Судья Кайгородов А.А. № 77-176/2018
РЕШЕНИЕ
г. Томск 19 ноября 2018 года
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 01.10.2018, вынесенного в отношении заместителя председателя Комитета капитального строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г. Томска от 01.10.2018 должностное лицо - заместитель председателя Комитет капитального строительства Департамента архитектуры и строительства, Томской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Томский областной суд, ФИО1 просит отменить судебное постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствие как события, так и состава административного правонарушения, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено указанной постановление, либо прекратить производство по делу в отношении нее на основании ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием, либо заменить административное наказание в виде штрафа - предупреждением на основании ч. 1 ст.4.1.1 КоАП РФ.
В обоснование жалобы заявитель указала, что в ходе судебного разбирательства по делу установлено и никем не оспаривается, что субсидия в размере 26132646,11 рублей была предоставлена Управлению образования Колпашевского района на основании поступившего письма-заявки от 13.12.2017 № 229.
По мнению заявителя, вывод аудитора Контрольно-счетной палаты Томской области М. и судьи районного суда об отсутствии фактической потребности в средствах субсидии из областного бюджета основан на неверном толковании закона. Указанный вывод опровергается наличием в материалах дела вышеуказанного письма-заявки, на основании которой впоследствии было произведено перечисление денежных средств.
Также заявитель указывает, что судья районного суда необоснованно исключил из перечня доказательств письмо-заявку от 13.12.2017 № 229, подтверждающую ее невиновность в совершении вмененного правонарушения.
Кроме того, заявитель указывает, что в суде первой инстанции она просила судью учесть, что к административной ответственности она привлекается впервые, а также приводила доводы о возможности применения по делу положений, предусмотренных ст. 4.1.1 КоАП РФ и ст. 2.9 КоАП РФ. Однако эти доводы были судьей необоснованно проигнорированы.
ФИО1 и аудитор Контрольно-счетной палаты Томской области М., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали. В связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В соответствии с ч. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Постановлением Законодательной Думы Томской области от 22.12.2016 № 161 принят Закон Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Согласно таблице 88 Приложения 16 Закона Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов» распределение субсидий местным бюджетам на капитальный ремонт и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций в рамках государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» на 2017 год предусмотрено выделение муниципальному образованию «Колпашевский район» межбюджетного трансферта (субсидии) на капитальный ремонт 59 129,8 тысяч рублей.
Главой 4 подпрограммы 3 Государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а, предусматривается, что предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятий подпрограммы 3 осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 13.05.2010 №94а. В силу требований ст. 2 Бюджетного кодекса РФ указанный Порядок является частью бюджетного законодательства.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что условия предоставления субсидии должны определяться соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым главным распорядителем бюджетных средств и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. В соглашении предусматриваются положения, регулирующие порядок предоставления субсидии, в том числе перечисление главным распорядителем бюджетных средств субсидии при наличии фактической потребности после поступления соответствующей заявки от муниципального образования.
Главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета, уполномоченным предоставлять межбюджетные трансферты (субсидии) на капитальный ремонт и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций в рамках Госпрограммы, согласно приложению 15 Закона Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ, выступал Департамент архитектуры и строительства Томской области.
19.07.2017 между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Администрацией Колпашевского района Томской области заключено Соглашение № 64 «О предоставлении в 2017 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Колпашевский район» на капитальный ремонт здания с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а, по объекту «Капитальный ремонт /__/» с целью реализации Госпрограммы в размере 59129,8 тысяч рублей, а муниципальное образование обеспечило софинансирование за счет средств местного бюджета в размере 59 189 тысяч рублей.
Условия предоставления субсидии, обязательные для обеих сторон, определены в п. 3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64, одним из которых является предоставление Муниципальным образованием информации, подтверждающей потребность в средствах субсидии.
Из п. 2.1.2 Соглашения от 19.07.2017 № 64 следует, что Департамент перечисляет в пределах лимитов бюджетных обязательств субсидию в доход бюджета Муниципального образования после использования средств местного бюджета, предусмотренных на софинансирование, предоставления информации, подтверждающей потребность.
Согласно постановлению Администрации Колпашевского района от 11.07.2017 № 668 «Об установлении на 2017 год расходного обязательства муниципального образования «Колпашевский район», главным распорядителем субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на реализацию Госпрограммы, определено Управление образования Администрации Колпашевского района, до которого Департаментом доведены лимиты бюджетных обязательств на 2017 год (уведомление об изменении лимитов бюджетных обязательств от 05.07.2017 № 8462) на финансирование капитального ремонта /__/ за счет средств субсидии из областного бюджета в сумме 59 129 800 рублей.
Из материалов дела следует, что для получения межбюджетного трансферта (субсидии) Управление образования Администрации Колпашевского района направило в Департамент письма (заявки) на обозначенную общую сумму, из них: от 28.09.2017 № 176 - 9 065 678,73 рублей; от 20.10.2017 № 192/1 - 6 746 677,83 рублей; от 20.11.2017 № 212/1 - 17 184 707,33 рублей; от 13.12.2017 № 229 - 26 132 646,11 рублей.
В соответствии с требованиями п. 3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64 Управление образования Администрации Колпашевского района в качестве информации, подтверждающей наличие потребности в средствах субсидии, к первым трем письмам (заявкам) приложило копии актов о приемке работ по муниципальным контрактам от 07.08.2017 № 77, от 17.08.2017 № 78, оплачиваемых за счет средств субсидии.
Последнее письмо (заявка) от 13.12.2017 № 229 такой информации не содержало, в ней не отражены сведения, предусмотренные п. 2.1.2 Соглашения от 19.07.2017 № 64.
В отношении данного письма заместителем председателя Комитета капитального строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области ФИО1 проведен внутренний финансовый контроль, о чем составлена Справка по внутреннему финансовому контролю предоставления субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта и других программных мероприятий муниципальному образованию от 13.12.2017.
По результату указанного внутреннего финансового контроля ФИО1 сделан вывод о наличии оснований для перечисления субсидии из средств областного бюджета в размере 26 132 646,11 рублей. Составленная ею справка стала основанием для принятия решения Департаментом о предоставлении субсидии в указанном размере.
Таким образом, в нарушение одного из условий предоставления субсидии, предусмотренных п. 3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64, Департаментом архитектуры и строительства Томской области 15.12.2017 были перечислены средства субсидии в размере 26132,65 тысяч рублей Управлению образования Администрации Колпашевского района.
Указанный факт нарушения главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов был выявлен в ходе осуществлении Контрольно-счетной палатой Томской области контрольного мероприятия «Проверка правомерности и эффективности (результативности и экономности) использования бюджетных средств, направленных на капитальный ремонт в зданиях общеобразовательных организаций в целях достижения показателей Госпрограммы по объекту «Капитальный ремонт /__/, Колпашевского района, Томской области», проведенного с 15.01.2018 по 10.05.2018.
В ходе указанной проверки также было установлено, что средства субсидии в размере 26 132 646,11 рублей были запрошены Управлением образования Администрации Колпашевского района на основании Заявки на перечисление субсидий на иные цели /__/ от 20.12.2017, которая также не содержала информации, подтверждающей наличие потребности муниципального образования в средствах субсидии. Данные средства субсидии были перечислены Управлением образования Администрации Колпашевского района /__/ платежным поручением № 54182 от 25.12.2017 (заявка на кассовый расход от 22.12.2017 № 2262) и использованы /__/ только в марте 2018 года для оплаты за фактически выполненные работы и осуществление строительного контроля, что также подтверждает отсутствие фактической потребности в средствах субсидии по состоянию на 15.12.2017.
ФИО1 на момент совершения правонарушения (15.12.2017) замещала должность заместителя председателя Комитета капитального строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области.
В соответствии с п. 2.10 Положения о Комитете капитального строительства Департамента архитектуры и строительства Томской области, Комитет осуществляет контроль за выполнением государственных контрактов, соглашений и договоров по объектам капитального строительства, капитального ремонта финансируемых за счет средств федерального и (или) областного бюджета.
В силу п. 3.2.6 Должностного регламента заместитель председателя Комитета обязан осуществлять контроль за исполнением контрактов и соглашений, целевым использованием финансовых средств.
Таким образом, ФИО1 в соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ будучи должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, является субъектом вмененного ей правонарушения, в отношении которого установлена ее вина в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вопреки доводам жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 15.15.3 названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ при назначении наказания ФИО1 не усматривается, так как она не относится к лицам, в отношении которых закон предусматривает возможность замены административного штрафа предупреждением.
Довод о прекращении производства по делу в отношении ФИО1 был предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Судья районного суда обоснованно не усмотрел оснований для прекращения производства по делу, в том числе по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ, за малозначительностью совершенного деяния.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления суда, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом также не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления суда не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение Советского районного суда г. Томска от 01.10.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.В. Еремеев