ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-297(184)2018 от 15.05.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Валиулин Р.Р. Дело № 77-297(184)2018

РЕШЕНИЕ

15 мая 2018 года г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора ООО "С"» Я.С.С. на решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 12 апреля 2018 года, которым постановлено:

«Жалобу удовлетворить частично.

Постановление № № <...>, вынесенное 16 января 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Омской области Управления Росприроднадзора по Омской области С.Д.З. в отношении ООО "С" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, изменить.

Исключить из объема правонарушения указание на то, что нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в реку Иртыш в составе сточных вод для ООО "С"» не утверждались.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Омской области Управления Росприроднадзора по Омской области от 16 января 2018 года, ООО "С" привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Как следует из постановления, <...> при проведении административного расследования должностными лицами Управления Росприроднадзора по Омской области в связи с обращением Л.С.Э. было установлено следующее.

<...> в 17 ч. 20 мин. в ходе обследования территории кадастрового квартала № <...> в 18 метрах к западу от жилого <...><...> по <...> установлены следы выхода на поверхность и перелива сточных вод из канализационного колодца на сопредельную территорию. Географические координаты местоположения колодца: № <...>. Возле колодца наблюдается наличие сточных вод на поверхности земли в местах понижения рельефа местности и следы движения сточных вод в восточном направлении по уклону рельефа местности в сторону оврага между улицами <...>. Сточные воды имеют отчетливый специфический запах, характерный для хозяйственно-бытовых сточных вод.

Сличением представленной ОАО «ОмскВодоканал» схемы канализационных сетей, кадастрового паспорта на канализационные сети ООО "С" инв. № <...>, проходящие от КНС до КК № <...>, установлено, что канализационный колодец, из которого осуществляется перелив хозяйственно-бытовых сточных вод, входит в состав канализационных сетей ООО "С" и фактически является собственностью ООО "С" что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <...>.

Выявленный факт неконтролируемого сброса (перелива) хозяйственно-бытовых (хозфекальных) сточных вод на почву в результате перелива из канализационного колодца хозфекальной канализации является результатом невыполнения ООО "С" требований технических регламентов, несоблюдение которых повлекло её повреждение (засорение) и, как следствие, выход хозяйственно-бытовых сточных вод на поверхность.

Проверочными действиями установлено, что мероприятия по охране земель от загрязнения ООО "С" не выполняются. Отсутствуют сведения о проводимых капитальных ремонтах, связанных с заменой трубопроводов. Не были представлены: проектная документация на принадлежащую ООО "С"» канализационную сеть; сведения о принятых (принимаемых) мерах по ликвидации аварии, локализации последствий и ремонту сетей; график проведения осмотров канализационной сети; журнал регистрации дефектов и их устранения; результаты испытаний канализационной сети; сведения о проведении ремонта канализационной сети до аварии.

Директор ООО "С"Я.С.С. обжаловал постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе директор ООО "С"Я.С.С. просит постановление и решение отменить, как незаконные, необоснованные, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что обществом выполнялись и выполняются все необходимые мероприятия по обслуживанию и содержанию канализационной сети в работоспособном состоянии, а также принимались все зависящие меры по локализации и ликвидации аварийной ситуации. Материалами дела не доказано, что ООО "С" обязано осуществлять эксплуатацию канализационной сети. Общество собственных сточных вод не имеет, транзитной организацией не является, услуги по водоотведению населению не оказывает. Управлением Росприродназора по Омской области не было разрешено ходатайство о проведении производственно-технической экспертизы, что является существенным процессуальным нарушением. Кроме того, указывает, что причиной перелива канализационных стоков на поверхность послужила авария на канализационном коллекторе ОАО «Омскводоканал».

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "С"К.К.В., поддержавшего доводы жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В соответствии п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу п. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст. 43.1 названного Федерального закона, при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

На основании ст. 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Входящие в состав централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения, а также связанные с такими зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Статьей 36 указанного технического регламента определено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно положениям п. 3.2.6 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утв. Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года № 168, техническая эксплуатация сети включает: надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; устранение засоров и излива сточных вод на поверхность; предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры и т.п.) и их ликвидацию; профилактический, текущий и капитальный ремонты, реновацию трубопроводов, каналов; надзор за эксплуатацией сети и сооружений абонентов согласно договорам; надзор за строительством сети, приемку в эксплуатацию новых и реконструированных линий; ведение отчетной и технической документации; изучение режимов работы сети; разработку перспективных планов развития сети.

Вина ООО "С" в совершении названного административного правонарушения установлена и подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом об административном правонарушении; обращением Л.С.Э.; актом обследования территории от <...>; фототаблицей к акту; свидетельством о государственной регистрации права от <...>; протоколами испытаний сточной воды и почвы № <...>Г-ВС от <...> и № <...>Г-ПП от <...>; заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний № <...>Г-ПП от <...>; актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от <...>; фототаблицей к акту от <...>, оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ, и доводы жалобы об отсутствии состава данного административного правонарушения, опровергаются совокупностью указанных выше доказательств.

Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утв. Приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. № 168, регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам (п.1.1.1 Правил).

ООО "С" является собственником канализационной сети по адресу Г. Омск, <...>, от КНС до КК№ <...>, и доводы жалобы о недоказанности обязанности общества осуществлять эксплуатацию канализационной сети в соответствии с указанными Правилами № <...>, состоятельными не могут быть признаны.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических требований при эксплуатации канализационной сети, в материалы дела не представлены.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки и оценки судьи районного суда, и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении.

Административное наказание ООО "С" назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений требований КоАП РФ, которые являлись бы основаниями для отмены постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Кировского районного суда г. Омска от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу директора ООО "С"Я.С.С. – без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов