ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-304/20 от 22.09.2020 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Волкоморова Е.А. Дело № 77-304/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 22 сентября 2020 года

Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного врача КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» Соболева А.А. на решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 13 июля 2020 года, принятое по жалобе на постановление заместителя начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области Шиляевой Т.Г. от 27 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении главного врача КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» Соболева А.А.,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области Шиляевой Т.Г. от 27.05.2020 г. главный врач КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» Соболев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 13.07.2020 г. по результатам рассмотрения жалобы Соболева А.А. указанное постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, Соболев А.А. выражает несогласие с решением судьи, при этом, не оспаривая факта формального наличия состава правонарушения, ссылается на малозначительность содеянного, просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием. Полагает, что обстоятельства, подтверждающие малозначительность совершенного административного правонарушения, не были учтены при рассмотрении дела.

В обоснование изложенного, утверждает, что заключение дополнительного соглашения к контракту с ООО «<данные изъяты>» по поводу характеристики поставляемого товара «ступенька к кушетке» в части габаритных размеров ступеньки, с уменьшением ее полезной площади на 0,00065 кв. м, дополнительного соглашения к контракту с ООО «<данные изъяты>», которым характеристика технического задания «Полезный объем холодильной камеры» в отношении холодильника «<данные изъяты>» изменена с «166 л» на «157 дм3», при сохранении габаритных размеров холодильника, связано с изменением указанных характеристик товара производителями. Заключение дополнительных соглашений к данным контрактам, касающихся реструктуризации задолженности, с изменением сроков оплаты товара, было вызвано отсутствием у учреждения свободных денежных средств, необходимостью осуществления других платежей, в том числе выплаты заработной платы и уплаты страховых взносов. Отмечает, что заключение дополнительных соглашений не повлекло дополнительного расходования бюджетных средств, а выявленные нарушения не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Обращает внимание, что в соответствии с ГК РФ у заказчика имеется право обратиться в суд с требованием об изменении условий контракта, в том числе существенных, однако стороны по контрактам и достигли соглашения по условиям и срокам оплаты.

Находит необоснованным вывод суда о том, что правонарушение существенным образом посягает на установленный нормативными правовыми актами единый порядок регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением закупок, так как заключение дополнительных соглашений обеспечило гласность и прозрачность осуществления таких закупок, поскольку они были размещены в единой информационной системе в открытом доступе, а также вывод о том, что несоблюдение им указанных норм повлияло на стабильность государственной финансовой системы, гарантии экономической безопасности страны, нарушило экономические интересы государства и подорвало основы безопасности, так как заключенные соглашения никоим образом не могли повлиять на стабильность государственной финансовой системы.

Ссылаясь на правовые позиции, изложенные в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. № 4-П, настаивает на возможности применения по делу ст. 2.9 КоАП РФ.

Также отмечает, что в вынесенном решении содержатся ошибки в фамилиях защитников и грамматические ошибки по тексту.

Главный врач КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» Соболев А.А., защитник Кинстлер Ю.В., должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - заместитель начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области Шиляева Т.Г., а также представитель министерства финансов Кировской области - начальник отдела контроля в сфере государственных закупок Коновалов А.Н. извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений о его отложении не представили. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав защитников Шумову Ю.И. и Зянчурину Г.Ш., поддержавших поданную жалобу, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 данного Федерального закона.

Частью 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных случаях, перечисленных в данной норме.

Как следует из материалов дела, 17.09.2019 г. между КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (Поставщик) на основании протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 05.09.2019 г. заключен государственный контракт на поставку медицинской мебели (далее - контракт от 17.09.2019 г.). По условиям контракта от 17.09.2019 г. Поставщик обязуется осуществить поставку медицинской мебели в соответствии со спецификацией, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленный товар и надлежащим образом оказанные услуги (п. 1.1 контракта). Номенклатура товара и его количество определяются спецификацией (приложение к контракту), технические показатели - техническими требованиями (приложение к контракту) (п. 1.2 контракта). В соответствии с техническими требованиями (приложение к контракту от 17.09.2019 г.) предусматривалась поставка товара, в числе прочего: ступенек к кушеткам в количестве 8 штук (пункт 26 технических требований) со следующей характеристикой товара (габаритные размеры ступеньки (длина х ширина х высота): 515 мм х 350 мм х 270 мм). Такие характеристики товара соответствовали требованиям документации о закупке и заявке участника закупки. Заявка победителя содержала показатели: 515 мм х 350 мм х 270 мм. Документацией определены габаритные размеры ступеньки (длина х ширина х высота): (505 мм х 360 мм х 260 мм) ±10. Данные характеристики, с учетом ст. 33 Закона о контрактной системе, относятся к существенным условиям контракта.

