ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-228/21 от 10.06.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Шалагинова Л.А. Дело № 77-228/21

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 10 июня 2021 года

Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела государственного геологического надзора Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора - старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 на решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 24 марта 2021 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 от 14 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении АО «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ» (далее - АО «ОХК «УРАЛХИМ»),

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 от 14.12.2020 г. АО «ОХК «УРАЛХИМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300.000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы защитника АО «ОХК «УРАЛХИМ» Смышляева Г.Л. на указанное постановление решением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 24.03.2021 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в деянии АО «ОХК «УРАЛХИМ» состава административного правонарушения.

Не согласившись с принятым решением, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - ст. государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит решение судьи отменить, а постановление о назначении административного наказания оставить без изменения либо возвратить дело на новое рассмотрение.

Излагая обстоятельства дела и положения нормативных правовых актов, нарушение которых вменялось юридическому лицу, отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, а согласно условиям пользования недрами по лицензиям КИР 16038 ЗП, КИР 15157 ЗП, КИР 12424 ЗП АО «ОХК «Уралхим», а также его правопредшественникам - ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбинат» и ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова» в пользование предоставлен участок недр с пластом коллектором, то есть предоставлен в пользование не водный объект, а пласты горных пород, и соответственно происходит размещение неклассифицированных отходов, а не сточной воды. Загрязняющие компоненты, содержащиеся в жидкой фракции, образуются в ходе процесса производства удобрений и химических веществ на АО «ОХК «Уралхим». При этом в пласт коллектор возможно размещение отходов только в жидком виде, а с целью недопущения кольматации (засорения порового пространства пласта коллектора) обществом производится дополнительная подготовка образовавшихся жидких отходов перед их закачкой в пласт коллектор. В соответствии со ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» такой вид пользования недрами как размещение промышленных сточных вод в пластах горных пород отсутствует.

Сообщает, что лицензия на пользование недрами КИР 16038 ЗП получена АО «ОХК «Уралхим» на основании переоформления предыдущих лицензий, а согласно п. 9 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» в редакции от 29.05.2002 г., действовавшей на момент оформления первой лицензии КИР 12424 ЗП, основаниями получения права пользования участками недр могут быть совместное решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов. Таким образом, изначально под захоронением промышленных стоков подразумевалось захоронение отходов в пластах горных пород.

В обоснование своей позиции ссылается на письмо Приволжскнедра от 24.07.2017 г. , в тексте которого указывается на необходимость дополнить программу мониторинга состояния недр информацией о захораниваемых отходах, а также на то, что п. 9 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» в недействующей редакции соответствует абз. 6 п. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» в действующей редакции.

Цитируя ст. 23.2 Закона РФ «О недрах», указывает, что в соответствии с данной статьей Правительством РФ издано Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118. Излагая содержание пунктов 1, 8 пп. «г», 11, 14 этого Положения и раздела II «Требования к структуре технического проекта на строительство и эксплуатацию подземных сооружений» приказа Минприроды РФ от 27.10.2010 г. № 464, изданного во исполнение п. 14 Положения, утверждает, что требования к структуре технического проекта на строительство и эксплуатацию подземных сооружений содержат информацию о том, что отходы в пласты горных пород закачиваются в жидком виде через скважины с предварительной подготовкой их к закачке. В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды. Требования по рациональному использованию и охране недр закладываются в проектной документации согласно приказу Минприроды РФ от 27.10.2010 г. № 464. Согласование документации осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118.

Согласно ст. 2.3 Закона РФ «О недрах» участок недр, предоставленный АО «ОХК «Уралхим» по лицензии КИР 16038 ЗП, не относится к участкам недр местного значения и поэтом проектная документация по его эксплуатации подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом, в данном случае непосредственно с Роснедра либо Приволжскнедра.

В целом отмечает, что Закон «О недрах» не позволяет осуществлять неконтролируемый сброс загрязняющих веществ в недра, поэтому законом предусмотрена обязанность недропользователей согласовывать любую проектную документацию, связанную с пользованием недрами, с органами Роснедр с целью предотвращения их загрязнения (ст. 23.2).

