ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-1/2024 от 16.01.2024 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Вычегжанин Р.В. Дело № 77-1/2024

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 16 января 2024 года

Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. на решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 9 ноября 2023 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.1, частью 1 статьи 8.2, частью 7 статьи 8.2, частью 9 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.41, статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. по делу от 22.08.2023 ООО «<данные изъяты> признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных статьей 8.1, частью 1 статьи 8.2, частью 7 статьи 8.2, частью 9 статьи 8.2, частью 10 статьи 8.2, статьей 8.5, частью 1 статьи 8.41, статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 9 ноября 2023 года постановление о назначении административного наказания изменено: прекращено производство по ч. 1 ст. 8.2, ч. 7 ст. 8.2, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, по ст. 8.46 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности; назначено наказание по ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.21, ст. 8.41, ст. 8.5 с учетом положений ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 180000 рублей.

В жалобе, поданной в Кировской областной суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Береснева А.И. выражает несогласие с решением судьи в части прекращения производства по ч. 1 ст. 8.2, ч. 7 ст. 8.2, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, просит решение судьи в этой части отменить. В обоснование указала, что в ходе проверки ООО <данные изъяты>» зафиксирован факт образования отходов IV-V класса опасности, документации в ходе проверки, подтверждающей, что данные предметы являются побочной продукцией, представлено не было, соответствующая документация отсутствовала.

ООО «<данные изъяты>» уже после проведения проверки обратилось в управление Росприроднадзхора за консультацией по вопросу «процедуры перевода отходов в побочную продукцию», после чего у предприятия появилась документация, подтверждающая отнесение обнаруженных в ходе проверки предметов к побочной продукции.

Указывает, что документация, подтверждающая отнесение образуемых веществ к побочной продукции появлялась поэтапно в ходе судебного разбирательства, считает, что данные документы появились только после 09.11.2023.

Обращает внимание, что ТУ на «лигнин гидролизный топливный» и «лигнин гидролизный из древесного сырья» датированы 02.06.2023, на «золу древесную от сжигания лигнина» - 25.05.2023, в связи с чем считает, что до указанных дат данные вещества являлись отходами, в связи с чем предприятие имело обязанность по разработке нормативов образования отходов, составлению паспортов на отходы IV класса опасности, по ведению учета в области обращения с отходами.

В ходе судебного заседания ООО <данные изъяты> были представлены документы, подтверждающие реализацию «лигнина гидролизного топливного», «лигнина гидролизного из древесного сырья» и «золы древесной от сжигания лигнина» сторонним организация, при этом документ стандартизации отсутствует, в связи с чем, делает вывод, что предприятием не в полной мере осуществлён перевод образуемых веществ в побочную продукцию.

Обращает внимание, что образуемые вещества (лигнин) накапливались навалом под открытым небом без водонепроницаемого покрытия, отходы золы также накапливались под открытым небом, в понижении (котловане) заполненном водой. В связи с чем, полагает, что данные отходы нельзя назвать побочной продукцией, поскольку предприятием не соблюдались требования установленные к сырью либо продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Береснева А.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснила, что обнаруженные в ходе проверки навал строительных отходов от ремонта крыши (рубероид, дерево, металл, пластик), не вменялись в вину юридическому лицу по ст. 8.2 КоАП РФ, как нарушения связанные оборотом отходов, поскольку образовались от деятельности другого юридического лица, производившего ремонт крыши.

Защитник ООО <данные изъяты>» Погудин А.В. возражал относительно удовлетворения жалобы должностного лица, дополнительно суду предоставил копию договора подряда от <дата> на выполнение кровельных работ в подтверждение, что обнаруженный в ходе осмотра на территории предприятия навал строительных отходов произведен ООО «Экохимпром», в течение суток после осмотра был вывезен подрядной организацией.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что в период с 14.06.2023 по 06.07.2023 Управлением Росприроднадзора по Кировской области по фактическому адресу осуществления ООО «БиоКом» производственной деятельности: <адрес> проведена выездная проверка. Выездная проверка проведена в соответствии с решением заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Сышева Р.М. от 01.06.2023 в рамках федерального государственного экологического контроля (реестровый ).

В ходе выездной проверки установлено, что ООО <данные изъяты>» имеет юридический адрес: <адрес><адрес>. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности предприятия является «торговля оптовая химическими продуктами», ОКВЭД 46.75.

ООО «<данные изъяты>» арендует комплекс зданий и сооружений у ООО «<данные изъяты>» на основании договоров субаренды от 13.12.2021 и от 08.02.2022 .

Согласно вышеуказанным договорам ООО «БИОКОМ» принимает в субаренду имущество с правом пользования и эксплуатации, находящееся на земельном участке с кадастровым номером: , по адресу: <адрес><адрес>: здание гидролизно-дрожжевого цеха, кадастровый ; здание цеха сушки дрожжей, кадастровый ; здание котельного цеха с бытовым корпусом, кадастровый ; здание цеха ректификации фурфурола, кадастровый ; здание насосной мазута, кадастровый ; административное здание АТЦ с боксами для легковых машин, кадастровый . Договоры субаренды от 13.12.2021 и от 08.02.2022 вступили в силу 08.02.2022.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Административная ответственности по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно п. 6, 7 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Указанные сведения, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

06.07.2023 по результатам внеплановой выездной проверки деятельности ООО «БиоКом» на объекте негативного воздействия на окружающую среду (далее ОНВОС) П (1 категория, риск значительный) по адресу <адрес> установлено, что юридическим лицом допущено несвоевременное выполнение обязанности по предоставлению данных для актуализации учетных данных об эксплуатируемом объекте НВОС. Предыдущим лицом, эксплуатирующим ОНВОС являлось ООО «ДИОН».

Заявление об актуализации сведений об объекте НВОС П (в связи с заменой юридического лица, эксплуатирующего объект) должно быть подано не позднее 11.03.2022. При этом заявление об актуализации сведений об объекте НВОС П представлено ООО «БИОКОМ» в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора с нарушением установленного срока – 16.05.2023 (рег. ).

Прекращая производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.46 КоАП РФ, судья районного суда пришел к правильному выводу, что данное правонарушение не является длящимся, поскольку выполнение предусмотренной правовыми актами обязанности определено конкретным сроком, в связи с чем на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении (22.08.2023), срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дела (1 год), истек, поскольку датой совершения правонарушения являлось 12.03.2022.

Административная ответственность по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, а также осуществлять разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден приказом Минприроды России от 19.11.2021 (далее – Порядок проведения инвентаризации).

Согласно п. 3 Порядка проведения инвентаризации при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных, а также передвижных ИЗАВ, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты.

ООО «<данные изъяты> представлен отчет по инвентаризации источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для промплощадки, расположенной по адресу: 610044, <адрес> (далее – Отчет по инвентаризации). Отчет по инвентаризации источников и выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух утвержден 24.08.2022 генеральным директором ООО «<данные изъяты>ФИО5

Согласно Отчету по инвентаризации на объекте находится 70 стационарных источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу (ИЗА), из них 58 организованных и 12 неорганизованных.

16.06.2023 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Поповой Л.Н. и Бересневой А.И. произведен осмотр источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух основного и вспомогательного производства ООО <данные изъяты>

При осмотре источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух основного производства (гидролизно-дрожжевой цех, цех ректификации фурфурола и сушки дрожжей, производство приготовления пеллет) установлено следующее.

Цех ректификации фурфурола и сушки дрожжей (ЦРД и СД) включает в себя отделение ректификации фурфурола, участок сушки дрожжей, мазутное хозяйство и участок очистных сооружений.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от отделения ректификации фурфурола поступают в атмосферу через газоотводящие трубы ИЗА № 133 (очистительная колонна) и ИЗА № 134 (ректификация фурфурола), и через вентиляционные установки - ИЗА №№ 103, 104, 105, 106.

При осмотре ИЗА №№ 103, 104, 105, 106, 133, 134 установлено, источники организованные, на ИЗА нанесены регистрационные номера в соответствии с Отчетом по инвентаризации. Места отбора проб на ИЗА отсутствуют. На момент осмотра ИЗА находились в работе, осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

16.06.2023 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Поповой Л.Н. и Бересневой А.И. совместно со специалистами филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведено инструментальное обследование источников выброса №№ 0060, 106, 0001, 0003.

По результатам инструментального обследования установлено, что отбор проб промышленных выбросов от ИЗА №№ 0060 (котел паровой), 106 (вентилятор) невозможен в виду необорудованных мест отбора в соответствии с п. 2 ГОСТ 17.2.4.06-90 «Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Атмосфера. Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения" (утв. и введен в действие Постановлением Госкомприроды СССР от 03.07.1990 N 27) (далее ГОСТ 17.2.4.06-90).

20.06.2023 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Поповой Л.Н., Бересневой А.И. и Каримовым Э.Н. произведен осмотр источников выброса вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух ИЗА №№ 106 (вентиляция), 57 (сушилка дрожжевой суспензии), 126 (сборник сепарированной бражки) основного производства ООО «БИОКОМ».

ИЗА № 106 (вентиляция) расположен в цех ректификации фурфурола и сушки дрожжей (ЦРД и СД). При осмотре ИЗА установлено следующее, источник находится в работе, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу поступают через трубу - вентиляционную установку, источник организованный, на ИЗА нанесен регистрационный номер в соответствии с Отчетом по инвентаризации, место для отбора проб в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90 не оборудовано.

ИЗА № 57 (сушилка дрожжевой суспензии) расположен в цехе ректификации фурфурола и сушки дрожжей (ЦРД и СД). При осмотре ИЗА установлено следующее, источник находится в работе, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу поступают через трубу, источник организованный, на ИЗА нанесен регистрационный номер в соответствии с Отчетом по инвентаризации, место для отбора проб в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90 не оборудовано.

ИЗА № 126 (сборник сепарированной бражки) расположен в гидролизно-дрожжевом цехе (ГДЦ). При осмотре ИЗА установлено следующее, источник находится в работе, выбросы ЗВ в атмосферу поступают через трубу и негерметичности (неплотности) технологического оборудования, источник организованный, на ИЗА нанесен регистрационный номер в соответствии с Отчетом по инвентаризации, на ИЗА на трубе оборудовано место для отбора проб в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90.

Специалистами филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» произведен отбор проб промышленных выбросов из трубы ИЗА № 126 (сборник сепарированной бражки). Из негерметичности (неплотности) технологического оборудования отбор проб не проводился, источник неорганизованный.

Во время отбора проб промышленных выброс на ИЗА 126 (сборник сепарированной бражки) зафиксирована работа ИЗА № 1 (сборник варочной смеси на загрузку). Отбор проб на ИЗА № 1 не осуществлялся, так как выброс прекратился в связи с технологическим процессом предприятия.

Таким образом, в ходе осмотра 20.06.2023 зафиксирован выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от ИЗА №№ 106, 57, 126, 0001.

20.06.2023 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Поповой Л.Н., Бересневой А.И. и Каримовым Э.Н. совместно со специалистами филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведено инструментальное обследование источников выброса №№ 106, 0057, 0126.

По результатам инструментального обследования установлено, что ИЗА № 106 (вентиляция), находится в работе, осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Температура газовоздушной смеси составляет 21?С, диаметр трубы источника равен 0,62 м. Таким образом, отбор проб промышленных выбросов загрязняющих веществ невозможен, место для отбора проб не оборудовано в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90 (п. 2 – отсутствие 2 пробоотборных отверстий).

ИЗА № 0057 (сушилка дрожжевой суспензии), находится в работе, осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Температура газовоздушной смеси составляет 54 ?С, диаметр трубы источника равен 3,0 м. Таким образом, отбор проб промышленных выбросов загрязняющих веществ невозможен, место для отбора проб не оборудовано в соответствии с ГОСТ 17.2.4.06-90 (п. 2 – отсутствие 2 пробоотборных отверстий).

ИЗА № 0126 (сборник сепарированной бражки) – находится в работе, осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выделяется через две организованных трубы и пять свищей – неплотностей технологического оборудования.

Место отбора проб оборудовано на одной трубе. Температура газовоздушной смеси составляет 37 ?С, диаметр трубы источника равен 0,268 м, скорость потока отходящих газов 13,1 м/с.

Кроме того, диаметр трубы согласно протоколу КХА промышленных выбросов от 15.04.2022 № 53/03А и акту отбора проб и проведения измерений промышленных выбросов от 08.04.2023 № 53а/03А на ИЗА № 57 указан недостоверно, вместо 3,0 м указан 2,0 м; диаметр трубы согласно протоколу КХА промышленных выбросов от 15.04.2022 № 53/03А и акту отбора проб и проведения измерений промышленных выбросов от 12.04.2023 № 53б/03А на ИЗА № 106 указан недостоверно, вместо 0,62 м указано 0,63 м; диаметр трубы согласно протоколу КХА промышленных выбросов от 20.04.2022 № 57/03А и акту отбора проб и проведения измерений промышленных выбросов от 18.04.2023 № 57/03А на ИЗА № 126 указан недостоверно, вместо 0,268 м указано 0,25 м.

Согласно Отчету по инвентаризации анализ промышленных выбросов на ИЗА № 126 проведен только от одной трубы, однако осмотром установлено, что выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выделяется через две организованных трубы и пять свищей – неплотностей технологического оборудования.

Таким образом, сведения, указанные в Отчете по инвентаризации недостоверные.

26.06.2023 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Поповой Л.Н., Бересневой А.И. и Каримовым Э.Н. произведен осмотр источников выброса вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух: ИЗА № 0018 - выращивание дрожжей; ИЗА № 0020 - выращивание дрожжей; ИЗА № 0022 - выращивание дрожжей; ИЗА № 0033 - выращивание «чистой» культуры дрожжей; ИЗА № 0007 - осветление гидролизата; ИЗА № 0008 - осветление нейтрализата; ИЗА № 0009 - осветление нейтрализата; ИЗА № 0116 - сборник барды; ИЗА № 0118 - холодный отстой сусла; ИЗА № 0119 - холодный отстой сусла; ИЗА № 0120 - холодный отстой сусла; ИЗА № 0128 - сбор сусла аэратор.

Осмотром установлено, источники площадные, неорганизованные – загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа. На момент осмотра в работе находились ИЗА №№ 0007, 0008, 0018, 0116, 0118, 0119, 0128 осуществляется выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При осмотре ИЗА № 126 – сборник сепарированной бражки, установлено выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется через две организованных трубы и пять свищей – неплотностей технологического оборудования. Место отбора проб оборудовано на одной трубе, выброс загрязняющих веществ из остальных отверстий непроинвентаризирован и не учтен в отчете по инвентаризации.

ИЗА №№ 0018, 0020, 0022, 0033, 0007, 0008, 0009, 0116, 0118, 0119, 0120, 0128 являются площадными, неорганизованными источниками выброса, при этом в Отчете по инвентаризации недостоверно указан тип (организованный, неорганизованный), вид (точечный, линейный, площадной) и наименование источника (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие).

Таким образом, при проверке инвентаризации источников выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлено следующее.

- на ИЗА №№ 0018, 0020, 0022, 0033, 0007, 0008, 0009, 0116, 0118, 0119, 0120, 0128 недостоверно приведены в инвентаризации типы, виды и наименования источников выбросов;

- на ИЗА №№ 60, 106, 0057 недостоверно приведены в инвентаризации геометрические характеристики источников выбросов;

- на ИЗА №№ 60, 106, 0057, 103, 104, 105, 106, 133, 134 точки отбора проб промышленных выбросов не соответствуют требованиям нормативно-технических документов;

- на ИЗА № 126 не учтен выброс вредных загрязняющих веществ от трубы и пяти свищей – неплотностей технологического оборудования.

Согласно п. 2, 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Руководствуясь п. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Согласно информационной справке ООО «<данные изъяты>» от 27.06.2023 № 74-36 программа производственного экологического контроля находится в разработке.

В соответствии с информационным ресурсом «Личный кабинет природопользователя» (<данные изъяты>) ООО «<данные изъяты> отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2022 год не представлялся.

Документация, подтверждающая проведение производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха за 2022 и истекший период 2023 года в ходе проверки не представлена.

Таким образом, производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха ООО «<данные изъяты> не ведется

Согласно п. 3. ст. 19 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов НМУ юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В соответствии п. 4, 5 раздела II Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ разрабатываются для объектов I - III категорий.

Производственная территория ООО «БиоКом» (код объекта НВОС: 33-0143-001349-П) относится к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду, таким образом, на ООО «БиоКом» возложена обязанность по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно письму министерства охраны окружающей среды Кировской области от 29.06.2023 № 3733-49-01-08 ООО «<данные изъяты> за согласованием плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не обращалось.

Таким образом, ООО «<данные изъяты> не исполнена обязанность по разработке мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

Согласно п. 5.1 постановления правительства Кировской области от 21.01.2021 № 21-П «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Кировской области» юридические лица и индивидуальные предприниматели в течение 5 дней после прекращения НМУ направляют в министерство отчеты о проведенных мероприятиях по уменьшению выбросов в прошедший период НМУ, а также результаты инструментального химико-аналитического контроля.

На ООО «БиоКом» возложена обязанность по проведению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

В 2023 году Кировским ЦГМС – филиала ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» объявлено 25 предупреждения о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ): с 18:00 04.01.2023 до 18:00 07.01.2023, с 18:00 09.01.2023 до 18:00 10.01.2023, с 18:00 03.02.023 до 18:00 06.02.2023, с 18:00 06.02.2023 до 18:00 07.02.2023, с 18:00 16.02.2023 до 18:00 18.02.2023, с 18:00 18.02.2023 до 18:00 19.02.2023, с 18:00 21.02.2023 до 18:00 22.02.2023, с 18:00 06.03.2023 до 18:00 08.03.2023, с 18:00 02.04.2023 до 18:00 05.04.2023, с 18:00 06.04.2023 до 18:00 09.04.2023, с 18:00 09.04.2023 до 18:00 11.04.2023, с 18:00 16.04.2023 до 18:00 18.04.2023, с 18:00 18.04.2023 до 18:00 20.04.2023, с 18.00 20.04.2023 до 18:00 23.04.2023, с 18:00 08.05.2023 до 18:00 10.05.2023, с 18:00 10.05.2023 до 18:00 12.05.2023, с 18:00 15.05.2023 до 18:00 18.05.2023, с 18:00 18.05.2023 до 18:00 19.05.2023, с 18:00 20.05.2023 до 18:00 21.05.2023, с 18:00 21.05.2023 до 18:00 23.05.2023, с 18:00 31.05.2023 до 18:00 03.06.2023, с 18:00 22.06.2023 до 18:00 23.06.2023, с 18:00 23.06.2023 до 18:00 24.06.2023, с 18:00 26.06.2023 до 18:00 27.06.2023, с 18:00 27.06.2023 до 18:00 29.06.2023.

По информации министерства охраны окружающей среды Кировской области от 29.06.2023 № 3733-49-01-08 ООО «БиоКом» отчитались о проведенных мероприятиях по уменьшению выбросов в прошедший период НМУ за следующие периоды: с 18:00 20.05.2023 до 18:00 23.05.2023 (вх. от 07.06.2023 № 49-01-10-8398), с 18:00 31.05.2023 до 18:00 03.06.2023 (от 13.06.2023 № 49-01-10-8885).

В Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора ООО «БиоКом» отчитались о проведенных мероприятиях по уменьшению выбросов в прошедший период НМУ за следующие периоды: с 18:00 20.05.2023 до 18:00 23.05.2023 (вх. от 06.06.2023 № 9643-вх), с 18:00 31.05.2023 до 18:00 03.06.2023 (вх. от 13.06.2023 № 10010-вх).

Таким образом, ООО «БиоКом» не исполнена обязанность по направлению отчетов о проведенных мероприятиях по уменьшению выбросов в прошедшие период НМУ и результатов инструментального химико-аналитического контроля: с 18:00 04.01.2023 до 18:00 07.01.2023, с 18:00 09.01.2023 до 18:00 10.01.2023, с 18:00 03.02.2023 до 18:00 06.02.2023, с 18:00 06.02.2023 до 18:00 07.02.2023, с 18:00 16.02.2023 до 18:00 18.02.2023, с 18:00 18.02.2023 до 18:00 19.02.2023, с 18:00 21.02.2023 до 18:00 22.02.2023, с 18:00 06.03.2023 до 18:00 08.03.2023, с 18:00 02.04.2023 до 18:00 05.04.2023, с 18:00 06.04.2023 до 18:00 09.04.2023, с 18:00 09.04.2023 до 18:00 11.04.2023, с 18:00 16.04.2023 до 18:00 18.04.2023, с 18:00 18.04.2023 до 18:00 20.04.2023, с 18.00 20.04.2023 до 18:00 23.04.2023, с 18:00 08.05.2023 до 18:00 10.05.2023, с 18:00 10.05.2023 до 18:00 12.05.2023, с 18:00 18.05.2023 до 18:00 19.05.2023, с 18:00 22.06.2023 до 18:00 23.06.2023, с 18:00 23.06.2023 до 18:00 24.06.2023, с 18:00 26.06.2023 до 18:00 27.06.2023, с 18:00 27.06.2023 до 18:00 29.06.2023.

Указанные действия (бездействие) юридического лица верно квалифицировано по ст.8.1 КоАП РФ.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 14, ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1, 2, абз. 1, 9 п. 3, п. 10 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР). Комплексное экологическое заключение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Заявка на получение КЭР должна содержать нормативы допустимых выбросов. КЭР содержит нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ; нормативы допустимых физических воздействий.

16.06.2023 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Поповой Л.Н. и Бересневой А.И. произведен осмотр источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух основного и вспомогательного производства ООО «<данные изъяты>

Осмотром зафиксирован выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от ИЗА №№ 103, 104, 105, 106, 133, 134, 18, 6301, 6302, 6303, 6305, 6308, 6306, 1, 3, 126, 131, 132, 1, 3, 126, 131, 132, 14.

20.06.2023 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Поповой Л.Н., Бересневой А.И. и Каримовым Э.Н. произведен осмотр источников выброса вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух ИЗА №№ 106 (вентиляция), 57 (сушилка дрожжевой суспензии), 126 (сборник сепарированной бражки) основного производства ООО «БиоКом», пункт 2 настоящего постановления.

В ходе осмотра 20.06.2023 зафиксирован выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от ИЗА №№ 106, 57, 126, 0001.

По результатам лабораторных исследований зафиксирован выброс бензола 0,002304 мг/м3 и метилового спирта (метанол) 0,01728 мг/м3 (протокол результатов испытаний промышленных выбросов в атмосферу от 23.06.2023 № 62-П).

26.06.2023 государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Поповой Л.Н., Бересневой А.И. и Каримовым Э.Н. произведен осмотр источников выброса вредных, загрязняющих веществ в атмосферный воздух: ИЗА № 0018 - выращивание дрожжей; ИЗА № 0020 - выращивание дрожжей; ИЗА № 0022 - выращивание дрожжей; ИЗА № 0033 - выращивание «чистой» культуры дрожжей; ИЗА № 0007 - осветление гидролизата; ИЗА № 0008 - осветление нейтрализата; ИЗА № 0009 - осветление нейтрализата; ИЗА № 0116 - сборник барды; ИЗА № 0118 - холодный отстой сусла; ИЗА № 0119 - холодный отстой сусла; ИЗА № 0120 - холодный отстой сусла; ИЗА № 0128 - сбор сусла аэратор.

Осмотром установлено, источники площадные, неорганизованные – загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа. На момент осмотра в работе находились ИЗА №№ 0007, 0008, 0018, 0116, 0118, 0119, 0128 осуществляется выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При осмотре ИЗА № 126 – сборник сепарированной бражки, установлено выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется через две организованных трубы и пять свищей – неплотностей технологического оборудования.

Таким образом, в ходе осмотра 26.06.2023 зафиксирован выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от ИЗА №№ 0007, 0008, 0018, 0116, 0118, 0119, 0128.

При этом КЭР ООО «<данные изъяты>» не получено, заявка на получение КЭР в управление Росприроднадзора не поступала.

Согласно п. 1.1. ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2019 и до получения КЭР, допускается выдача или переоформление разрешений и документов. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ ООО «<данные изъяты> не получено.

В соответствии с вышеизложенным ООО «<данные изъяты>» осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без КЭР, либо разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Указанные действия (бездействие) юридического лица верно квалифицированы по ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ.

Административная ответственность по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 16.1, п. 2, 3, 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно договорам субаренды от 13.12.2021 № 1 и от 08.02.2022 № 2 ООО <данные изъяты>», отчету по инвентаризации источников выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 24.08.2022 ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность на объекте НВОС 33-0143-001349-П с 08.02.2022.

В соответствии с вышеизложенным у ООО <данные изъяты> имелась обязанность по предоставлению декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год ООО «<данные изъяты> в установленный законом срок не внесена.

В соответствии с информационным ресурсом «Личный кабинет природопользователя» (https://ksv.rpn.gov.ru) ООО «БиоКом» декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год не предоставлялась.

Указанные действия (бездействие) ООО «<данные изъяты>» верно квалифицированы по ст.8.41 КоАП РФ.

Административная ответственность по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 2, 7 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Руководствуясь п. 1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденного приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

В соответствии с информационным ресурсом «Личный кабинет природопользователя» (https://ksv.rpn.gov.ru) ООО «<данные изъяты>» отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2022 год не представлялся.

Указанные действия (бездействие) ООО <данные изъяты>» верно квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.

