Судья Крутовский Е.В. Дело № 77-291/2021
РЕШЕНИЕ
26 ноября 2021 года г. Томск
Судья Томского областного суда Клименко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу полицейского отделения № 1 взвода ОР ППС ОМВД России по Кировскому району г.Томска Г. на постановление судьи Кировского районного суда г.Томска от 28.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1,
установил:
постановлением судьи Кировского районного суда г.Томска от 28.09.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.3 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, полицейский отделения №1 взвода ОР ППС ОМВД России по Кировскому району г.Томска Г., составивший протокол об административном правонарушении по настоящему делу, обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой полагает постановление судьи незаконным, просит его отменить, привлечь ФИО1 к административной ответственности.
В судебном заседании ФИО1, а также его защитник Карлов П.А. выразили несогласие с доводами жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие полицейского Г., уведомленного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах не явки не сообщившего.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не усматриваю.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Названные требования закона при производстве по настоящему делу судьей районного суда в полной мере были соблюдены.
Так, как следует из протокола об административном правонарушении от 26.09.2021, 26 сентября 2021 года в 15:50 ФИО1, находясь на остановочном комплексе «Транспортное кольцо» по адресу: <...>, категорически отказался пройти к патрульному автомобилю для доставления в дежурную часть МВД для проведения личного досмотра, так как на месте данные действия произвести не представлялось возможным из-за погодных условий, тем самым оказал неповиновение неоднократным законным требованиям сотрудников полиции, находящихся при исполнении своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности, а также категорически отказался пройти в патрульный автомобиль для доставления в ОМВД России по Кировскому району города Томска, тем самым воспрепятствовал исполнению сотрудниками полиции своих служебных обязанностей, отталкивал сотрудников полиции, хватался за их форменное обмундирование, и, убегая от сотрудников полиции, пытался скрыться, что, по мнению должностного лица, образует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении материалов дела судьей районного суда сделаны верные выводы о недоказанности вины ФИО1 в совершении вменяемого правонарушения, о допущенных при производстве по настоящему делу существенных нарушениях процессуальных требований закона, выразившихся в нарушении права ФИО1 на защиту, а также недопустимости полученных доказательств (протокола об административном правонарушении), что влечет прекращение производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции, органа уголовно-исполнительной системы, военнослужащим.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 30 Закона «О полиции» законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Вопреки вышеуказанным требованиям закона и как следует из представленных материалов, требования сотрудников полиции к ФИО1 на месте его задержания и дальнейшего доставления в отдел полиции не отвечали критерию их законности.
Так, как следует из рапортов сотрудников полиции С., Ф. и Г., а также как прямо указал в судебном заседании 28.09.2021 полицейский Г., по имевшейся у сотрудников полиции ориентировке в отношении двух мужчин, предположительно занимавшихся преступной деятельностью, ФИО1 под описание не подходил. Решение о его досмотре и доставлении в отдел полиции было принято исключительно по той причине, что он находился на остановочном комплексе общественного транспорта рядом с двумя подозреваемыми лицами, подходящими под описание по ориентировке и отказался добровольно проследовать в патрульный автомобиль.
Исходя из представленных в дело сведений и как подтвердил в судебном заседании полицейский Г., какие-либо противоправные действия в присутствии сотрудников полиции ФИО1 не совершал, документы, удостоверяющие личность, предоставил, данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находятся в розыске, у сотрудников полиции в отношении указанного лица отсутствовали, с учетом чего предусмотренные законом основания для его задержания и доставления в отдел полиции отсутствовали.
В соответствии с положениями ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель (часть 1 ст. 25.5).
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч.2 ст.25.5).
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч.4 ст. 25.5 КоАП РФ).
В силу п. 2, 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; составления протокола об административном правонарушении;
Согласно положениям ч.1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять, в том числе, следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
Частью 3 ст. 27.2 кодекса определено, что о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
В материалы дела, помимо протокола о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.09.2021, представлен протокол об административном задержании ФИО1 от 26.09.2021, составленный в 19 ч 55 мин., а также протокол от 26.09.2021 о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при ФИО1, составленный в 16 ч 56 мин.
Исходя из сведений, изложенных в перечисленных документах, пояснений сотрудников полиции, свидетелей и самого ФИО1, с момента предъявления требований на месте (26.09.2021 в 15 ч 50 мин на остановочном комплексе «Транспортное кольцо»), при осуществлении доставления в отдел полиции, а также при задержании ФИО1 неоднократно просил предоставить ему возможность связаться с защитником путем совершения телефонного звонка, в чем ему неоднократно отказывалось. Все указанные протоколы, в том числе об административном правонарушении, составлены в отсутствие защитника.
Вопреки вышеназванным требованиям ст. 25.5, ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ, сотрудниками полиции протокол о доставлении ФИО1 в отдел полиции не составлялся, соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании сделана не была, в праве на оказание юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и на допуск защитника с момента возбуждения дела об административном правонарушении (доставления, а затем досмотра и задержания), необоснованно оказано.
В соответствии с ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст. 28.2).
Вопреки перечисленным требованиям закона в протоколе об административном правонарушении сведения о разъяснении ФИО1 его прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом, отсутствуют, как и отсутствует указание об отказе ФИО1 от подписания протокола, получения копии, о чем сотрудником полиции должна быть сделана соответствующая запись. Что своими подписями в протоколе удостоверили понятые, из протокола не следует. Данные нарушения влекут недействительность основного доказательства по делу об административном правонарушении – протокола об административном правонарушении.
При вышеназванных обстоятельствах, поименованные многочисленные существенные нарушения требований закона при производстве по делу об административном правонарушении, допущенные сотрудниками полиции, безусловно влекут невозможность привлечения ФИО1 к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ. При отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих законность предъявленных ФИО1 сотрудниками полиции требований, его вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ является не доказанной.
В указанной связи выводы судьи районного суда о необходимости прекращения производства по делу являются верными, доводы жалобы об обратном, основанные на несогласии с постановлением судьи от 28.09.2021, подлежащими отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Кировского районного суда г.Томска от 28.09.2021, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.А. Клименко