ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-26/24 от 18.01.2024 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Кожевникова И.П. Дело № 77-26/24 (77-1301/23)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 18 января 2024 года

Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова» Скрябиной И.Н. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 17 ноября 2023 года, принятое по жалобе на решение начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Дудниковой А.А. /Р от 29 августа 2023 года, вынесенное по жалобе на постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестерова Е.В. от 27 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова» (далее - ООО «ЖКХ г. Кирова»),

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестерова Е.В. от 27.06.2023 г. ООО «ЖКХ г. Кирова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 270.000 рублей.

Решением начальника государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ГЖИ Кировской области) Дудниковой А.А. от 29.08.2023 г. , вынесенным по жалобе защитника ООО «ЖКХ г. Кирова» Скрябиной И.Н., указанное постановление должностного лица изменено, размер назначенного наказания в виде административного штрафа снижен до 135.000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 17.11.2023 г., принятым по жалобе защитника ООО «ЖКХ г. Кирова» Скрябиной И.Н., решение начальника ГЖИ Кировской области Дудниковой А.А. от 29.08.2023 г. /Р и постановление заместителя начальника ГЖИ Кировской области Нестерова Е.В. от 27.06.2023 г. оставлены без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник ООО «ЖКХ г. Кирова» Скрябина И.Н. выражает несогласие с решением судьи, полагая, что постановление должностного лица ГЖИ Кировской области вынесено с нарушением порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, правил назначения административного наказания.

Утверждает, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя ООО «ЖКХ г. Кирова», не извещенного о возбуждении дела об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола; нарушен срок составления протокола об административном правонарушении, который в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ должен составляться немедленно после выявления правонарушения, при этом в нарушение ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в адрес ООО «ЖКХ г. Кирова» не поступала; права и обязанности лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его представителю не разъяснялись.

Считает, что проверка в отношении ООО «ЖКХ г. Кирова» проведена с грубым нарушением требований, установленных к организации и проведению проверок Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», выразившимся: в нарушении установленных сроков инспекционного визита; в ненадлежащем оформлении результатов проведенной проверки, в том числе в части оформления фототаблицы.

Так, в решении о проведении выездной проверки от 15.05.2023 г. срок проведения контрольного мероприятия установлен с 09 час. 45 мин. до 16 час. 00 мин. В направленном контролируемому лицу уведомлении указано на обеспечение присутствия законного представителя 17.05.2023 г. в период с 09 час. 45 мин. по адресу: <адрес>. Вместе с тем, анализ имеющегося протокола осмотра от 17.05.2023 г. показывает, что проверка оценки соблюдения обществом обязательных требований была проведена инспекцией 17.05.2023 г. с 09 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. В акте инспекционного визита срок его проведения также указан с 09 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. То есть выездная проверка проводилась должностным лицом за пределами сроков проверки, установленных решением заместителя начальника ГЖИ Кировской области.

Настаивает, что ГЖИ Кировской области нарушена процедура оформления процессуальных документов, отмечая, в частности, что: при проведении контрольного (надзорного) мероприятия не применялись технические средства, которые бы позволили точно отразить повреждения конструктивных элементов; не указано наименование технического средства, на которое производилась фотосъемка; на фотоснимках отсутствуют данные объекта, его описание, адрес.

Полагает, что ГЖИ Кировской области не представлено достаточных доказательств, подтверждающих отсутствие в соответствии с договором управления содержания общего имущества в надлежащем состоянии. Утверждает, что работы обществом производились. Констатирует, что совокупность приведенных обстоятельств не позволяет сделать однозначный вывод о наличии в деянии общества вины, в связи с чем основания для привлечения ООО «ЖКХ г. Кирова» к административной ответственности отсутствуют.

Считает, что с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения ООО «ЖКХ г. Кирова» могло быть назначено наказание в виде устного замечания.

Также, сообщая, что ООО «ЖКХ г. Кирова» относится к микропредприятиям, на момент совершения административного правонарушения было включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и ссылаясь на положения ч.ч. 2, 3.1, 3.4-1 ст. 4.1, ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ, считает, что наказание в виде штрафа должно было быть назначено обществу в минимальном размере.

Кроме того, указывает на наличие оснований для применения положений постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

С учетом изложенного просит решение судьи отменить и принять по делу новое решение.

Юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ООО «ЖКХ г. Кирова» и его защитник Скрябина И.Н., должностные лица ГЖИ Кировской области - заместитель начальника инспекции Нестеров Е.В. и начальник инспекции Дудникова А.А. извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание законный представитель и защитник юридического лица, а также представители административного органа не явились, заявлений об отложении рассмотрения жалобы не представили.

При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно представленные материалы, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований за исключением случаев, предусмотренных ст. 13.19.2 КоАП РФ, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 192 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (ч. 1). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2).

Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110 (далее - Положение № 1110), лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п.п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, являются в числе прочих следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату вменяемого ООО «ЖКХ г. Кирова» административного правонарушения) установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату вменяемого ООО «ЖКХ г. Кирова» административного правонарушения) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 КоАП РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг; Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 1.1).

Согласно пп. «а», «б», «г», «д» п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, помимо прочего: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.

Пунктом 4 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 (далее - Минимальный перечень), предусмотрено, что к работам, выполняемым управляющими компаниями в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, относятся, в том числе: выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями.

Согласно п. 7 Минимального перечня к работам, выполняемым управляющими компаниями в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, относятся, в том числе: проверка кровли на отсутствие протечек; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение, в остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.

Пункт 4.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 (далее - Правила № 170), предусматривает, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин, исправное состояние перекрытий, устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.

Согласно п. 4.3.2 Правил № 170 местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития. При появлении сверхнормативных (более 1/400 пролета) прогибов несущих элементов, зыбкости, повышенной звукопроводимости, трещин в средней части поперек рабочего пролета плиты шириной более 0,3 мм, промерзаний, переохлаждений и увлажнений чердачных перекрытий, поражений древесными домовыми грибками и дереворазрушающими насекомыми следует вызвать специалиста и устранять при капитальном ремонте по проекту.

В соответствии с п. 4.6.1.1 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

Таким образом, к лицензионным требованиям, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, относится оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, соблюдение требований Правил № 170, Минимального перечня и Правил № 491.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела и установлено должностными лицами ГЖИ Кировской области, а также судьей районного суда, ООО «ЖКХ г. Кирова» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 09.12.2019 г. Согласно данным реестра лицензий Кировской области многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат - ООО «ЖКХ г. Кирова». Управление данным многоквартирным домом ООО «ЖКХ г. Кирова» осуществляет на основании договора управления от 24.12.2021 г.

В связи с поступлением 27.04.2023 г. в ГЖИ Кировской области обращения гр. ФИО5, зарегистрированного в инспекции за номером З-3078, на основании решения заместителя начальника ГЖИ Кировской области Нестерова Е.В. от 15.05.2023 г. главным государственным инспектором инспекторского отдела по контролю за содержанием жилищного фонда ГЖИ Кировской области Софроновой В.В. 17.05.2023 г. в рамках регионального государственного лицензионного контроля (надзора) проведен инспекционный визит в отношении деятельности, действий (бездействия) ООО «ЖКХ г. Кирова» в многоквартирном доме (далее также - МКД), расположенном по адресу: <адрес>.

17.05.2023 г. был осуществлен осмотр МКД, в ходе которого установлены следующие нарушения:

при осмотре <адрес> - отслоение штукатурного слоя чердачного перекрытия в комнатах (спальне, большой комнате); в комнатах и кухне сухие следы затопления на стенах;

повреждение кровельного покрытия (шифера) над квартирой , при этом частично повреждения кровли в чердачном помещении закрыты подручными материалами, имеются емкости для сбора воды,

что зафиксировано в протоколе осмотра от 17.05.2023 г. с приложенными к нему фотоматериалами.

По результатам инспекционного визита составлен акт от 17.05.2023 г. , свидетельствующий о нарушении обществом обязательных требований, установленных п.п. 4.3.1, 4.3.2, 4.6.1.1 Правил № 170, п.п. 4, 7 Минимального перечня.

06.06.2023 г. по факту выявленных нарушений главным государственным инспектором инспекторского отдела по контролю за содержанием жилищного фонда ГЖИ Кировской области Софроновой В.В. в отношении ООО «ЖКХ г. Кирова» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому выявленные при проведении инспекционного визита нарушения свидетельствуют о неисполнении управляющей организацией своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Данные обстоятельства указывают на нарушение ООО «ЖКХ г. Кирова» лицензионных требований, установленных п. 3 Положения № 1110, что свидетельствует о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выразившегося в ненадлежащем выполнении работ и оказании услуг по содержанию общего имущества в рамках договора управления МКД.

Постановлением заместителя начальника ГЖИ Кировской области Нестерова Е.В. от 27.06.2023 г. ООО «ЖКХ г. Кирова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 270.000 рублей. Согласно постановлению должностным лицом административного органа установлено, что ООО «ЖКХ г. Кирова» допущено ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества в МКД, выразившееся в нарушении п.п. 4.3.1, 4.3.2, 4.6.1.1 Правил № 170, п.п. 4, 7 Минимального перечня, что является нарушением лицензионных требований.

Решением вышестоящего должностного лица - начальника ГЖИ Кировской области Дудниковой А.А. /Р от 29.08.2023 г. постановление по делу об административном правонарушении изменено, размер назначенного ООО «ЖКХ г. Кирова» наказания в виде административного штрафа снижен до 135.000 рублей.

Принимая 17.11.2023 г. решение об оставлении решения начальника ГЖИ Кировской области и постановления заместителя начальника ГЖИ Кировской области без изменения, судья районного суда также пришел к выводу о наличии в деянии ООО «ЖКХ г. Кирова» всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, поскольку, осуществляя лицензируемый вид деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами, ООО «ЖКХ г. Кирова» допустило ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества в МКД по адресу: <адрес>.

Оснований не согласиться с данными выводами должностных лиц административного органа и судьи районного суда не усматриваю, так как, вопреки доводам жалобы, обстоятельства вмененного ООО «ЖКХ г. Кирова» административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждаются представленными доказательствами, в том числе сведениями, содержащимися в: протоколе об административном правонарушении от 06.06.2023 г. (л.д. 72 - 75); заявлении гр. ФИО5 от 27.04.2023 г. (л.д. 81); мотивированном представлении от 14.05.2023 г. об основании для проведения контрольного (надзорного) мероприятия (л.д. 84 об. - 85); решении о проведении инспекционного визита от 15.05.2023 г. (л.д. 86 - 87); протоколе осмотра многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 91 об), с материалами фотофиксации (фототаблицей) к нему (л.д. 92 - 93); акте инспекционного визита от 17.05.2023 г. (л.д. 89 - 91); предписании об устранении выявленных нарушений от 17.05.2023 г. (л.д. 93 об. - 94); копии договора управления многоквартирным домом от 24.12.2021 г. (л.д. 94 об. - 96); лицензии от 09.12.2019 г. на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 53 об. - 54); выписке из реестра лицензий Кировской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (материалы судебного заседания); выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «ЖКХ г. Кирова» (л.д. 55 - 60); других материалах дела.

Доказательства, положенные в основу вывода о виновности ООО «ЖКХ г. Кирова» в совершении административного правонарушения, отвечают требованиям ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, а каких-либо оснований полагать, что они получены с нарушением закона, не имеется. Представленным доказательствам дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного, всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Бездействие ООО «ЖКХ г. Кирова» верно квалифицировано должностным лицом ГЖИ Кировской области по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, с чем обосновано согласились вышестоящее должностное лицо и судья районного суда.

Доводы жалобы защитника ООО «ЖКХ г. Кирова» о допущенных при проведении инспекционного визита, фиксации его результатов и дальнейшем производстве по делу об административном правонарушении нарушениях закона, аналогичные тем, на которые последний ссылается в своей жалобе, поданной в Кировский областной суд, получили оценку в принятых решениях со стороны начальника ГЖИ Кировской области и судьи районного суда, которые пришли к правильному выводу об отсутствии каких-либо существенных нарушений закона при проведении проверки, составлении протокола и дальнейшем производстве по делу об административном правонарушении.

В частности, начальником ГЖИ Кировской области и судьей районного суда обоснованно отклонены доводы защитника о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ООО «ЖКХ г. Кирова», не извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола.

Так, из анализа ст. 28.2 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, в отсутствие которого протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1). Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ч. 3).

Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «ЖКХ г. Кирова» адрес юридического лица: <адрес>

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ЖКХ г. Кирова» составлен 06.06.2023 г. в отсутствие законного представителя юридического лица (л.д. 72 - 75). При этом 19.05.2023 г. ГЖИ Кировской области ООО «ЖКХ г. Кирова» по юридическому адресу: <адрес>, по почтовому адресу: <адрес>, а также по адресу электронной почты: <данные изъяты>, было направлено письмо о необходимости прибытия представителя общества 06.06.2023 к 16 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Этим же письмом ООО «ЖКХ г. Кирова» были направлены акт инспекционного визита и предписание от 17.05.2023 г. (л.д. 75 об. - 76).

Указанное письмо получено ООО «ЖКХ г. Кирова» 26.05.2023 г. по юридическому адресу: <адрес>, что подтверждается списком почтовых отправлений и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <данные изъяты>, сформированным официальным сайтом Почты России (л.д. 76 об., 77), а также по адресу: <адрес>, что подтверждается списком почтовых отправлений и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <данные изъяты>, сформированным официальным сайтом Почты России (л.д. 77 об., 78).

Таким образом, должностным лицом были приняты надлежащие меры к извещению ООО «ЖКХ г. Кирова» о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Копия протокола об административном правонарушении направлена ООО «ЖКХ г. Кирова» 07.06.2023 г. по юридическому адресу: <адрес>, по почтовому адресу: <адрес>, а также по адресу электронной почты: <данные изъяты> (л.д. 78 об.). Почтовое отправление 13.06.2023 г. получено по адресу: <адрес>, что подтверждается списком почтовых отправлений и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <данные изъяты>, сформированным официальным сайтом Почты России (л.д. 79 об., 80). По юридическому адресу почтовое отправление не получено, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <данные изъяты>, сформированным официальным сайтом Почты России, 10.06.2023 г. имела место неудачная попытка вручения, после чего 19.06.2023 г. произведен возврат корреспонденции отправителю из-за истечения срока хранения (л.д. 79, 80).

В связи с неявкой законного представителя ООО «ЖКХ г. Кирова» для составления протокола об административном правонарушении ему не могли быть разъяснены должностным лицом права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, как это регламентировано ч. 3 ст. 28.2 данного Кодекса.

Несоблюдение указанных в ст. 28.5 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, так как данные сроки не носят пресекательный характер, и протокол может быть составлен должностным лицом административного органа в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности за конкретное административное правонарушение.

Ошибочным является и утверждение защитника о нарушении должностным лицом государственной жилищной инспекции положений КоАП РФ, регулирующих проведение административного расследования, поскольку административное расследование по данному делу не проводилось. Кроме того, административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ. В рассматриваемом же случае проведение административного расследования законом не предусмотрено.

Вопреки доводам жалобы контрольное (надзорное) мероприятие в отношении ООО «ЖКХ г. Кирова» проведено ГЖИ Кировской области с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ).

Так, согласно ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ инспекционный визит относится к видам контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых осуществляется взаимодействие с контролируемым лицом.

Согласно положениям ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий: осмотр; досмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; отбор проб (образцов); инструментальное обследование; испытание; экспертиза; эксперимент (ч. 1). Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий (ч. 5). В случаях, установленных положением о виде контроля, для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств устанавливается положением о виде контроля (ч. 6).

Частью 1 ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ предусмотрено, что для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа, в котором указываются перечисленные в данной части статьи сведения.

Особенности проведения инспекционного визита установлены ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ, согласно которой под инспекционным визитом в целях данного Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта (ч. 1). Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (ч. 2). В ходе инспекционного визита могут совершаться определенные контрольные (надзорные) действия, в том числе осмотр (ч. 3). Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта (ч. 4). Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день (ч. 5).

Таким образом, порядок назначения и проведения ГЖИ Кировской области контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ООО «ЖКХ г. Кирова», носившего внеплановый характер, был соблюден.

Копия решения о проведении инспекционного визита от 15.05.2023 г. с предложением законному представителю юридического лица обеспечить его присутствие или присутствие другого представителя общества 17.05.2023 г. с 09 час. 45 мин. по адресу: <адрес>, были направлены ГЖИ Кировской области по всем адресам ООО «ЖКХ г. Кирова» (л.д. 85 об.). Кроме того, решение о проведении инспекционного визита от 15.05.2023 г. было размещено в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» ФГИС «Единый реестр проверок» Генеральной прокуратуры РФ 15.05.2023 г. (л.д. 86).