Обращает внимание на абз. 3 раздела 5.1.1 проекта «Техническое перевооружение цеха № 71. Обессоливание воды ионнобменным способом (объект размещения сточных вод в пласты горных пород)» 2014 года и указывает, что согласно проекту на захоронение поступают кислые регенераты Н-фильтров, щелочные регенераты ОН-фильтров с установки непрерывной сорбции, неочищенный конденсат сокового пара, химгрязные стоки, отработанный раствор нитрата аммония и иные загрязняющие вещества.

Настаивает, что в соответствии с ч. 5 ст. 12 Закона РФ «О недрах» условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Учитывая, что в лицензии на пользовании недрами КИР 16038 ЗП не установлены условия, оговаривающие прекращение действия условий пользования недрами - пп. 1 п. 3.3, п. 4.2 и п. 3.2.10, то, соответственно, они действуют до внесения изменений в условия пользования недрами либо их исключения. Неисполнение условий является длящимся правонарушением.

В период с 29.03.2016 г. и до окончания проведения плановой выездной проверки АО «ОХК» Уралхим» не приняты меры по выполнению условий пользования недрами, не согласованы проекты с Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) либо с его территориальным органом в соответствии с требованиями Положения и пп. 1 п. 3.3, п. 4.2 Условий пользования недрами, а проект на ликвидацию полигона подземного размещения промышленных сточных вод находится только в стадии разработки.

Считает, что в постановлении об административном правонарушении указаны основания, по которым общество привлечено к административной ответственности, изложено, какие нормы права нарушены обществом при пользовании недрами по лицензии КИР 16038 ЗП, материалы исследованы и включены в состав дела, а, следовательно, требования, установленные ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, выполнены.

Полагает, что в судебном решении неверно изложено его мнение, так как он пояснял, что недропользователь обязан исполнить условия пользования недрами даже уже с прошедшими срокам и даже по тем условиям, которые были установлены для правопредшественника изначально, и, соответственно, АО «ОХК «Уралхим» несет ответственность, в том числе административную, по невыполненным обязательствам в течение всего пользования недрами до момента их выполнения либо исключения. Отмечает, что обязанности выполнения всех условий пользования недрами
недропользователем заложены в ч. 7 ст. 9 и ч. 4 ст. 12 Закона РФ «О недрах».

Находит, что при вынесении решения судьей не исследован вопрос нарушения АО «ОХК «Уралхим» п. 3.2.10 Условий пользования недрам к лицензии КИР 16038 ЗП.

Юридическое лицо, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, - АО «ОХК «УРАЛХИМ», его защитники Смышляев Г.Л. и Светличный П.В., а также ст. государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Ст. государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 в судебное заседание не явился, заявлений о его отложении не представил. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося должностного лица.

Защитники АО «ОХК «УРАЛХИМ» Смышляев Г.Л. и Светличный П.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали, привели доводы, аналогичные изложенным в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, рассмотренной судьей районного суда (л.д. 2 - 7), и письменных доводах о незаконности привлечения АО «ОХК «УРАЛХИМ» к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ (л.д. 195 - 198), просили оставить состоявшееся судебное решение без изменения, представив в подтверждение своей позиции дополнительные документы.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные материалы, проверив доводы жалобы и заслушав участников судебного заседания, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Часть 2 ст. 7.3 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент вменяемого АО «ОХК «Уралхим» нарушения, предусматривает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Согласно преамбуле Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ «О недрах» недра предоставляются в пользование, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В силу ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Частью 2 ст. 22 Закона «О недрах» предусмотрено, что пользователь недр обязан, помимо прочего, обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (п. 1); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (п. 7); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (п. 10).

Статьей 23 Закона РФ «О недрах» установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, в том числе: обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр (п. 2); предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд (п. 8); соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9).

В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Пункт 5 указанного Положения предусматривает, что проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия).

Согласно пп. «г» п. 8 Положения комиссия осуществляет согласование проектной документации, за исключением документации по участкам недр местного значения, в том числе в отношении такого вида пользования недрами как строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В силу п. 11 Положения при пользовании недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, согласованию с комиссией подлежит проектная документация в отношении: а) строительства и эксплуатации в пластах горных пород различных видов хранилищ углеводородного сырья и продуктов его переработки; б) размещения отходов производства и потребления; в) захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов.

Пунктом 14 Положения установлено, что требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

В соответствии с п. 14 Положения приказом Минприроды РФ от 27.10.2010 г. № 464 утверждены требования к структуре и оформлению проектной документации на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, раздел II которых содержит требования к структуре технического проекта на строительство и эксплуатацию подземных сооружений.

Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94 утверждены Правила охраны подземных водных объектов, пункт 2 которых предусматривает, что охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя, помимо прочего, определение объемов сточных вод, размещаемых в подземных водных объектах, которые не используются и не могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией (пп. «ж» п. 2).

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с приказом заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 18.09.2020 г. и приказа от 23.09.2020 г. в период с 1 по 28 октября 2020 г. проведена плановая выездная проверка в отношении АО «ОХК «УРАЛХИМ» (филиал «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Кирово-Чепецке) по месту фактического осуществления деятельности в г. Кирово-Чепецке Кировской области.

По результатам проверки 18.11.2020 г. должностными лицами Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора составлен акт проверки , а 30.11.2020 г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении АО «ОХК «УРАЛХИМ».

14.12.2020 г. ст. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 вынесено постановление -Ю по делу об административном правонарушении, согласно которому АО «ОХК «УРАЛХИМ» признано виновным в совершении данного административного правонарушения.

В соответствии с указанным постановлением административное правонарушение выразилось в следующем.

18.11.2020 г. в 14 час. 00 мин. в ходе проведения плановой выездной проверки Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора выявлено, что АО «ОХК «УРАЛХИМ» по состоянию на 28.10.2020 г. осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией КИР 16038 ЗП, а именно, на участке недр на территории комбината <адрес> в нарушение:

- пп. 1 п. 3.3 Условий пользования недрам к лицензии КИР 16038 ЗП - осуществляет захоронение промышленных сточных вод в отсутствие согласованной и утвержденной в установленном порядке с органами Роснедр проектной документации на захоронение промышленных стоков;

- п. 4.2 Условий пользования недрам к лицензии КИР 16038 ЗП - осуществляет захоронение промышленных сточных вод в отсутствие согласованной и утвержденной в установленном порядке с органами Роснедр проектной документации на захоронение промышленных стоков, в части содержания требований по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с размещением промышленных стоков;

- п. 3.2.10 Условий пользования недрам к лицензии КИР 16038 ЗП - не разработан и не утвержден в срок до 01.07.2012 г. проект ликвидационных работ на полигоне захоронения стоков с необходимыми согласованиями и экспертизами.

АО «ОХК «УРАЛХИМ» осуществляет пользование недрами на основании лицензии КИР 16038 ЗП на право пользования недрами с целью размещения промышленных сточных вод в пласты горных пород (дата государственной регистрации 29.03.2016 г., срок окончания действия лицензии 31.12.2021 г.).

Согласно пп. 1 п. 3.3 Условий пользования недрами к лицензии КИР 16038 ЗП (приложение № 1) проведение полевых работ по размещению промышленных стоков разрешается при наличии утвержденного в установленном порядке проекта соответствующих видов работ, прошедшего необходимые согласования и экспертизы.

Пунктом 4.2 Условий пользования недрами к лицензии КИР 16038 ЗП (приложение № 1) установлено, что основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с размещением промышленных стоков, должны устанавливаться в проектных документах соответствующих видов работ, прошедших необходимые согласования и экспертизы.

Срок действия проекта «Технический проект строительства полигона подземного захоронения жидких промышленных отходовпредприятия п/я А-1619», 1981 года истек в 2012 году.

Проект «Техническое перевооружение цеха № 71. Обессоливание воды ионнобменным способом (объект размещения сточных вод в пласты горных пород)», 2014 год, шифр 005-14, не согласован с Роснедра либо его территориальным органом.

В соответствии с п. 3.4 Экспертного заключения (неотъемлемое приложение № 1 к протоколу ГКЗ Роснедра от 05.10.2012 г. ) недропользователю рекомендовано скорректировать при необходимости проектный документ на эксплуатацию полигона захоронения и утвердить его в установленном порядке.