Событие указанных административных правонарушений подтверждается протоколами об административных правонарушениях, решением о проведение выездной проверки, актом выездной проверки, протоколами осмотра предприятия, фотоматерилами, протоколами инструментального обследования, экспертным заключением, договорами аренды и субаренды, выпиской из гос.реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предупреждениями о НМУ, информацией из министерства охраны окружающей среды о НМУ, отчетами о проведении мероприятий в период НМУ, отчетом по инвентаризации источников и выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отчетом по инвентаризации источников и выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и другими материалами дела.

Кроме того, ООО «БиоКом» административным органом вменялись административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 8.2, ч. 7 ст. 8.2, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Судьей районного суда установлено, что 26.06.2023 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Поповой Л.Н. и государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды Бересневой А.И. и Каримовым Э.Н. в присутствии технического директора ООО «БиоКом» Окунева С.Н. был проведен осмотр производственной территории ООО «БиоКом» на предмет соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства.

По результатам осмотра установлено следующее:

Между насосной станцией и отстойным узлом гидролизно-дрожжевого цеха зафиксирован навал темного вещества в кусковой форме. Со слов технического директора Окунева С.Н. данное вещество является спекшимся (карамелизированным) лигнином, образовавшимся при прочистке технологического трубопровода гидролизата.

За гидролизно-дрожжевым цехом, под транспортерной лентой, ведущей от циклона СЦЕЖА, зафиксирован навал рассыпчатого вещества коричневого и темно-коричневого цветов. Со слов технического директора Окунева С.Н. данное вещество является лигнином после операции на циклоне СЦЕЖА.

В бункере в отстойном узле гидролизно-дрожжевого цеха зафиксировано наличие сгущенного шлама с отстойников нейтрализата после фильтров ФПАКМ. Со слов технического директора Окунева С.Н. данное вещество также является лигнином.

У здания котельной на открытой площадке зафиксировано накопление золы.

Согласно экспертному заключению филиала «ЦЛАТИ по Кировской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 05.07.2023 № 80:

- темное вещество в кусковой форме из навала между насосной станцией и отстойным узлом гидролизно-дрожжевого цеха, образовавшееся при прочистке технологического трубопровода гидролизата относится к IV классу опасности;

- рассыпчатое вещество коричневого и темно-коричневого цветов из навала за гидролизно-дрожжевым цехом, под транспортерной лентой, ведущей от циклона СЦЕЖА относится к IV классу опасности;

- сгущенный шлам с отстойников нейтрализата после фильтров ФПАКМ из бункера в отстойном узле гидролизно-дрожжевого цеха относится к IV классу опасности.

- зола из места накопления у здания котельной относится к V классу опасности.

По мнению надзорного органа данные вещества являются отходами производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно карте-схеме «Места расположения площадок временного хранения отходов производства и потребления», представленной ООО «БИОКОМ», на производственной территории предусмотрены места накопления отходов, при этом мест накопления отходов, выявленных 26.06.2023 указанной картой-схемой не предусмотрено.

ООО «БиоКом» вменялось совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, то есть несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении, отходов производства и потребления.

В соответствии с ч. 1-3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР). НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, НООЛР устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее КЭР).

Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимиты на их размещение ООО «<данные изъяты>» не получен.

Данные действия (бездействие) ООО «БиоКом» квалифицированы по ч.7 ст.8.2 КоАП РФ, как неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, утвержденном приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

ООО «БИОКОМ» паспорта на выявленные в ходе осмотра 26.06.2023 отходы IV класса опасности и протокол биотестирования на выявленный отход V класса опасности не представлены. По мнению надзорного органа ООО «<данные изъяты>» в период с 08.02.2022 по 06.07.2023 отнесение отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения не осуществляло. Паспорта на отходы I – IV классов опасности не составлялись.

Данные действия (бездействие) ООО <данные изъяты>» квалифицированы по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, как неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028.

В соответствии с ч. 3 ст. 19, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 16 Порядка учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение обобщенных данных учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документы, подтверждающие достоверность этих данных, хранятся в электронном и (или) бумажном виде в течение пяти лет с момента их формирования. Данные учета ООО «<данные изъяты>» не представлены.

По мнению надзорного органа ООО «<данные изъяты>» в период с 08.02.2022 по 06.07.2023 учет отходов не велся.

Данные действия (бездействие) ООО «<данные изъяты>» квалифицированы по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ, как неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Прекращая производство по данным правонарушениям в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда пришел к выводу, что обнаруженные вещества не являются отходами производства, а являются побочным продуктом (лигнин и зола), полученным в результате основного производства.

Согласно положениям ст. 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).

Побочные продукты производства не признаются отходами, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 и 10 настоящей статьи (часть 7).

Тот факт, что обнаруженные в ходе осмотра промышленной площадки ООО «БиоКом» вещества являлись лигнином и золой не оспаривался должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении.

В подтверждение, что обнаруженные в ходе осмотра вещества являлись побочным продуктом (лигнином и золой), а не отходами производства защитником юридического лица суду были представлены технические регламенты и условия на лигнин и золу, документальный учет их перемещения внутри предприятия, документы подтверждающие реализацию сторонним организациям.

Обнаруженный в ходе осмотра навал строительных отходов, хотя и указан был в постановлении о назначении административного наказания, тем не менее, по мнению должностного лица, участвовавшего в настоящем судебном разбирательстве, не образовывал состав административных правонарушений, предусмотренных чч. 1, 7, 9., 10 ст. 8.2 КоАП РФ, так как данные отходы образовались от деятельности иного юридического лица, в подтверждение чего защитником юридического лица суду был представлен договор на выполнение кровельных работ от 27.04.2023.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, судьей районного суда обоснованно был сделан вывод о том, что обнаруженные в ходе осмотра вещества не относятся к отходам производства, а являются побочным продуктом. Поскольку побочный продукт не является предметом правонарушений, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно принял решение о прекращении в этой части производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных чч. 1, 7, 9, 10 ст. 8.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Довод жалобы должностного лица о том, что документация, подтверждающая факт отнесения обнаруженных в ходе осмотра производственной площадки веществ к побочным продуктам, появлялась поэтапно и только в ходе судебного разбирательства, не может служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку доказательства лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе представлять на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.

Тот факт, что технические условия на «лигнин гидролизный топливный» и «лигнин гидролизный из древесного сырья» датированы только 02.06.2023, на «золу древесную от сжигания лигнина» - 25.05.2023, также не может служить основанием для отмены состоявшегося решения судьи, поскольку правонарушения, связанные с обращениями с отходами производства, вменялись юридическому лицу на основании осмотра произведенного Росприроднадзором 26.06.2023, а также результатов исследования отобранных в ходе осмотра проб.

Отсутствие документации о стандартизации побочных продуктов, реализуемых сторонним организация, а также нарушения условий хранения лигнина и золы, допущенные по мнению должностного лица, не изменяют правовой природы данных продуктов, а соответственно доводы жалобы в этой части также подлежат отклонению.

Доказательств того, что юридическим лицом образуемый в процессе деятельности лигнин и зола утилизировались, а не использовались в дальнейшем в ходе своей деятельности или не реализовывался сторонним организация, материалы дела не содержат.

Вместе с тем постановление о назначении административного наказания и решение судьи подлежит изменению.

Так согласно положениям ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

ООО «БиоКом» является микропредприятием и включено в соответствующий реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем наказание в виде штрафа должно было быть назначено с применением положений чч. 1 и 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ.

Согласно положениям ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

Таким образом, ООО «БиоКом» может быть назначено самое строгое наказание, предусмотренное ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.21, ст. 8.41, ст. 8.5 КоАП РФ с учетом положений чч. 1, 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ.

Самое строгое наказание предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и должно быть назначено с учетом требований ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ в размере как для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть от 30 до 50 тысяч рублей.

Таким образом, прихожу к выводу о назначении наказания ООО «БиоКом» за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.21, ст. 8.41, ст. 8.5 КоАП РФ с учетом положений чч. 1, 2 ст. 4.1.2, ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Кировского областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. № 10- 45/06-23 по делу № 02-10/79-23 от 22.08.2023 и решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 09.11.2023, вынесенных в отношении ООО <данные изъяты>», изменить:

Назначить ООО "БиоКом" административное наказание по ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.21, ст. 8.41, ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа с применением положений частей 1 и 2 статьи 4.1.2, части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 30000 рублей.

В остальной части постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. по делу от 22.08.2023 и решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 09.11.2023 оставить без изменения жалобу главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Бересневой А.И. - без удовлетворения.

Вступившие в законную силу постановление по делу о административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд обще юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12-30-19 Кодекса Российской Федерации о административных правонарушениях.

Судья А.В. Мосеев