ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-25/2013 от 01.02.2013 Томского областного суда (Томская область)

                                                                                    Томский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Кайгородов А.А. № 77-25/2013РЕШЕНИЕ   01 февраля 2013 года г. Томск

Судья Томского областного суда Антонов С.М., рассмотрев дело по жалобе Кулагина А.Н., действующего в защиту интересов Гришаевой Л. П., на постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 09 января 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Советского районного суда г. Томска от 09.01.2013 индивидуальный предприниматель Гришаева Л.П. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного приостановления деятельности в магазине по адресу: /__/, на 90 суток.

Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что индивидуальный предприниматель ФИО1 при осуществлении своей деятельности нарушила требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: в помещении стационарного магазина торговли отсутствуют централизованное водоснабжение и канализация; не созданы условия для соблюдения правил личной гигиены (отсутствуют туалет, раковина для мытья рук, не оборудована гардеробная для хранения верхней одежды, обуви, личных вещей); отсутствуют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке и которые используются в соответствии с прилагаемыми инструкциями; имеющийся в торговом зале холодильный прилавок для хранения тортов не оснащен термометром для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов.

Не согласившись с данным постановлением, защитник ФИО1 Кулагин А.Н. обратился с жалобой в областной суд, в которой просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указал, что вменяемый ФИО1 п.3.1 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" не содержит указание на обязанность иметь централизованное водоснабжение. Считает, что поставляемая ООО «/__/» питьевая вода и возможность для хозяйственных нужд использовать воду из сети централизованного водоснабжения ООО «/__/» обеспечивают магазин ФИО1 водой, что и является водоснабжением. Полагает, что имеется система канализации, которая состоит из ведра и мероприятий по доставке использованной воды до туалета. Правила личной гигиены соблюдены, имеется раковина для мытья рук, гардеробная, не выделенная в отдельное помещение. Туалет находится в 50 м от магазина. Холодильный прилавок для хранения товаров не оснащен термометром, так как для него не требуется дополнительный термометр, имеется регулировка, установленная производителем. Кроме того, имеется санитарно-эпидемиологическое заключение, согласно которому производство соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. С момента его выдачи ничего не изменилось.

В судебном заседании защитник ФИО1 Кулагин А.Н. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.

ФИО1 в судебном заседании также поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Томской области ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы. Просила постановление оставить без изменения.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела­­­ об административном правонарушении, заслушав явившихся участников, прихожу к выводу о том, что постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 09.01.2013 подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Свидетельством от 13.09.2004 серия /__/ подтверждается, что ФИО1 является индивидуальным предпринимателем.

В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 11 названного закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.

ГОСТ Р 51773-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятия торговли" устанавливает классификацию предприятий торговли и общие требования к предприятиям торговли различных видов и типов.

В соответствии с п.3.1 ГОСТ Р 51773-2009 предприятие торговли: объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям.

Согласно п.4.1 ГОСТ Р 51773-2009 предприятия торговли подразделяют на классификационные группы в зависимости от различных признаков, в том числе по виду торгового объекта – стационарные и нестационарные.

Из п.3.13 ГОСТ Р 51773-2009 следует, что стационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания (строения) с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Примечание - к стационарным торговым объектам относят предприятия оптовой и предприятия розничной торговли различных типов.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 арендует у индивидуального предпринимателя Кулагина А.Н. нежилое помещение (магазин) площадью /__/ кв.м, из них торговая – /__/ кв.м по адресу: /__/ (№1001 и №1002), предназначенное для торговли, что подтверждается договором аренды №11/12 от 01.11.2012 и актом приемки-передачи от 01.11.2012.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 17.09.2008 70 АБ 250810 Кулагин А.Н. является собственником указанного нежилого помещения.

В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского Кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Федеральный Закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дает разъяснение понятия «недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом» - это земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Учитывая, что право собственности на нежилое помещение (магазин) площадью /__/ кв.м по адресу: /__/ (№1001 и №1002), зарегистрировано в установленном законом порядке, данное нежилое помещение является недвижимым имуществом, в связи с чем является объектом, который связан с землей так, что его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

При таких обстоятельствах не вызывает сомнения, что нежилое помещение (магазин) площадью /__/ кв.м по адресу: /__/ (№1001 и №1002) - это стационарный торговый объект, так как данное помещение является недвижимым имуществом.

Пункт 3.1 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" устанавливает, что стационарные организации торговли обеспечиваются водоснабжением и канализацией. В организациях мелкорозничной сети условия водоснабжения и канализования должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.

Из анализа данных понятий следует, что стационарный торговый объект должен быть присоединен к сетям инженерно-технического обеспечения и обеспечен водоснабжением и канализацией.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Данная статья дает разъяснение следующим понятиям:

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п.2),

транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (п.26),

централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п.28),

нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно (п.12),

нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п.13).

Таким образом, обеспечение водоснабжением возможно при наличии водопроводных (канализационных) сетей, а также при наличии сооружений и устройств, позволяющих приготовить горячую воду либо сооружений и устройств технологически не связанных с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенных для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.

Из жалобы, а также пояснений следует, что для питья используется вода, поставляемая ООО «/__/», а для хозяйственных нужд используют воду из сети централизованного водоснабжения ООО «/__/». Использованная вода собирается в ведро и уносится в туалет, расположенный в 50 м от магазина.

Учитывая изложенное выше, вмененное нарушение пункта 3.1 СП 2.3.6.1066-01 в части отсутствия централизованного водоснабжения подлежит исключению.

Однако, организация водоотведения (канализация) невозможна без связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для этого. В связи с чем, учитывая отсутствие канализации в магазине по адресу: /__/, нарушение пункта 3.1 СП 2.3.6.1066-01 в данной части является установленным.

Пункт 3.9 СП 2.3.6.1066-01 предписывает, что все стационарные организации торговли оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук персонала. Организации торговли, торговой площадью более 1000 м2, оборудуются туалетами для посетителей. Туалеты для персонала и посетителей должны быть раздельными.

Из жалобы, а также объяснений ФИО1 и ее защитника Кулагина А.Н. следует, что ее стационарный торговый объект - магазин не имеет туалета. Имеется только раковина для мытья рук. Об этом свидетельствуют и представленные фотографии.

Указаний на то, какая должна быть раковина и как она должна снабжаться водой п.3.9 СП 2.3.6.1066-01 не содержит, а потому наличие любой раковины для мытья рук достаточно для исполнения данного требования.

В связи с чем, нарушение п. 3.9 СП 2.3.6.1066-01 в части отсутствия раковины для мытья рук подлежит исключению.

Довод о том, что туалет находится в 50 м от магазина и это допустимо, не принимается во внимание, так как стационарная организация торговли должна быть оборудована туалетом.

На основании п. 5 ст. 15 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п.13.5. СП 2.3.6.1066-01 работники организации торговли обязаны соблюдать правила личной гигиены, в том числе оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной.

В протоколе об административном правонарушении указано, что гардеробная не оборудована для хранения верхней одежды, обуви, личных вещей.

"Толковый словарь русского языка" ФИО3 толкует гардеробную как помещение в общественном здании для хранения верхней одежды посетителей.

ФИО1 и ее защитником Кулагиным А.Н. в судебном заседании не оспаривалось, что помещение для верхней одежды, обуви и головных уборов, личных вещей отсутствует.

Таким образом, учитывая изложенное, прихожу к выводу о нарушении индивидуальным предпринимателем ФИО1 п.13.5. СП 2.3.6.1066-01.

Что касается нарушение п.10.7 СП 2.3.6.1066-01, который регламентирует, что в организациях торговли применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре производителя, то их отсутствие ФИО1 подтвердила в судебном заседании 09.01.2012 (л.д.23), указав, что с данным нарушением согласна.

Довод жалобы о том, что не допустима установка в холодильном оборудовании термометра, не обоснован.

Так, п.6.2 СП 2.3.6.1066-01 указывает на то, что все холодильные установки в организациях торговли оснащаются термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов. Использование ртутных термометров для контроля работы холодильного оборудования не допускается. Охлаждаемые камеры рекомендуется оборудовать термореле и (или) системами автоматического регулирования и регистрации температурно-влажностного режима.

В связи с чем, отсутствие в холодильной установке термометра для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов является нарушением.

Кроме того, данное нарушение также было подтверждено в судебном заседании ФИО1 и ее защитником.

Утверждение о том, что санитарно-эпидемиологическое заключение №1857 от 30.09.2003 является доказательством соответствия магазина по адресу: /__/, не может быть принято во внимание, так как оно подтверждает отсутствие нарушений санитарно-эпидемиологических правил и норм на момент его выдачи – 2003.

При таких обстоятельствах действия индивидуального предпринимателя ФИО1 были правильно квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.

Таким образом, прихожу к выводу, что постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 09.01.2013 подлежит изменению, путем исключения из постановления указания на нарушение пункта 3.1 СП 2.3.6.1066-01 в части отсутствия централизованного водоснабжения и п. 3.9 СП 2.3.6.1066-01 в части отсутствия раковины для мытья рук.

Административное наказание назначено индивидуальному предпринимателю ФИО1 в максимальном пределе, установленном санкцией ст. 6.3 КоАП РФ. Однако, учитывая, что ранее индивидуальный предприниматель ФИО1 не привлекалась к административной ответственности, но совершила правонарушение посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, назначенное наказание в виде административного приостановления деятельности в магазине по адресу: /__/, на 90 суток считаю необходимым изменить, определив его в виде административного приостановления деятельности в указанном магазине на 30 суток.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 09 января 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 изменить.

Исключить из постановления указание на нарушение пункта 3.1 СП 2.3.6.1066-01 в части отсутствия централизованного водоснабжения и пункта 3.9 СП 2.3.6.1066-01 в части отсутствия раковины для мытья рук.

Назначить наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 в магазине, расположенном по адресу: /__/, на 30 (тридцать) суток.

В остальной части постановление судьи Советского районного суда г. Томска от 09 января 2013 года оставить без изменения.

Судья Томского

областного суда ФИО4