Судья: Жаргакова Д.Е. Дело № <...>
РЕШЕНИЕ
<...> г. Омск
Судья О. областного суда Старостина Г.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении А. Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области по жалобе временно исполняющей полномочия Главы Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области Косьевой Е. В. на решение судьи Большеуковского районного суда О. области от <...>,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора <...> по пожарному надзору от <...>А. Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области (далее – А.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере № <...> рублей.
Временно исполняющая полномочия Главы А. К.<...>. обжаловала постановление в районный суд.
Решением судьи Большеуковского районного суда Омской области от <...> жалоба временно исполняющей полномочия Главы А. К.<...> удовлетворена частично; вышеназванное постановление изменено путем исключения указания на нарушение - в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни <...>, предназначенной, в том числе для нужд пожаротушения, не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, временно исполняющая полномочия Главы А. К.<...> просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении имеются существенные недостатки, а именно: место совершения административного правонарушения определено территорией общего пользования, конкретное место не установлено, что влечет возникновение противоречий в определении субъекта административной ответственности, поскольку землепользователи и землевладельцы самостоятельно несут ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности на принадлежащих им земельных участках. В постановлении также не указано место совершения административного правонарушения. Ссылается на невозможность выполнения требований по устройству противопожарной минерализованной полосы на день фиксации административного правонарушения вследствие погодных условий.
В возражениях на жалобу должностное лицо, вынесшее постановление по делу, просит решение судьи районного суда оставить без изменения.
Законный представитель или защитник А., представитель административного органа в рассмотрении жалобы участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 названной статьи.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от <...> № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ, пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Из положений ст. 19 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу п. 9 ст. 14 Федерального закона от <...> № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросу местного значения городского поселения.
Постановлением Правительства РФ от <...>№ <...> утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила противопожарного режима), в соответствии с п. 48 которых, направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Согласно п. 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее – территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
В соответствии с абз. 2 п. 70 Правил противопожарного режима в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора О. области по пожарному надзору Юрова И.Е.№ <...> от <...>, с целью исполнения указания заместителя Министра МЧС России – главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору Супруновского А.М.№ <...> от <...> в соответствии с протоколом оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий» от <...>, утвержденного Президентом Российской Федерации № Пр-267 от <...>, в отношении А. Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области в период с <...> по <...> проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которых выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в целях исключения возможного перехода природных пожаров вокруг населенного пункта села Аев Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее № <...> метров, а имеющаяся противопожарная минерализованная полоса в границах всего населенного пункта не обновлена (фактически имеется участок противопожарной минерализованной полосы шириной № <...> метра, расположенный на восточной границе населенного пункта за <...>, а также сухая травянистая растительность по всей протяженности противопожарной минерализованной полосы);
- на территории общего пользования населенного пункта села Аев Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области не проведена уборка сухой растительности и покос травы (фактически имеются заросли сухой травянистой растительности за приусадебными участками частных домовладений по <...>);
- отсутствуют указатели направления движения к источнику противопожарного водоснабжения, расположенного в границах населенного пункта села Аев Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области, со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни села Аев Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области, предназначенной, в том числе для нужд пожаротушения, не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения;
- на территории общего пользования <...> сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области не проведена уборка сухой растительности и покос травы (фактически имеются заросли сухой травянистой растительности, как за приусадебными участками частных домовладений, так и между автомобильными дорогами и домовладениями по <...>;
- в целях исключения возможного перехода природных пожаров вокруг населенного пункта <...> сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области не создана вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее № <...> метров;
- отсутствуют указатели направления движения к источнику противопожарного водоснабжения, расположенного в границах населенного пункта <...> сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области, со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения;
- на территории общего пользования <...> сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области не проведена уборка сухой растительности и покос травы, фактически имеются заросли сухой травянистой растительности, как за приусадебными участками частных домовладений, так и между автомобильными дорогами и домовладениями по <...>;
- в целях исключения возможного перехода природных пожаров вокруг населенного пункта <...> сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области не создана вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее № <...> метров;
- на территории общего пользования села Листвяги Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области не проведена уборка сухой растительности и покос травы, фактически имеются заросли сухой травянистой растительности, как за приусадебными участками частных домовладений, так и между автомобильными дорогами и домовладениями по <...>;
- в целях исключения возможного перехода природных пожаров вокруг населенного пункта села Листвяги Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области не создана вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее № <...> метров;
- на территории общего пользования <...> в целях исключения возможного перехода природных пожаров вокруг населенного пункта не проведена уборка сухой растительности и покос травы, фактически имеются заросли сухой травянистой растительности, как за приусадебными участками частных домовладений, так и между автомобильными дорогами и домовладениями по <...>;
- в целях исключения возможного перехода природных пожаров вокруг населенного пункта <...> в целях исключения возможного перехода природных пожаров вокруг населенного пункта не создана вокруг населенного пункта противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров.
Выявленные нарушения послужили поводом для составления <...> в отношении А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также последующего привлечения А. к административной ответственности постановлением государственного инспектора <...> по пожарному надзору от <...>.
Рассматривая жалобу временно исполняющей полномочия Главы А., судья районного суда на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств, установил, что право собственности водонапорной башни, расположенной в селе Аев Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области, принадлежит Большеуковскому муниципальному району О. области, передавшему право владения и пользования указанной водонапорной башней обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис», в связи с чем исключил из постановления по делу об административном правонарушении указание на нарушение требований пожарной безопасности об отсутствии автономных резервных источников электроснабжения в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни села Аев Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области, предназначенной, в том числе для нужд пожаротушения.
В остальной части судья районного суда пришел к выводу о доказанности факта выявленных нарушений требований пожарной безопасности и виновности А..
Обстоятельства дела и виновность А. в совершении названного административного правонарушения установлены и подтверждаются: распоряжением заместителя главного государственного инспектора О. области по пожарному надзору от <...> (л.д. 16-17), актом проверки от <...> (л.д. 18-19); фотоматериалами (л.д. 20об-24об); протоколом об административном правонарушении от <...> (л.д. 27-29); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 33); Уставом Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области (л.д. 34-35), оцененными в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Деяние А. правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Устава Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
А., имея возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в присутствии законного представителя А., отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и позволяет установить событие административного правонарушения.
Вынесенное по делу постановление отвечает требования ст. 29.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что должностными лицами административного органа в составленных процессуальных документах не описано место совершения административного правонарушения, подлежат отклонению.
Местом совершения административного правонарушения считается место совершения противоправного действия независимо от места наступления последствий; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Объективная сторона совершенного А. административного правонарушения выражается в бездействии в виде неисполнения установленных правовым актом обязанностей, соответственно, исходя из разъяснений, содержащихся в подп. «з» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...>№ <...> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» местом совершения такого правонарушения является место нахождения юридического лица, определяемое в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес места нахождения А.: О. область, <...> о чем указано в протоколе об административном правонарушении от <...> и постановлении от <...>.
В свою очередь, при описании события административного правонарушения и установлении обстоятельств содеянного должностными лицами административного органа и судом указаны места наступления последствий бездействия А. – <...>.
При этом доводы жалобы А. сводятся к тому, что достоверно не установлено, что земельные участки, на которых имелась сухая травянистая растительность в указанных населенных пунктах, относятся к территории общего пользования.
Данные доводы являлись предметом тщательного изучения судьей районного суда и мотивированно отклонены.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда в этой части не имеется.
Вопреки доводам заявителя, из имеющихся в деле фотоматериалов, а также показаний государственного инспектора <...> по пожарному надзору Илюшкина Д.Н., непосредственно принимающего участие в проведении проверки, следует, что в процессе проведения проверки соблюдения требований пожарной безопасности осуществлялось обследование территории мест общего пользования в границах населенных пунктов Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области. Огражденная территория земельных участков, прилегающих к частным домам, не осматривалась (л.д. 157об.-158).
Законный представитель А. в ходе рассмотрения дела в районном подтвердила наличие сухой травянистой растительности, пояснив, что места, где имеется такая разительность находятся «на пустырях, за огородами» (л.д. 84). При составлении протокола об административном правонарушении также не ссылалась на выявление нарушений на территории, не относящейся к территории общего пользования (л.д. 20).
Таким образом, имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что сухая травянистая растительность располагалась в местах общего пользования в границах населенных пунктов, обеспечение первичных мер безопасности на которых, в том числе своевременная уборка сухой растительности и покос травы, относится к обязанности А., в связи с чем, последняя является надлежащим субъектом вменяемых ей нарушений требований правил пожарной безопасности.
Доводы заявителя о невозможности выполнения требований по устройству противопожарной минерализованной полосы вследствие погодных условий основаны на неверном толковании норм материального права.
Как следует из требований абз. 2 п. 70 Правил противопожарного режима, минерализованная полоса, служащая защитой территорий населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, должна быть в надлежащем состоянии до начала пожароопасного периода, в том числе, если в этот период установлен особый противопожарный режим.
В соответствии с п. 417 Правил противопожарного режима перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начало пожароопасного сезона ежегодно устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Ранее содержавшееся в вышеприведенном пункте положение о необходимости исходить из природно-климатических особенностей, связанных со сходом снежного покрова в лесах, исключено постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> с <...>.
Требования, аналогичные установленным абз. 2 п. 70 Правил противопожарного режима до <...> содержались в абз. 7 п. 63 названных Правил.
Приказом Министерства региональной безопасности О. области от <...>№ <...> утвержден перечень населенных пунктов О. области, подтвержденных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году, в который, в который включены <...> Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района (пункты 25-29).
При этом, Министерством региональной безопасности О. области в силу предоставленных полномочий природно-климатических особенности, связанные со сходом снежного покрова в лесах, учтены (пп. 3 п. 14 Положения о Министерстве региональной безопасности О. области, утвержденного Указом Г. О. области от <...>№ <...>).
Исходя из положений п. 4.2, п. 5.12, п. 5.13 <...> «Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования», утвержденного приказом Росстандарта от <...>№ <...>-ст, минерализованные полосы относятся к искусственным противопожарным барьерам, должны быть очищены от различных растительных горючих материалов и ежегодно подновляться до наступления пожароопасного периода в течение пожароопасного сезона. Минерализованные полосы могут создаваться различными способами.
Из пояснений должностных лиц административного органа, данных судье районного следует, что создание (обновление) минерализованных полос рациональнее производить в осенний период (л.д. 158 об).
В ходе проверки установлено наличие необновленной противопожарной минерализованной полосы шириной № <...> метра, вместо предусмотренных № <...> метров, только на восточной границе населенного пункта села Аев Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области, вокруг иных населенных пунктов наличие противопожарной минерализованной полосы не установлено.
Применительно к изложенному, создание (обновление) минерализованной полосы является законодательно установленной обязанностью, должно быть произведено до начала пожароопасного периода, в связи с чем доводы жалобы о неблагоприятных погодных условиях для устройства такой полосы являются безосновательными и подлежат отклонению.
Административное наказание по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ назначено в ниже низшего предела согласно ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по настоящему делу не усматривается.
Таким образом, жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Большеуковского районного суда О. области от <...> оставить без изменения, жалобу временно исполняющей полномочия Главы Аевского сельского поселения Большеуковского муниципального района О. области К. Е.В. – без удовлетворения.
Судья Г.Г. Старостина