Пунктом 3.2.10 Условий пользования недрами к лицензии КИР 16038 ЗП установлено требование о разработке и утверждении филиалом «КЧКХ» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в срок до 01.07.2012 г. проекта ликвидационных работ на полигоне захоронения стоков с необходимыми согласованиями и экспертизами. При этом лицензия КИР 16038 ЗП предоставлена АО «УРАЛХИМ» на основании ст.ст. 10.1, 17.1 Закона РФ «О недрах» в связи с переоформлением лицензии КИР 15157 ЗП с ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината». Дополнением к лицензии КИР 15157 ЗП, зарегистрированным 28.02.2012 г. за Роснедра, пункт 3.2 ст. 3 Условий пользования недрами дополнен пп. 3.2.10 следующего содержания: «3.2.10 Не позднее 01.07.2012 г. Владелец лицензии должен разработать и утвердить в установленном порядке проект ликвидационных работ на полигоне захоронения стоков, получив необходимые согласования и экспертизы».

По состоянию на 28.10.2020 г. проект ликвидации полигона захоронения стоков не подготовлен. В Условия пользования недрами к лицензии КИР 16038 ЗП изменения не вносились, несмотря на наличие права недропользователя обращаться в Роснедра и его территориальный орган с таким заявлением.

На основании изложенного должностным лицом сделан вывод, что АО «ОХК «УРАЛХИМ» осуществляло пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, нарушив п.п. 1, 7, 10 ч. 2 ст. 22, п.п. 2, 3, 9 ч. 2 ст. 23, ст. 23.2 Закона РФ «О недрах»; п. 5, пп. «г» п. 8, п. 11 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами; пп. «ж» п. 2 Правила охраны подземных водных объектов, а, следовательно, в действиях (бездействии) АО «ОХК «УРАЛХИМ» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу защитника АО «ОХК «УРАЛХИМ», судья районного суда пришел к выводу, что в нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.11 КоАП РФ ст. государственным инспектором ФИО1 при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица не были выяснены в полном объеме все обстоятельства, необходимые для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, а также не дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам.

Так, при рассмотрении дела должностное лицо государственного органа должно было установить факт непосредственного пользования АО «ОХК «УРАЛХИМ» недрами и совершения при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, однако этого сделано не было.

В частности, Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в материалы дела представлено обращение, адресованное Федеральному агентству по недропользованию (Роснедра), о даче разъяснений о том, какая именно проектная документация, установленная в п. 11 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, требующая согласования с Роснедра либо его территориальным органом, предусмотрена условиями лицензии КИР 16038 ЗП в пп. 1 п. 3.3 и п. 4.2 (л.д. 215 - 217, 218).

Сам по себе факт данного обращения свидетельствует о наличии у административного органа сомнений в обоснованности привлечения АО «ОХК «УРАЛХИМ» к административной ответственности. При этом ответ на данное обращение административным органом представлен не был.

Проанализировав обстоятельства дела и представленные доказательства, судья первой инстанции установил, что исследованные материалы не содержат доказательств, которые бы однозначно и бесспорно, как того требует ст. 26.11 КоАП РФ, указывали на наличие у АО «ОХК «УРАЛХИМ» обязанности согласования проекта на техническое перевооружение с Роснедрами либо его территориальным органом, а в постановлении отсутствуют ссылки на нормативные акты, безусловно указывающие на необходимость согласования проектной документации в предлагаемом должностным лицом порядке.

Доводы жалобы ст. государственного инспектора ФИО1 аналогичны доводам, содержащимся в его отзыве на жалобу АО «ОХК «УРАЛХИМ» (л.д. 110 - 115) с дополнением к нему (л.д. 235 - 240), и оценивались судьей первой инстанции, который не усмотрел оснований согласиться с ними.

Не усматриваю таких оснований и при рассмотрении жалобы должностного лица, поданной в Кировский областной суд, поскольку согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению по делу АО «ОХК «УРАЛХИМ» не обеспечило выполнение пп. 1 п. 3.3, п. 4.2 и п. 3.2.10 Условий пользования недрами к лицензии КИР 16038 ЗП, однако данное обстоятельство подтверждения в судебном заседании не нашло.

Выданная АО «ОХК «УРАЛХИМ» лицензия КИР 16038 ЗП (л.д. 25 - 26) разрешает юридическому лицу до 31.12.2021 г. размещать промышленные сточные воды в пласты горных пород на территории комбината г. Кирово-Чепецк Кировской области, а положения пп. 1 п. 3.3 и п. 4.2 Условий пользования недрами с целью указанного размещения промышленных сточных вод (л.д. 27 - 33), являющихся неотъемлемой составной частью лицензии, обязывают владельца лицензии иметь при проведении работ, связанных с размещением стоков, утвержденные проектные документы таких работ. При этом из содержания данных положений Условий пользования недрами следует, что согласование соответствующих проектов осуществляется при наличии необходимости.

В соответствии с представленными материалами дела, в том числе: сведениями об участке недр (приложение № 6 к лицензии КИР 16038 ЗП) (л.д. 118), актом проверки от 18.11.2020 г. , размещение промышленных сточных вод в пласты горных пород является неотъемлемой составной частью технологического процесса химического производства, как наиболее эффективный способ утилизации. Пользование недрами в пределах предоставленного участка недр осуществляется АО «ОХК «УРАЛХИМ» на промплощадке филиала «КЧХК» в г. Кирово-Чепецке на основании следующих документов:

- «Технический проект строительства полигона подземного захоронения жидких промышленных отходов предприятия », 1981 года (срок действия проекта истек в 2012 году);

- «Обоснование продления проектных сроков эксплуатации глубокого хранилища (полигона глубинного размещения) промышленных сточных вод ОАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химкомбината» до 2021 года», 2011 год, положительное заключение экспертной комиссии утверждено ГКЗ Роснедра (протокол от 05.10.2012 г. );

- «Проект горного отвода недр для размещения промышленных сточных вод в пластах горных пород в Кирово-Чепецком районе Кировской области», 2017 год, согласован письмом Западно-Уральского Управления Ростехнадзора от 28.12.2017 г. ;

- «Техническое перевооружение площадки цеха № 71. Обессоливание воды ионообменным способом (объект размещения промышленных сточных вод в пласты горных пород)», 2014 год, шифр 005-14, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности peг. номер , документ утвержден распоряжением ЗАО «Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» от 25.03.2014 г. ;

- «Постоянный технологический регламент полигона подземного размещения промышленных сточных вод» 2015 года, с изменениями №№ 1 - 6;

- «Программа мониторинга состояния недр», 2017 год, согласована письмом Приволжскнедра от 24.07.2017 г. № ПФО-01-01-09/1110, утверждена главным инженером филиала «КЧХК» в г. Кирово-Чепецке АО «Уралхим».

Вместе с тем, по мнению должностного лица административного органа, проект «Техническое перевооружение площадки цеха № 71. Обессоливание воды ионообменным способом (объект размещения промышленных сточных вод в пласты горных пород)», 2014 год, шифр 005-14, должен быть согласован Роснедра либо его территориальным органом, однако такого согласования АО «ОХК «УРАЛХИМ» проведено не было, чем нарушены пп. 1 п. 3.3 и п. 4.2 Условий пользования недрами к лицензии КИР 16038 ЗП.

При этом должностным лицом проигнорированы требования п. 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118, где содержится закрытый перечень случаев, в которых проектная документация при пользовании недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. К таким случаям относятся: строительство и эксплуатация в пластах горных пород различных видов хранилищ углеводородного сырья и продуктов его переработки; размещение отходов производства и потребления; захоронение радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов.

Размещение промышленных сточных вод в пласты горных пород в указанном перечне отсутствует, а, следовательно, доводы защитников юридического лица о том, что указанная выше документация не относится к видам проектной документации, подлежащей согласованию, заслуживают внимания. Доказательств обратного административным органом не представлено.

