушение требований статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации в приказе о приеме на работу от 01.03.2018 № .... не указаны условия приема на работу, характер работы.

По итогам проверки государственным инспектором труда составлен акт проверки № ...., содержащий описание выявленных нарушений.

По факту выявленных нарушений 12.03.2019 должностным лицом административного органа в отношении ООО «Авто Лидер Казань» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением административного органа от 12.03.2019 ООО «Авто Лидер Казань» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы, судья районного суда исходил из правомерности привлечения ООО «Авто Лидер Казань» к административной ответственности. Довод жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности отклонен как необоснованный с указанием, что данное правонарушение является длящимся административным правонарушением, и сроки давности привлечения начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Вместе с тем такие выводы судьи районного суда по данному делу законными признать нельзя.

Из содержания части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Как следует из материалов дела, правонарушение, совершенное ООО «Авто Лидер Казань» выражено в одномоментном неуказании в трудовом договоре, заключенном 01.03.2018 с ФИО2 места работы, условий приема на работу и характера работы.

При этом одномоментное неуказание в трудовом договоре, заключенном с работником 01.03.2018, места работы, условий приема на работу и характера работы, не может считаться длящимся правонарушением, поскольку правонарушение окончено в момент заключения трудового договора. Соответственно срок давности начинает исчисляться с 01.03.2018.

Данных о том, что ненадлежащее оформление трудового договора имело место не ранее 01.03.2018, не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, обсуждаться не может.

Таким образом, срок давности привлечения ООО «Авто Лидер Казань» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться с 01.03.2018 (когда с работником ФИО2 был заключен трудовой договор) и истек 01.03.2019.

Следовательно, за пределами срока давности привлечения к административной ответственности ООО «Авто Лидер Казань» за указанные нарушения необоснованно привлечено должностным лицом административного органа 12.03.2019 к административной ответственности, что оставлено без внимания судьей районного суда.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Принимая во внимание изложенное, постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 12.03.2019 и решение судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Авто Лидер Казань» подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

жалобу законного представителя – директора общества с ограниченной ответственностью «Авто Лидер Казань» Техненко ФИО8 удовлетворить.

Постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от 12.03.2019 и решение судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 23.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Авто Лидер Казань» отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья