ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-180(120 от 02.06.2020 Омского областного суда (Омская область)

Судья: Булатов Б.Б. Дело № 77-180(120)/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Зинченко А.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Авангард» (далее – СНТ «Авангард», товарищество) по жалобе защитника товарищества Сергушиной Елены Анатольевны на решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 10 февраля 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением советника отдела регионального государственного экологического надзора и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственного инспектора в области окружающей среды Омской области П.Н.Г. от 22 октября 2019 года СНТ «Авангард» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

СНТ «Авангард» в лице защитника Сергушиной Е.А. обжаловало данное постановление вышестоящему должностному лицу.

Решением начальника отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, старшего государственного инспектора в области окружающей среды Омской области В.Н.Ю. от 8 ноября 2019 года указанное постановление от 22 октября 2019 года оставлено без изменения.

Вышеназванные акты должностных лиц обжалованы защитником товарищества в районный суд.

Решением судьи Кировского районного суда г. Омска от 10 февраля 2020 года постановление государственного инспектора в области окружающей среды Омской области П.Н.Г. от 22 октября 2019 года, решение старшего государственного инспектора в области окружающей среды Омской области В.Н.Ю. от 8 ноября 2019 года изменены: датой совершения СНТ «Авангард» административного правонарушения указано 20 апреля 2019 года, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. В остальной части состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Омский областной суд, защитник товарищества Сергушина Е.А. просит решение судьи районного суда отменить. Указывает, что на момент размещения региональным оператором ООО «Магнит» предложения о заключении договора в областной газете «Омский вестник» 29 марта 2019 года тариф на услуги регионального оператора не вступил в силу. Судом не принято во внимание, что ООО «Магнит» вправе осуществлять деятельность по сбору и обработке отходов IV класса опасности на территории г. Омска и Омской области с даты переоформления лицензии на основании приказов от 22 августа 2019 года и 28 октября 2019 года. Кроме того, считает, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным даже при отсутствии заявки, что исключает наступление административной ответственности за его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав защитника товарищества Сергушину Е.А., поддержавшую жалобу, должностное лицо, вынесшее постановление П.Н.Г., просившую отказать в удовлетворении жалобы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется названным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

Форма договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.

Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) названных Правил.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению присвоен код 7 30000 00 00 0.

Из материалов дела следует, что в деятельности СНТ «Авангард» образуются твердые коммунальные отходы, код ФККО 7 30000 00 00 0.

В соответствии с подп. «в» п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов. Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

17 августа 2018 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области. ООО «Магнит» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

29 марта 2019 года региональный оператор ООО «Магнит» опубликовал в газете «Омский вестник» предложение о заключении договоров на вывоз твердых коммунальных отходов.

В соответствии с абз. 1-3 п. 8(17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) названных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8)-8(16) названных Правил.

Вместе с тем в нарушение вышеприведенных требований СНТ «Авангард» не заключило с региональным оператором ООО «Магнит» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые образуются в результате уставной деятельности товарищества.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 27 сентября 2019 года (л.д. 59-62); копией газеты «Омский вестник» (л.д. 28-29); информацией ООО «Магнит» от 23 августа 2019 года (л.д. 56-58); объяснением председателя правления СНТ «Авангард» М.Г.П. (л.д. 63); а также другими доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Деяние СНТ «Авангард» правильно квалифицировано должностным лицом административного органа по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.

Рассматривая жалобу защитника товарищества, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановления и решения должностных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Омской области.

Довод жалобы о том, что тариф на услуги регионального оператора ООО «Магнит» не вступил в силу на момент публикации в газете «Омский вестник» предложения о заключении договора, не влечет освобождение СНТ «Авангард» от административной ответственности, поскольку при утверждении данного тарифа приказом РЭК Омской области от 20 марта 2019 года № 24/13 данное обстоятельство не препятствовало заключению договора. Опубликованный проект договора содержит указание на оплату услуг по договору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Вопросы лицензирования деятельности регионального оператора правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют, в связи с чем доводы жалобы об обратном отклоняются как несостоятельные. В материалах дела не имеется сведений о том, что статус ООО «Магнит» в качестве регионального оператора приостанавливался или прекращался.

Ссылка заявителя на положения абз. 4 п. 8(17) Правил о том, что если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) названных Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", во внимание не принимается.

Вышеприведенную норму следует системно толковать с п. 5 Правил, и для ее применения у потребителя должно быть организовано место (площадка) для накопления отходов.

В ходе разбирательства дела установлено, что место накопления (площадка) твердых коммунальных отходов СНТ «Авангард» к окончанию установленного п. 8(17) Правил срока отсутствовало и не было внесено в территориальную схему отходов, утвержденную Минприроды Омской области, что подтверждается представленной Минприроды Омской области информацией. Соответственно, ООО «Магнит» не имело возможности осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов СНТ «Авангард» без заключения договора. Оказание таких услуг начало производиться региональным оператором после заключения договора.

Объективных препятствий для исполнения законодательной обязанности в предусмотренный Правилами срок не установлено.

Административное наказание СНТ «Авангард» назначено судом согласно санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом положений ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Порядок привлечения товарищества к административной ответственности соблюден.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, при производстве по настоящему делу не усматривается.

Таким образом, жалоба подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 10 февраля 2020 оставить без изменения, жалобу защитника СНТ «Авангард» Сергушиной Е.А. – без удовлетворения.

Судья Г.Г. Старостина