Судья Бразгина С.Н. Дело № 77-195/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 2 июля 2020 года
Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Нолинского районного суда Кировской области от 22 мая 2020 года, принятое по жалобе на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 10 января 2020 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «Эко-Трейд»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 10.01.2020 г. ООО «Эко-Трейд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, ему с применением положений ст. 4.1.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Нолинского районного суда Кировской области от 22.05.2020 г. по результатам рассмотрения жалобы директора ООО «Эко-Трейд» ФИО2 указанное постановление от 10.01.2020 г. отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, - государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО1 выражает несогласие с решением судьи, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что ООО «Эко-Трейд» на полигоне ТБО в районе д. <адрес> допущено неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Данный полигон согласно свидетельству об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от 18.11.2019 г. относится к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду, однако нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для указанного объекта не разработаны, заявка на получение комплексного экологического разрешения ООО «Эко-Трейд» в управление Росприроднадзора не подавалась, что было установлено судьей первой инстанции.
Полагает, что судьей неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, поскольку должностным лицом, как при составлении протокола, так и при вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены требования ч. 2 ст. 28.2, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в частности определена дата совершения правонарушения - 18.11.2019 г.
Обращает внимание, что ООО «Эко-Трейд» заключен договор на разработку проекта нормативов образования отходов № от 08.11.2019 г., по которому произведена оплата. Договорные обязательства исполнителем работ не выполнены до настоящего времени, акт приема-передачи не представлен. Исходя из изложенного, считает, что факт отсутствия состава не может быть принят во внимание, поскольку общество осознает свою вину и пытается устранить нарушения.
Сообщает, что решением Нолинского районного суда Кировской области от 30.01.2020 г. по другому делу установлен факт несвоевременного выполнения обществом обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, что подпадает под правонарушение, предусмотренное ст. 8.46 КоАП РФ. В своем решении суд пришел к выводу, что с 14.11.2017 г. на основании лицензии от 14.11.2017 г. на объекте «полигон ТБО «Нолинский» общество имело право осуществлять деятельность по сбору отходов I-IV классов опасности, размещению отходов IV класса опасности, обработке отходов II-III классов опасности, обезвреживанию отходов II-IV классов опасности, утилизации отходов I-IV классов опасности. Как следует из исследованных в судебном заседании доказательств, с февраля 2018 года для обезвреживания отходов производства и потребления I-III классов опасности ООО «Эко-Трейд» использовало установку для обезвреживания отходов «<данные изъяты>». При этом согласно ч. 6 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ юридическое лицо было обязано своевременно предоставить сведения об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, поскольку сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации.
Таким образом, судья, указывая на отнесение общества к III категории, не учитывал, что до 18.11.2020 г. ООО «Эко-Трейд» носил все признаки объекта I категории. Кроме того, согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. №, объекты размещения отходов не могу относиться к объектам III категории.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО1 о месте, дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, согласно заявлению от 30.06.2020 г. просила рассмотреть жалобу без ее участия. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие последней.
Законный представитель юридического лица, - директор ООО «Эко-Трейд» ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, пояснив, что работа по разработке проектов нормативов образования отходов ведется в обычном порядке, заключен договор, который исполнителем работ не выполнен. Считает, что вина общества в совершении административного правонарушения отсутствует.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав директора ООО «Эко-Трейд» ФИО2, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Ответственность по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ наступает за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Статья 8.2 КоАП РФ в редакции, содержащей часть 7 указанной статьи, введена в действие с 17.06.2019 г. Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.ч. 1 - 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (ч. 1). Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 2). Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 3).
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.
При этом критерием отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории является, в том числе, осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:
- по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок: по обезвреживанию отходов производства и потребления I - III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению; по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);
- по захоронению следующих отходов производства и потребления: отходы I - III классов опасности; отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более).
Как усматривается из материалов дела, 18.11.2019 г. в 09 час. 00 мин. государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО1 в Западно-Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора, расположенном по адресу: <адрес>, на основании п. 1 ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ при рассмотрении материалов проверки по соблюдению требований природоохранного законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, поступивших из Кировской межрайонной природоохранной прокуратуры, установлено, что ООО «Эко-Трейд» на полигоне ТБО по адресу: <адрес>, допущено неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 13.12.2019 г. основным видом деятельности ООО «Эко-Трейд» является сбор отходов (ОКВЭД 38.1).
В соответствии с федеральным государственным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ООО «Эко-Трейд» осуществляет хозяйственную деятельность на полигоне ТБО по указанному выше адресу. Полигон ТБО ООО «Эко-Трейд» относится к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду (свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду от 18.11.2019 г. №, код объекта №, категория риска - средняя).
Согласно федеральной статистической отчетности по форме 2-ТП «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2018 год на объекте ООО «Эко-Трейд» (полигон ТБО) образовалось 1,2 т отходов, принято с целью утилизации 125,0918 т отходов, на обезвреживание - 283,401 т и на захоронение - 2032,53 т. С начала 2019 года общество осуществляет прием отходов производства и потребления от различных сторонних организаций.
Таким образом, в ходе хозяйственной деятельности на полигоне ТБО ООО «Эко-Трейд», который относится к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду, образуются отходы производства и потребления. В то же время нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для указанного объекта не разработаны, заявка на получение комплексного экологического разрешения обществом не подавалась.
13.12.2019 г. по результатам рассмотрения материалов прокурорской проверки государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, ведущим специалистом - экспертом отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Эко-Трейд», где приведены указанные выше обстоятельства.
10.01.2020 г. этим же должностным лицом вынесено постановление 13-45/03-20 по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Эко-Трейд», согласно которому указанное юридическое лицо допустило неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, нарушив своим бездействием требования ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 1 - 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица - директора ООО «Эко-Трейд» ФИО2, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в деянии ООО «Эко-Трейд» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и прекратил производство по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Принимая данное решение, судья районного суда руководствовался тем, что в соответствии с пп. «в» п. 16 ст. 33 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2019 г. хозяйствующие субъекты, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, не могли разработать и утвердить в установленном порядке проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Эко-Трейд» является микропредприятием.
Однако с 01.01.2019 г. статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не содержит для субъектов малого и среднего предпринимательства исключения в части обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В силу ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные ч.ч. 6 и 7 данной статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные ч.ч. 6 и 7 данной статьи.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно, а юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Пунктом 8.2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ предусмотрено, что до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В письме Росприроднадзора от 29.12.2018 г. № «О направлении информации» также обращено внимание на то, что субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 г. и до дня получения комплексного экологического разрешения.
Таким образом, ООО «Эко-Трейд» до 01.01.2019 г. не могло обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а с 01.01.2019 г. общество согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ вправе обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в любое время с 01.01.2019 г., но указанное право в силу положений данной нормы закона предоставлено до 01.01.2025 г.
Кроме того, из представленных материалов следует, что ООО «Эко-Трейд» актуализировало сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, 18.11.2019 г., и с данной даты полигон ТБО, используемый обществом для ведения деятельности, относится к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду. До 18.11.2019 г. полигон ТБО относился к объектам III категории, по которым не имеется обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Исходя из изложенного, судья районного суда пришел к выводу, что на дату выявления вменяемого правонарушения - 18.11.2019 г. у ООО «Эко-Трейд» отсутствовала обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, в связи с чем прекратил производство по делу в отношении ООО «Эко-Трейд» за отсутствием состава административного правонарушения.
Оснований не согласиться с данным выводом, вопреки доводам жалобы государственного инспектора ФИО1, не усматриваю. Доводы жалобы должностного лица, в том числе ссылки на судебное решение по другому делу, вывод судьи районного суда не опровергают.
При таких обстоятельствах судья районного суда принял по делу обоснованное и законное решение, так как согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Из данных норм, с учетом положений ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, следует, что по жалобе должностного лица, вынесшего постановление по делу, состоявшееся решение судьи может быть отменено только в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы жалобы сводятся фактически к несогласию с прекращением производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Эко-Трейд» и утверждению о наличии в деянии юридического лица состава вменяемого ему административного правонарушения, однако это не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Из материалов дела также не усматривается, что судьей при рассмотрении дела допущены существенные нарушения процессуальных требований.
Иное толкование закона и другая оценка обстоятельств дела автором жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного решения и не могут служить основанием для его отмены.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Решение судьи Нолинского районного суда Кировской области от 22 мая 2020 года, принятое по жалобе на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 10 января 2020 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Эко-Трейд», оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев