ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-277/2022 от 13.04.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Зеленкова Е.А. Дело № 77-277/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 13 апреля 2022 года

Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использовании систем видеоконференц-связи жалобу законного представителя ООО <данные изъяты> генерального директора Смородиной Д.Б. на решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 16 февраля 2022 года, вынесенное по жалобе на постановление главного государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области Приволжского МУГАДН Черанева А.И. № 021678 от 2 ноября 2021 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

постановлением главного государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области Приволжского межрегионального УГАДН Черанева А.И. от 2 ноября 2021 года ООО <данные изъяты> привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ и ему назначено наказание с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Решением судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 16 февраля 2022 года, принятым по жалобе законного представителя юридического лица Смородиной Д.Б., постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, Смородина Д.Б. в жалобе поданной в Кировский областной суд, фактически ставит вопрос об отмене решения судьи. В обоснование приводит доводы, что водитель предъявил все необходимые документы, в том числе свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов на ТС, оспаривает выводы судьи об отсутствии у общества свидетельства о допуске транспортного средства. Приводит доводы о необходимости применения положений ст. 4.1.1, ст. 2.9 КоАП РФ.

Законный представитель юридического лица Смородина Д.Б. и защитник Смородин Д.А., участвующие в судебном заседании по средствам видеоконференц-связи, доводы жалобы поддержали.

Главный государственный инспектор Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области Приволжского межрегионального УГАДН Черанев А.И. в судебном заседании доводы жалобы не поддержал.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, дополнительно представленные сведения, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ч. 8 ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны в том числе соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с п. 3 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Как следует из содержания п. 12.7 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 30.04.2021 N 145 при перевозке опасных грузов субъектом транспортной деятельности в дополнение к требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, должны соблюдаться требования, установленные приложениями A и B к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 года.

Согласно п. 8.1.2.2 ДОПОГ на транспортной единице должны находиться документы, в том числе свидетельство о допущении к перевозке, предусмотренное в разделе 9.1.3, на каждую транспортную единицу или её элемент.

В соответствии с п. 9.1.1.1 ДОПОГ требования части 9 применяются к транспортным средствам категорий N (транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси) и О (прицепы (полуприцепы), определенным в сводной резолюции о конструкции транспортных средств, и предназначены для перевозки опасных грузов. Эти требования применяются к транспортным средствам в части конструкции, официального утверждения типа, допущения к перевозке в режиме ДОПОГ и ежегодного технического осмотра.

«Транспортное средство» означает любое транспортное средство - укомплектованное, неукомплектованное или доукомплектованное, предназначенное для дорожной перевозки опасных грузов.

«Допущение перевозке в режиме ДОПОГ» означает подтверждение компетентным органом какой-либо оговаривающейся стороны того, что отдельное транспортное средство, предназначенное для перевозки опасных грузов, удовлетворяет соответствующим техническим требованиям настоящей части как транспортное средство ЕХ/II ЕХ/III FL или АТ или как MEMU (п. 9.1.1.2 ДОЛОГ).

Транспортные средства ЕХII ЕХ/III, FL и АТ и MEMU должны удовлетворять соответствующим требованиям настоящей части, в частности: соответствие транспортного средства должно подтверждаться путем выдачи- свидетельства о допущении к перевозке в соответствии с разделом 9.1.3 (п. 9.1.2.1 ДОПОГ).

Соответствие транспортного средства подтверждается либо путем продления срока действия свидетельства о допущении, либо путем выдачи нового свидетельства о допущении в соответствии с разделом 9.1.3. (п. 9.1.2.3 ДОПОГ).

Согласно п. 9.1.3.3 ДОПОГ свидетельство о допущении к перевозке должно соответствовать образцу, приведенному в подразделе 9.1.3.5.

Настоящее свидетельство должно быть возвращено выдавшему его учреждению: после прекращения эксплуатации транспортного средства; если транспортное средство перешло к другому перевозчику, оператору или собственнику, указанному в графе 5; по истечении срока действия свидетельства; и если существенно изменилась одна или несколько из основных характеристик транспортного средства (Приложение п. 9.1.3.5 ДОПОГ).

Из материалов дела следует, что 21 сентября 2021 года в 11 часов 35 минут на 18 км автомобильной дороги Киров – Вятские Поляны Кировской области в ходе проведения постоянного рейда, на основании решения № 3 от 31 августа 2021 года, выявлено, что ООО «<данные изъяты> осуществляло перевозку опасного груза транспортным средством марки KAMA3-, регистрационный знак , с полуприцепом-цистерной марки регистрационный знак именно согласно товарно-транспортной накладной от 16.09.2021г. , «нефть сырая» в количестве 23,8 тонны, по маршруту <адрес> Республики Коми - <адрес> Республики Башкортостан, при этом отсутствовали: свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасного груза (тягача и полуприцепа-цистерны), выданные ООО «<данные изъяты>

Действия ООО <данные изъяты> квалифицированы по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения подтвержден, в том числе решением о проведении постоянного рейда от 31.08.2021, актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства от 21.09.2021, копией водительского удостоверения ФИО8 копиями свидетельств о регистрации транспортного средства, копией путевого листа от 02.09.2021г., выданного ООО «<данные изъяты> водителю ФИО8 копией договора аренды транспортного средства от 01.12.2020, заключенным между ООО <данные изъяты>» и ООО <данные изъяты> копией акта приема-передачи транспортных средств от 01.12.2020, копиями свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов: седельный тягач и полуприцеп-цистерна, согласно п.5 которых указано ООО «<данные изъяты> копиями диагностических карт, страхового полиса и другими доказательствами.

Вопреки доводам жалобы, должностное лицо и судья верно пришли к выводу о наличии в действиях ООО <данные изъяты> состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, поскольку данное юридическое лицо не имело свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов.

Предъявленные водителем свидетельства выданы на ООО «<данные изъяты> которое не имело отношения к данной перевозке. В случае смены владельца свидетельства должны были быть возвращены выдавшему их учреждению, что прямо следует из содержания Приложения п. 9.1.3.5 ДОПОГ. Об этой же обязанности указано и на самих свидетельствах, предъявленных водителем при проверке (л.д. 37, 38). Изложенное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 17 сентября 2019 года N 41-АД19-13, от 16 января 2020 года № 41-АД19-23.

Ссылка в жалобе на Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, утвержденный Приказом МВД России от 10.09.2019 N 611 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57027), не может служить основанием для освобождения от административной ответственности. Так, согласно положениям п. 2 указанного регламента заявителем на оказание данной услуги может быть не только собственник, но лицо, от имени собственника владеющее, пользующееся или распоряжающееся на законных основаниях таким транспортным средством, к числе которых может быть отнесен и арендатор.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного ООО "Д-Сервис" правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также применения положений статьи 4.1.1 указанного Кодекса не имеется.

Аналогичный довод был предметом проверки в ходе судебного разбирательства. Судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанными нормами признаков, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.

Выводы судьи сделаны с учетом положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При этом следует отметить, что основной целью соблюдения требований ДОПОГ является повышение степени безопасности на дорогах при транспортировке опасных грузов, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей и нанести вред окружающей природной среде.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых постановления о назначении административного наказания и решения судьи, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Кировской области Приволжского межрегионального УГАДН Черанева А.И. от 2 ноября 2021 года и решение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 16 февраля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Д-Сервис», оставить без изменения, жалобу генерального директора Смородиной Д.Б. - без удовлетворения.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.В. Мосеев

Решение22.04.2022