ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-219(69 от 02.06.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Сорокина Н.В. Дело № 77-219(69)/2020

РЕШЕНИЕ

02 июня 2020 года г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе главы Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области Л.С.В. на постановление судьи Колосовского районного суда Омской области от 12 марта 2020 года, которым постановлено:

«Признать администрацию Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, ИНН № <...>, ОГРН № <...>, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

Уплату административного штрафа следует производить в срок не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, либо по истечении срока рассрочки или отсрочки, если таковые предоставлены, по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: УФК по Омской области (УМВД РФ по Омской области), ИНН № <...>, КПП № <...>, ОКТМО № <...>, расчетный счет № <...>, наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области, БИК 045209001, КБК № <...>, УИН № <...>»,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области признана виновной в том, что являясь юридическим лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети Колосовского сельского поселения, 24 января 2020 года в 15 ч. 30 мин. допустила несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, выявленные недостатки создают угрозу безопасности дорожного движения.

Так, на асфальтобетонном покрытии проезжей части улицы Ленина, 5-17 в с. Колосовка уплотненный снег толщиной слоя 6 см. На асфальтобетонном покрытии части улицы Ленина, 90-100 в с. Колосовка уплотненный снег толщиной слоя 7 см. На асфальтобетонном покрытии части улицы Кирова, 1-43 в с. Колосовка уплотненный снег толщиной слоя 8 см. На асфальтобетонном покрытии части улицы Свердлова, 2-22 в с. Колосовка уплотненный снег толщиной слоя 6 см. На асфальтобетонном покрытии части улицы Калинина, 3-95 в с. Колосовка уплотненный снег толщиной слоя 6 см. На асфальтобетонном покрытии части улицы Кирова, 52-106 в с. Колосовка уплотненный снег толщиной слоя 7 см. На асфальтобетонном покрытии проезжей части улицы Зеленая в с. Колосовка уплотненный снег толщиной слоя 9 см. На асфальтобетонном покрытии проезжей части улицы Набережная в с. Колосовка уплотненный снег толщиной слоя 6 см. Были нарушены требования п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движет Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017).

На нерегулируемом пересечении проезжих частей на ул. Пушкина, 2 в с. Колосовка в границах треугольников видимости (40м х 40м) по схеме «Транспорт – транспорт» сформированы снежные валы высотой 161 см. На нерегулируемом пересечении проезжих частей на ул. Ленина, д. 7 в с. Колосовка в границах треугольников видимости (40х40) по схеме «Транспорт-транспорт» сформированы снежные валы высотой 173 см. что является нарушением требования п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017.

На расстоянии от 0 до 10 метров от пешеходного перехода Колосовка сформированы снежные валы высотой 26 см. На расстоянии от 0 до 10 метров от пешеходного перехода на ул. Ленина, 7 в с. Колосовка сформированы снежные валы высотой 27 см. На расстоянии от 0 до 10 метров от пешехода от пешеходного перехода на ул. Свердлова, 22 в с. Колосовка сформированы снежные валы высотой 21 см., что является нарушением требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017.

На расстоянии от 0 до 20 метров от остановки общественного транспорта на ул. Пушкина, 2 в с. Колосовка сформированы снежные валы высотой 25 см. На расстоянии от 0 до 20 метров от остановки общественного транспорта на ул. Ленина, 103 в с. Колосовка сформированы снежные валы высотой 18 см. На расстоянии от 0 до 20 метров от остановки общественного транспорта на ул. Кирова, 5 в с. Колосовка сформированы снежные валы высотой 55 см, что является нарушением требований п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017.

На ул. Свердлова, 22 в с. Колосовка остановка общественного транспорта обустроена в границах пешеходного перехода. На ул. Кирова, 119 в с. Колосовка остановка общественного транспорта обустроена в границах пешеходного перехода, что является нарушением требований п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52733-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52733-2007).

На ул. Пушкина, 2 в с. Колосовка остановка общественного транспорта обустроена перед пешеходным переходом, что является нарушением требований п. 5.3.3.6 ГОСТ Р 52733-2007.

На остановке общественного транспорта на ул. Пушкина, 2 в с. Колосовка установлен односторонний знак 5.16 «Место остановки автобуса и(или) троллейбуса». На остановке общественного транспорта, на ул. Кирова, 119 в с. Колосовка установлен односторонний знак 5.16 «Место остановки автобуса и(или) троллейбуса». На остановке общественного транспорта, на ул. Кирова, 5 в с. Колосовка установлен односторонний знак 5.16 «Место остановки автобуса и(или) троллейбуса», что является нарушением требований и. 5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004).

На ул. Свердлова, 22 в с. Колосовка, вблизи БОУ «Колосовская СШ», отсутствует ограничивающее пешеходное ограждение, что является нарушением требований п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 и п. 2 Перечня поручений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

В жалобе глава Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области Л.С.В. просит постановление отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что не была проверена законность предписания, акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 04 февраля 2020 года составлен с нарушениями и не может быть признан допустимым доказательством. Указывает на отсутствие денежных средств, достаточных для устранения недостатков по содержанию автомобильных дорог, что свидетели не были опрошены, в обращении к эксперту было отказано.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, а объективная сторона заключается в совершении действий бездействия, нарушающих правила содержания дорог, дорожных сооружений в частности, в невыполнении обязанности по обеспечению при содержании дорог и дорожных сооружений их состояния, соответствующего установленному государственным стандартом.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).

В силу положений п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Омской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» от 24 сентября 2015 года № 1786-ОЗ, к вопросам городского, сельского поселения Омской области относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 5 части 1 статьи 4 Устава Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, предусматривает, что к вопросам местного значения Колосовского сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательствам Российской Федерации.

Согласно п. 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст) на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1. В соответствии с указанными таблицами срок устранения уплотненного снега, снежного наката установлен для улиц группы Д, Е - 6 часов с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения.

Согласно п. 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 формирование снежных валов на улицах не допускается: на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств; на тротуарах.

В соответствии с п. 5.3.3.6 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст) остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно.

В соответствии с п. 5.6.23 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года № 120-ст) знаки 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», 5.17 «Место остановки трамвая» и 5.18 «Место стоянки легковых такси» применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки должны быть двусторонними. Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог.

Согласно п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 Ограничивающие пешеходные ограждения применяют перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д.5-6); актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 24 января 2020 года (л.д.9-10); фотоматериалами к акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (л.д.11-17); результатами замеров значений толщины слоя уплотненного снега на проезжей части (л.д.18-20); копией Устава Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области (л.д.36-37), оцененными с другими материалами дела.

Акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии улично-дорожной сети с. Колосовка от 24 января 2020 года судьей районного суда дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в совокупности с другими доказательствами, и ссылки в жалобе на акт от 04 февраля 2020 года, не могут быть приняты во внимание.

Указания в жалобе на то, что не была дана оценка законности предписания, не влекут отмену постановления судьи районного суда, поскольку юридическое лицо привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, которое было выявлено 24 января 2020 года, а не за неисполнение предписания органа, осуществляющего государственный дорожный надзор.

Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и доводы жалобы о необходимости дополнительного исследовании обстоятельств по делу, в том числе допросе свидетелей, привлечении эксперта, также не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что в рассматриваемом случае администрация Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о том, что администрация не имеет достаточного финансирования для выполнения возложенных на нее функций по содержанию дорог, не являются основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Административное наказание администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области назначено ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, при этом судьей районного суда учитывались положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении администрации Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Колосовского районного суда Омской области от 12 марта 2020 год оставить без изменения, жалобу главы Колосовского сельского поселения Колосовского муниципального района Омской области Л.С.В. – без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов