Председательствующий: Кулешов А.А. Дело № 77-387(248)/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
03 сентября 2013 года г. Омск
Судья Омского областного суда Иволгина Н.В.,
при секретаре Кабардиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1, __________ года рождения, уроженки _______________, работающей ________ ООО «_________», зарегистрированной и проживающей по адресу: _______________________, на решение судьи Азовского районного суда Омской области от 07 августа 2013 года, которым постановлено:
«Постановление № 30 от 24 июня 2013 г. главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору ____________ о привлечении к административной ответственности ____________а ООО «_________» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ____________а ООО «_________» ФИО1 без удовлетворения»,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Азовского района по пожарному надзору ____________ № __ от 24.06.2013 ФИО1 – ____________ ООО «_________», признана виновной в том, что 27.05.2013 в __час.__мин. при проведении плановой выездной проверки в здании магазина по адресу: ___________________________ (____________ магазина является ФИО1), были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренных п.п.3,6,21,36,61,63,475,478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п.4.15 табл.1 СП 4.13130.2009, п.8.9 СП 8.13130.2009, ч.ч.3,4 ст.ст.4,6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно:
руководителем организации не утверждена (отсутствует) инструкция о мерах пожарной безопасности;
на объекте лица (работники) приступили к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности путём противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
в административных и общественных помещениях здания руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;
руководитель организации не обеспечил не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации;
- на объекте не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматическая пожарная сигнализация);
руководитель организации не обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий строительных конструкций. Не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год;
имеющиеся на объекте огнетушители № 3,4,5,7 не имеют паспорта;
руководитель организации не обеспечил периодичность осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей № 3,4,5,7;
учёт наличия, периодичность осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведётся в специальном журнале, произвольной формы;
временные постройки, металлические контейнеры в количестве 2-х штук размещены от здания магазина менее 8 метров, фактически вплотную;
временная постройка (помещение) используемое, как склад, размещены от здания магазина менее 8 метров, фактически вплотную;
руководитель организации не обеспечил исправность огнетушителя ОП4(5) с порядковым номером 7, расположенного во временном строении (складе), стрелка манометра находится в положении ноль;
руководитель организации не обеспечил периодичность осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей № 3,4,5,7;
руководитель организации не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учётом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);
помещение коридора здания, являющегося путём эвакуации и ведущее к эвакуационному выходу загромождено картонными коробками, полками с горючими материалами.
Действия ФИО1 квалифицированы по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере _________ рублей.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что в нарушение ст.195 и ст.198 ГПК РФ в решении суда не приведены мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства. В нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ представитель ЗАО «____________________» не был уведомлен о фактической дате проведения проверки 27.05.2013, а ООО «_________» не было уведомлено о проверки вообще. После получения органом пожарного надзора информации о передаче здания в аренду ОНД по Азовскому району в силу положений Приказа МЧС России от 28.06.2012 № 375 должны былы направить в адрес арендатора - ООО «_________», копию распоряжения о проведении проверки, назначить время проведения проверки и провести ее в присутствии законного представителя Общества. Акт проверки № __ составлялся 27.05.2013 в отсутствие представителя ООО «_________» или ЗАО «____________________».
Изучив материалы дела, заслушав пояснения …., проверив доводы жалобы, судья Омского областного суда находит постановление судьи районного суда по делу об административном правонарушении законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении были соблюдены.
Части 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ предусматривают ответственность за:
нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи;
нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования - пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ч. 2 ст. 37 указанного Федерального закона организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 3 Правил противопожарного режима в РФ лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (п. 6 Правил противопожарного режима в РФ).
В соответствии с п. 21 указанных Правил руководитель организации обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год.
В силу п. 61 Правил противопожарного режима в РФ при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается, в том числе, загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 61 Правил противопожарного режима в РФ).
Согласно п.63 указанных Правил руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
В силу п.475 Правил противопожарного режима в РФ каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.
Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой роторного типа.
В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов от пожаров.
Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы (п. 478 Правил противопожарного режима в РФ).
Согласно п.4.15 СП 4.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 174, размещение временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в таблице 1, кроме специально оговоренных случаев.
Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения требований пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих требований должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ явилось то, что 27.05.2013 в __час.__мин. при проведении плановой выездной проверки в здании магазина по адресу: ___________________________, ____________ магазина является ФИО1, были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: руководителем организации не утверждена (отсутствует) инструкция о мерах пожарной безопасности; на объекте лица (работники) приступили к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности путём противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума; в административных и общественных помещениях здания руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны; руководитель организации не обеспечил не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации; на объекте не хранится исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (автоматическая пожарная сигнализация); руководитель организации не обеспечивает устранение нарушений огнезащитных покрытий строительных конструкций. Не осуществляется проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 2 раз в год; имеющиеся на объекте огнетушители № 3,4,5,7 не имеют паспорта; руководитель организации не обеспечил периодичность осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей № 3,4,5,7; учёт наличия, периодичность осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведётся в специальном журнале, произвольной формы; временные постройки, металлические контейнеры в количестве 2-х штук размещены от здания магазина менее 8 метров, фактически вплотную; временная постройка (помещение) используемое, как склад, размещены от здания магазина менее 8 метров, фактически вплотную; руководитель организации не обеспечил исправность огнетушителя ОП4(5) с порядковым номером 7, расположенного во временном строении (складе), стрелка манометра находится в положении ноль; руководитель организации не обеспечил периодичность осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей № 3,4,5,7; руководитель организации не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учётом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией); помещение коридора здания, являющегося путём эвакуации и ведущее к эвакуационному выходу загромождено картонными коробками, полками с горючими материалами.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколами об административном правонарушении № ________ от 11.05.2013 (л.д.________); распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя № 38 от 25.04.2013 (л.д.______); актом проверки № __ от 27.05.2013 (л.д.________); протоколом осмотра от 07.05.2013 (л.д. ____) и др.
Из материалов дела следует, что здание магазина, расположенное по адресу: ________________________, принадлежит на праве собственности ОАО «____________________» (л.д. __).
Согласно договору аренды № ___ от 01.11.2012, заключенному между ООО _________» (арендатор) и ЗАО «____________________» (арендодатель), Арендодателем за плату во временное владение и пользование арендатора предоставлено помещение, расположенное по адресу: __________________. Цель аренды – розничная торговля. Срок аренды с 01.11.2012 по 01.10.2013 (л.д.____).
В силу п.2.2 указанного договора аренды Арендатор обязуется содержать пожарную и охранную сигнализацию в исправном состоянии (в случае ее отсутствия самостоятельно и за счет собственных средств и сил произвести монтаж); соблюдать требования и предписания государственных органов контроля и надзора: Госгортехнадзора, СЭС, противопожарного надзора и нести самостоятельно за допущенные нарушения в соответствии с законодательными актами РФ.
Наличие выявленных нарушений ФИО1 фактически не оспаривает, ссылаясь лишь на нарушение процессуальных норм при проведении проверки, а именно: проверка проведена в отсутствие, как представителя ООО «_________», так и представителя ЗАО «____________________».
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Частью 12 статьи 9 указанного Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Из материалов дела усматривается, что плановая проверка проводилась в отношении ЗАО «____________________», являющегося собственником здания магазина, расположенного по адресу: ________________________.
25 апреля 2013 года в отношении ОАО «____________________», которое является правообладателем объекта защиты по адресу: ________________________, было вынесено распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя № __. В распоряжении указано о проведении проверки с 20 мая 2013 года по 31 мая 2013 года.
07 мая 2013 года копия указанного распоряжения была направлена генеральному директору ОАО «____________________» __________ и получена секретарем Общества ____________ в этот же день.
Пунктом 2 статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом 2 «б» пункта 2 части 2 статьи 10 названного Закона.
27 мая 2013 произведен осмотр указанного магазина и составлен протокол осмотра.
Статья 27.8 КоАП РФ предусматривает, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя и его представителя и двух понятых.
Из текста статьи 27.8 КоАП РФ следует, что закон требует обеспечить присутствие (не участие) законного представителя либо иного представителя лица.
Исходя из цели применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, при буквальном толковании ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, работнику для присутствия при осмотре не требуется каких-либо полномочий. Данная мера, прежде всего, направлена на пресечение правонарушения и фиксацию доказательств, поэтому ее применение не предполагает активного участия самого лица или его представителя.
Законодатель использовал именно термин «представитель», а не «законный представитель».
Под представителем понимается любой сотрудник юридического лица или работник предпринимателя, выполняющий на момент проведения осмотра функции старшего. При этом действующим законодательством не установлены требования к наличию у соответствующего лица специальной доверенности на участие в совершаемом контрольном мероприятии.
Из протокола осмотра от 27.05.2013 видно, что осмотр здания магазина по адресу по адресу: ____________________________, производился в присутствии старшего продавца ___________ и двух понятых. Протокол осмотра подписан понятыми и старшим продавцом. Следовательно, осмотр произведен в соответствии с законом.
В тот же день – 27.05.2013, составлен акт проверки № __, из которого следует, что при проведении проверки присутствовал представитель ЗАО «____________________» по доверенности ___________. Копия данного акта проверки направлена генеральному директору ЗАО «____________________» заказным письмом и получена 01.06.2013 (л.д.___).
29 мая 2013 года государственным инспектором Азовского района по пожарному надзору установлено, что здание магазина по адресу ____________ у ЗАО «____________________» арендует ООО «_________», ____________ которого является ФИО1 Инспектором установлено, что в соответствии с договором аренды № ___ от 01.11.2012 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет арендатор, то есть ООО «_________». В связи с этим вынесено определение о возбуждении административного дела о нарушении требований в области пожарной безопасности № __ в отношении ____________ ООО «_________» ФИО1
В этот же день – 29.05.2013, вынесено определение о вызове ФИО1 для составления протоколов об административных правонарушениях 11.06.2013 к __ часам.
Указанные определения были направлены почтой ____________ ООО «_________» ФИО1 и получены представителем по доверенности ____________ 04.06.2013 (л.д. __).
11 июня 2013 года ФИО1 присутствовала при составлении протоколов об административных правонарушениях №№ _________, копии данных протоколов ею были получены.
В тот же день – 11.06.2013, было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, рассмотрение дела назначено на 24.06.2013 в __час.__мин. Копия данного определения также была лично получена ФИО1
24 июня 2013 года при вынесении постановления по делу ФИО1 не присутствовала. Копия данного постановления была ей направлена почтой, и получена лично 04.07.2013 (л.д. ___).
Таким образом, при проведении проверки нарушений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и КоАП РФ административным органом не допущено.
ФИО1 является ____________ ООО «_________» и в силу должностных обязанностей решает вопросы руководством Обществом.
Всем доказательствам по делу об административном правонарушении судьей районного суда дана надлежащая оценка. В связи с этим обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.ч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ сомнений не вызывает.
Санкция ч.1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
ч.3 ст.20.4 КоАП РФ - наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
ч.4 ст.20.4 КоАП РФ - наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно ч.2 ст.4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Наказание ФИО1 назначено в пределах требований законодательства, с учетом обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Ссылки в жалобе на нормы ГПК РФ в данном случае не применимы, поскольку производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с процессуальными нормами, содержащимися в КоАП РФ.
Существенных нарушений норм КоАП РФ при вынесении решения по делу об административном правонарушении не усматривается.
При изложенных выше обстоятельствах решение судьи Азовского районного суда Омской области является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Азовского районного суда Омской области от 07 августа 2013 года оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Омского областного суда - Н.В.Иволгина