Кроме того, как следует из дополнительно представленной в Кировский областной суд копии ответа Приволжскнедра на заявление директора филиала «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Кирово-Чепецке от 31.03.2021 г., представленный на согласование вид проектной документации «Дополнение к «Техническому проекту строительства полигона подземного захоронения жидких промышленных отходов предприятия . Сроки и условия выполнения работ по ликвидации полигона подземного размещения сточных вод в филиале «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Кирово-Чепецке» отсутствует в разделе II постановления Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами», в связи с чем данная проектная документация возвращается без рассмотрения.

Ссылки автора жалобы на то, что размещение промышленных стоков является фактически размещением отходов производства в пласты горных пород, основаны на косвенных умозаключениях, которые не носят объективный характер. Отождествление понятий «сточные воды» и «отходы» не обосновано, так как в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 г. № 242, отсутствует такой вид отхода как «сточные воды».

С учетом изложенного, вывод судьи районного суда о том, что факт нарушения АО «ОХК «УРАЛХИМ» пп. 1 п. 3.3 и п. 4.2 Условий пользования недрами к лицензии КИР 16038 ЗП не основан на представленных доказательствах, является правильным.

Также, вопреки доводам жалобы, в судебном решении содержаться выводы относительно вменявшегося юридическому лицу нарушения п. 3.2.10 Условий пользования недрами к лицензии КИР 16038 ЗП, обязывающего АО «ОХК «УРАЛХИМ» как владельца лицензии не позднее 01.07.2012 г. разработать и утвердить в установленном порядке проект ликвидационных работ на полигоне захоронения стоков, получив необходимые согласования и экспертизы.

Полагаю, что судья районного суда, изучив доводы административного органа и привлекаемого к ответственности юридического лица, пришел к верному выводу о необоснованности вменения АО «ОХК «УРАЛХИМ», оформившему лицензию на пользование недрами в 2016 г., невыполнения требования, срок исполнения которого истек 01.07.2012 г., при условии отсутствия в лицензии нового срока, актуального к моменту оформления лицензии, поскольку такое требование ставит АО «ОХК «УРАЛХИМ» в положение, при котором общество ни при каких обстоятельствах не сможет соблюсти данный срок.

Наличие в лицензии требования, обусловленного сроком действия ранее выданной лицензии КИР 15157 ЗП (л.д. 57 - 68; материалы судебного заседания), продленным Федеральным агентством по недропользованию до 31.12.2021 г., и сроком окончания использования полигона, который также был перенесен, поскольку 17.10.2012 г. заместителем руководителя указанного агентства утвержден протокол Государственной комиссии по полезным ископаемым (ГКЗ Роснедра), которым подтверждена возможность промышленной эксплуатации участка полигона промстоков до конца 2021 г. и рекомендовано недропользователю обратиться в Роснедра с мотивированной просьбой о продлении срока действия лицензии КИР 15157 ЗП (л.д. 163 - 178), не позволяет сделать вывод о виновности АО «ОХК «УРАЛХИМ» в нарушении данного лицензионного условия, поскольку в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вместе с тем, требование, содержащее в пункте 3.2.10 Условий пользования недрами к действующей в настоящее время лицензии КИР 16038 ЗП, заведомо не могло быть выполнено АО «ОХК «УРАЛХИМ» к указанному в нем сроку.

С учетом изложенного, поскольку выполнение обязанности юридического лица разработать и утвердить в установленном порядке проект ликвидационных работ на полигоне захоронения стоков не ограничено конкретной датой, АО «ОХК «УРАЛХИМ» имеет возможность выполнить данное условие в переделах срока действия лицензии.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах судья районного суда принял законное и обоснованное решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Кроме того, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Из данных норм, с учетом положений ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ, следует, что по жалобе должностного лица, вынесшего постановление по делу, состоявшееся решение судьи может быть отменено только в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы жалобы сводятся фактически к несогласию с прекращением производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «ОХК «УРАЛХИМ», однако не свидетельствуют о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Из материалов дела также не усматривается, что судьей при рассмотрении дела допущены существенные нарушения процессуальных требований.

Иное толкование закона и другая оценка обстоятельств дела автором жалобы не свидетельствуют о незаконности судебного решения и не могут служить основанием для его отмены.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 24 марта 2021 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 от 14 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ОХК «УРАЛХИМ», оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев