Судья Сафонова О.В. Дело № 77-206/2018
РЕШЕНИЕ
27 декабря 2018 года г. Томск
Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев дело по жалобе ФИО1 на постановление судьи Колпашевского городского суда Томской области от 30 ноября 2018 года, вынесенное в отношении начальника Управления образования Администрации Колпашевского района ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Колпашевского городского суда Томской области от 30.11.2018 начальник Управления образования Администрации Колпашевского района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе, поданной в Томский областной суд, ФИО1 просит отменить судебное постановление и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указывает, что не является надлежащим субъектом вмененного ей административного правонарушения, а также полагает, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции неверно определена объективная сторона правонарушения, предусмотренная ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ. Указывает, что согласно условиям соглашения от 19.07.2017 № 64 Управление образование не предоставляет средства субсидии, а расходует их, следовательно, по мнению заявителя, нарушить условия предоставления субсидии по указанному соглашению не могло. Между тем начальнику Управления образования вменено именно нарушение условий предоставления субсидий, а не их расходования. Полагает, что указанное соглашение не содержит положения о том, что для перечисления субсидий необходимо наличие фактической потребности в средствах субсидии. Пунктом 3.1 Соглашения установлено, что субсидия предоставляется муниципальному образованию при наличии предоставления муниципальным образованием информации, подтверждающей потребность в средствах субсидии. Полагает, что Управление образования надлежащим образом исполнило условия Соглашения от 19.07.2017 № 64, обеспечив финансирование объекта путем перечисления средств субсидии из местного бюджета образовательной организации 25.12.2017 на основании уже другого соглашения, заключенного с МАОУ «СОШ №4» от 04.08.2017. Кроме того, полагает, что ФИО2 не может быть привлечена к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч.. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, так как на момент рассмотрения жалобы истек срок давности привлечения к ответственности за указанное деяние.
ФИО1 и ее защитник Комарова М.Н. в судебном заседании жалобу на постановление судьи поддержали в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участников судебного разбирательства, прихожу к следующим выводам.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Постановлением Законодательной Думы Томской области от 22.12.2016 № 161 принят Закон Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
Согласно таблице 88 Приложения 16 Закона Томской области от 29.12.2016 № 174-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов» распределение субсидий местным бюджетам на капитальный ремонт и разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных общеобразовательных организаций в рамках государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» на 2017 год предусмотрено выделение муниципальному образованию «Колпашевский район» межбюджетного трансферта (субсидии) на капитальный ремонт в размере 59 129,8 тысяч рублей.
Главой 4 подпрограммы 3 Государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а, предусматривается, что предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на реализацию мероприятий подпрограммы 3 осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 13.05.2010 № 94а. В силу требований ст. 2 Бюджетного кодекса РФ указанный Порядок является частью бюджетного законодательства.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что условия предоставления субсидии должны определяться соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым главным распорядителем бюджетных средств и уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. В соглашении предусматриваются положения, регулирующие порядок предоставления субсидии, в том числе перечисление главным распорядителем бюджетных средств субсидии при наличии фактической потребности после поступления соответствующей заявки от муниципального образования.
19.07.2017 между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и Администрацией Колпашевского района Томской области заключено Соглашение № 64 «О предоставлении в 2017 году субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования «Колпашевский район» на капитальный ремонт здания с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 22.03.2016 № 79а, по объекту «Капитальный ремонт МАОУ «СОШ № 4» г. Колпашево Колпашевского района Томской области» с целью реализации Госпрограммы в размере 59129,8 тысяч рублей, а муниципальное образование обеспечило софинансирование за счет средств местного бюджета в размере 59 189 тысяч рублей.
Условия предоставления субсидии, обязательные для обеих сторон, определены в п. 3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64, одним из которых является предоставление Муниципальным образованием информации, подтверждающей потребность в средствах субсидии.
Из п. 2.1.2 Соглашения от 19.07.2017 № 64 следует, что Департамент перечисляет в пределах лимитов бюджетных обязательств субсидию в доход бюджета Муниципального образования после использования средств местного бюджета, предусмотренных на софинансирование, предоставления информации, подтверждающей потребность.
Согласно постановлению Администрации Колпашевского района от 11.07.2017 № 668 «Об установлении на 2017 год расходного обязательства муниципального образования «Колпашевский район», главным распорядителем субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования на реализацию Госпрограммы, определено Управление образования Администрации Колпашевского района, до которого Департаментом доведены лимиты бюджетных обязательств на 2017 год (уведомление об изменении лимитов бюджетных обязательств от 05.07.2017 № 8462) на финансирование капитального ремонта МАОУ «СОШ №4» г. Колпашево за счет средств субсидии из областного бюджета в сумме 59 129 800 рублей.
Кроме того, согласно указанному постановлению № 668 от 11.07.2017, Главным распорядителем субсидии, предоставляемой бюджету муниципального образования «Колпашевский район» на реализацию Госпрограммы, определено Управление образования Администрации Колпашевского района (том 1 л.д. 34).
ФИО1, согласно распоряжению Администрации Колпашевского района от 26.02.2014 № 40-к, заключенному трудовому договору от 26.02.2014, должностным обязанностям, отраженным, в том числе, в должностной инструкции, является начальником Управления образования Администрации Колпашевского района.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, установлено, что ФИО1, являясь начальником Управления образования Администрации Колпашевского района, являлась руководителем главного распорядителя бюджетных средств (субсидии), предоставляемой бюджету муниципального образования «Колпашевский район» из областного бюджета на капитальный ремонт здания МАОУ «СОШ № 4».
Из материалов дела также следует, что для получения субсидии Управление образования Администрации Колпашевского района направило в Департамент письма (заявки) на обозначенную общую сумму, из них: от 28.09.2017 № 176 - 9 065 678,73 рублей; от 20.10.2017 № 192/1 - 6 746 677,83 рублей; от 20.11.2017 № 212/1 - 17 184 707,33 рублей; от 13.12.2017 № 229 - 26 132 646,11 рублей.
В соответствии с требованиями п. 3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64 Управление образования Администрации Колпашевского района в качестве информации, подтверждающей наличие потребности в средствах субсидии, к первым трем письмам (заявкам) приложило копии актов о приемке работ по муниципальным контрактам от 07.08.2017 № 77, от 17.08.2017 № 78, оплачиваемых за счет средств субсидии.
В нарушение условий предоставления субсидий последнее письмо (заявка) от 13.12.2017 № 229 такой информации не содержало, в нем не отражены сведения, предусмотренные п. 2.1.2 Соглашения от 19.07.2017 № 64. Данное письмо на перечисление субсидии от 13.12.2017 № 229 подписано уполномоченным должностным лицом - начальником Управления образования Администрации Колпашевского района ФИО1 (т.1 л.д.35).
Средства субсидии в размере 26 132 646,11 рублей были перечислены Управлению образования Администрации Колпашевского района платежным поручением № 596749 от 15.12.2017.
В ходе проверки, осуществленной Контрольно-счетной палатой Томской области, установлено использование бюджетных средств, направленных на капитальный ремонт в зданиях общеобразовательных организаций в целях достижения показателей Госпрограммы по объекту «Капитальный ремонт МАОУ «СОШ № 4» г. Колпашево Колпашевского района Томской области», при этом средства субсидии в размере 26 132 646,11 рублей были запрошены Управлением образования Администрации Колпашевского района 13.12.2017, а использованы МАОУ «СОШ № 4» г. Колпашево только в марте 2018 года для оплаты за фактически выполненные работы и осуществление строительного контроля, что подтверждает отсутствие фактической потребности в средствах субсидии по состоянию на 15.12.2017.
Из материалов дела объективно следует, что 13.12.2017 начальник Управления образования Администрации Колпашевского района ФИО1 в <...> являясь согласно постановлению Администрации Колпашевского района от 11.07.2017 № 668 «Об установлении на 2017 год расходного обязательства муниципального образования «Колпашевский район» главным распорядителем бюджетных средств (субсидии), предоставляемой в 2017 году бюджету муниципального образования «Колпашевский район» из областного бюджета бюджету муниципального образования «Колпашевский район» на капитальный ремонт здания, с целью реализации государственной программы «Содействие созданию в Томской области новых мест в общеобразовательных организациях» по объекту «Капитальный ремонт МАОУ «СОШ № 4», представляемой на основании Закона Томской области от 29.12.2016 № 174-03 «Об областном бюджете на 2017 года и на плановый период 2018 и 2019 годов», соглашения 19.07.2017 № 64 Департамента архитектуры и строительства Томской области и Администрации Колпашевского района, в нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, закрепленных пунктом 3.1 Соглашения от 19.07.2017 № 64, направила письмо (заявку) от 13.12.2017 № 229 на получение средств областного бюджета в сумме 26 132,65 тысяч рублей без предоставления информации, подтверждающей наличие потребности муниципального образования в средствах субсидии, что образует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, ФИО1 в соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ, будучи начальником Управления образования Администрации Колпашевского района, является субъектом вмененного ей правонарушения, в отношении которого установлена ее вина в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, поскольку 15.12.2017, в том числе и по ее вине, по заявке от 13.12.2018 указанным юридическим лицом была получена от Департамента архитектуры и строительства Томской области субсидия на сумму 26132646, 11 рублей без предоставления обязательной информации, подтверждающей потребность в средствах субсидии, что, вопреки доводам жалобы, определено Соглашением № 64 от 19.07.2017.
Вопреки доводам жалобы, оценив все имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводам о наличии в действиях должностного лица ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в постановлении от 30.11.2018, оснований не соглашаться с судьей городского суда не имеется.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность судебного акта, основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, оснований для которой не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей городского суда обстоятельств, правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта не является.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истечение срока давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде вышестоящей инстанции основанием для отмены постановления судьи и прекращения производства по делу не является.
Административное наказание назначено ФИО1 с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 названного Кодекса.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления суда, допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
При таких обстоятельствах постановление судья является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Колпашевского городского суда Томской области от 30 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.И. Гончаров