Согласно решению инспекционный визит должен был быть проведен в период с 09 час. 45 мин. до 16 час. 00 мин. 17.05.2023 г. Указание же должностным лицом ГЖИ Кировской области в протоколе осмотра и акте инспекционного визита периода их проведения - с 09 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. 17.05.2023 г. является, как правильно указано в решении начальника ГЖИ Кировской области Дудниковой А.А. от 29.08.2023 г., технической опечаткой и не свидетельствует о наличии грубого нарушения закона при проведении инспекционного визита и ущемлении прав ООО «ЖКХ г. Кирова», представитель которого при проведении осмотра не присутствовал. При этом фактическим временем осмотра является согласно фототаблице период, начиная с 09 час. 45 мин. 17.05.2023 г. (л.д. 92), совпадающий с периодом инспекционного визита, указанным в решении о его проведении (л.д. 87).

Грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) при проведении и оформлении результатов инспекционного визита должностным лицом ГЖИ Кировской области не допущено.

В соответствии со ст. 76 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ под осмотром в целях данного Федерального закона понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (ч. 1). Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи (ч. 2). По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия (ч. 3).

Согласно п. 4.5 Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 09.11.2021 г. № 590-П, инспектором для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств при проведении выездной проверки или инспекционного визита. Решение о необходимости использования собственных технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт). Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.

Указанные положения должностным лицом ГЖИ Кировской области соблюдены.

Вопреки утверждению защитника, составленный главным государственным инспектором Софроновой В.В. протокол осмотра от 17.05.2023 г. с фототаблицей к нему содержит описание выявленных нарушений, отраженных в дальнейшем в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу. Тот факт, что осмотр осуществлялся инспектором в отсутствие представителя контролируемого лица и без применения видеозаписи, а с целью фиксации совершения обществом вменяемого правонарушения проводилась фотосъемка, не свидетельствует о грубом нарушении, влекущем недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия, в контексте ст. 91 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ.

Данные, полученные административным органом в ходе проведения указанного мероприятия, являлись достаточными для возбуждения в отношении ООО «ЖКХ г. Кирова» дела об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При таких обстоятельствах основания для признания фототаблицы, протокола осмотра от 17.05.2023 г. и акта инспекционного визита от 17.05.2023 г. недопустимыми доказательствами отсутствуют. Данные документы подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу.

На основании ч. 7 ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с п.п. 3 - 6 ч. 1, ч. 3 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 данного Федерального закона. Вместе с тем, в силу пп. «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (в редакции, действовавшей по состоянию на 15.05.2023 г., то есть на момент принятия должностным лицом решения о проведении инспекционного визита) в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», допускалось проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без согласования с органами прокуратуры в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.

Таким образом, мораторий, установленный постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336, на проведенное в отношении ООО «ЖКХ г. Кирова» 17.05.2023 г. контрольное (надзорное) мероприятие в виде инспекционного визита не распространялся.

Порядок привлечения ООО «ЖКХ г. Кирова» к административной ответственности соблюден. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Жалоба на решение вышестоящего должностного лица рассмотрена судьей районного суда в соответствии с положениями ст.ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ.

Доводов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность оспариваемого решения, жалоба защитника не содержит, а иная оценка последним представленных в рамках производства по делу доказательств и установленных должностными лицами административного органа и судьей районного суда обстоятельств не указывает на незаконность вынесенных ими актов.

Выводы вышестоящего должностного лица о снижении на основании ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ размера назначенного ООО «ЖКХ г. Кирова» постановлением по делу об административном правонарушении административного штрафа до 135.000 рублей, то есть о назначении штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положение ООО «ЖКХ г. Кирова» признаю обоснованными.

Вопреки доводам жалобы основания для применения при назначении наказания положений ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ отсутствуют, так как в силу части 4 указанной статьи правила этой статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, а согласно примечанию 1 к ст. 14.1.3 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ООО «ЖКХ г. Кирова», допущено не было. Материальный закон применен правильно.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда, равно как постановления и решения должностных лиц административного органа, и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 17 ноября 2023 года, принятое по жалобе на решение начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Дудниковой А.А. от 29 августа 2023 года, вынесенное по жалобе на постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области Нестерова Е.В. от 27 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство города Кирова», оставить без изменения, а жалобу защитника Скрябиной И.Н. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья С.В. Зяблицев