19.11.2019 г. между КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (Поставщик) было заключено дополнительное соглашение к контракту от 17.09.2019 г., которым в числе прочего изменены характеристики поставляемого товара «Ступенька к кушеткам» (пункт 26 технических требований). Согласно дополнительному соглашению установлены следующие габаритные размеры ступеньки (длина х ширина х высота): 470 мм х 370 мм х 265 мм (соответственно вместо размеров: 515 мм х 350 мм х 270 мм, предусмотренных контрактом).

Таким образом, в нарушение требований ст.ст. 34, 95 Закона о контрактной системе учреждением в отсутствие правовых оснований заключено дополнительное соглашение к контракту, которыми изменены характеристики товара.

Как установлено п. 9.5 контракта от 17.09.2019 г., оплата товара по настоящему контракту производится в рублях РФ в безналичном порядке путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 30 календарных дней со дня подписания Заказчиком документа о приемке и получения Заказчиком счета (счета-фактуры). Данное условие соответствует ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе. Сроки и порядок оплаты товара с учетом положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок являются существенными условиями контракта.

22.11.2019 г., 19.12.2019 г., 26.12.2019 г. между КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» (Должник) и ООО «<данные изъяты>» (Кредитор) заключены дополнительные соглашения к контракту от 17.09.2019 г. о реструктуризации задолженности по основному долгу. По условиям контракта учреждение обязуется погасить задолженность перед ООО «<данные изъяты>» в рамках цены контракта от 17.09.2019 г. в срок до 28.02.2020 г.

Согласно ч. 1 ст. 105 Бюджетного кодекса РФ под реструктуризацией государственного (муниципального) долга понимается основанное на соглашении изменение условий исполнения обязательств (погашения задолженности), связанное с предоставлением отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, изменением объемов и (или) сроков уплаты процентов и (или) иных платежей, предусмотренных действующими договорами (соглашениями) и иными документами, из которых вытекают указанные обязательства. Соглашения к контракту от 17.09.2019 г. о реструктуризации задолженности по основному долгу фактически представляют собой сделки, направленные на изменение порядка и сроков оплаты товара.

Таким образом, в нарушение требований ст.ст. 34, 95 Закона о контрактной системе учреждением в отсутствие правовых оснований заключены дополнительные соглашения к контракту, которыми изменены сроки и порядок оплаты товара.

Подобное нарушение допущено и при заключении государственного контракта .

07.10.2019 г. между КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» (Заказчик) и ООО «<данные изъяты>» (Поставщик) на основании протокола рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 25.09.2019 г. заключен контракт на поставку холодильников (далее - контракт от 07.10.2019 г.). По условиям контракта от 07.10.2019 г. Поставщик обязуется поставить Заказчику холодильники, в ассортименте, количестве и по цене, указанным в спецификации (приложение ), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях данного контракта (п. 1.1 контракта). В соответствии с приложением предусматривалась поставка холодильника с полезным объемом холодильной камеры 166 л. Такая характеристика товара соответствовала требованиям документации о закупке и заявке участника закупки. В частности, документацией было определено, что полезный объем холодильной камеры должен составлять не менее 160 л. Вместе с тем, заявка победителя в качестве конкретного показателя применительно к полезному объему холодильной камеры содержала 166 л. Соответственно данная характеристика, с учетом ст. 33 Закона о контрактной системе, относится к существенным условиям контракта.

18.11.2019 г. между КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.Ю. Юрловой» и ООО «<данные изъяты>» заключено дополнительное соглашение к контракту от 07.10.2019 г., в соответствии с которым стороны пришли к согласию изложить пункт «Полезный объем холодильной камеры» приложения контракта в новой редакции - «157 дм3» (вместо 166 л) (1 л равен 1 дм3).

Таким образом, в нарушение требований ст.ст. 34, 95 Закона о контрактной системе учреждением в отсутствие правовых оснований заключено дополнительное соглашение к контракту, которыми изменены характеристики товара.

Согласно п. 2.6 контракта от 07.10.2019 г. оплата товара по настоящему контракту производится в рублях РФ в безналичном порядке путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 15 рабочих дней со дня подписания Заказчиком документа о приемке и получения Заказчиком счета (счета-фактуры). Данное условие соответствует ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе. Соответственно порядок и сроки оплаты товара, с учетом положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, являются существенными условиям контракта.

29.11.2019 г. между КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.Ю. Юрловой» (Должник) и ООО «<данные изъяты>» (Кредитор) заключено дополнительное соглашение к контракту от 07.10.2019 г. о реструктуризации задолженности по основному долгу, по условиям которого Должник обязуется погасить задолженность перед Кредитором в размере цены контракта от 07.10.2019 г. (50580 руб.) в срок до 28.02.2020 г.

Учитывая положения ч. 1 ст. 105 БК РФ, соглашение к контракту от 07.10.2019 г. о реструктуризации задолженности по основному долгу фактически представляет собой сделку, направленную на изменение порядка и сроков оплаты товара.

Таким образом, в нарушение требований ст.ст. 34, 95 Закона о контрактной системе учреждением в отсутствие правовых оснований заключено дополнительное соглашение к контракту, которыми изменены сроки и порядок оплаты товара.

Вышеуказанные дополнительные соглашения к контрактам со стороны учреждения подписаны главным врачом КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.Ю. Юрловой» Соболевым А.А., при этом в соответствии с п. 5.5 устава КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой», утвержденного распоряжением департамента здравоохранения Кировской области от 12.12.2014 г. , к компетенции главного врача учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью учреждения, за исключением вопросов, отнесенных действующим законодательством или данным уставом к учредителю.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно справке министерства здравоохранения Кировской области от 10.03.2020 г. Соболев А.А. работает в должности главного врача КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.Ю. Юрловой» с 23.09.2016 г. по настоящее время.

Указанные нарушения отражены в акте № 2 от 26.02.2020 г. контрольного мероприятия соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, проведенного в отношении КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.Ю. Юрловой» министерством финансов Кировской области в период с 5 по 26 февраля 2020 года, и послужили основанием для составления 19.05.2020 г. специалистом-экспертом отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области Бурмакиным К.Н. протокола об административном правонарушении и вынесения 27.05.2020 г. заместителем начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области Шиляевой Т.Г. постановления о привлечении главного врача КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» Соболева А.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы Соболева А.А. на постановление по делу об административном правонарушении судья районного суда также пришел к выводу о том, что в действиях должностного лица - главного врача КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» Соболева А.А. содержится состав указанного административного правонарушения, выразившегося в изменении условий контрактов - от 17.09.2019 г. на поставку медицинской мебели и от 07.10.2019 г. на поставку холодильников, возможность изменения условий которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения участниками производства по делу не оспариваются, подтверждаются собранными доказательствами, принятыми во внимание должностным лицом и судьей. Допустимость и достоверность доказательств сомнений не вызывает, а их совокупность являлась достаточной для разрешения дела по существу.

В то же время доказательства, свидетельствующие о том, что главным врачом КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.Ю. Юрловой» Соболевым А.А. приняты все зависящие от него меры по соблюдению приведенных выше требований законодательства, в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного, всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Вывод должностного лица министерства финансов Кировской области и судьи районного суда о наличии в действиях главного врача КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.Ю. Юрловой» Соболева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Постановление о назначении Соболеву А.А. административного наказания вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При этом последнему назначено единственно возможное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. Правовых оснований для признания назначенного наказания несправедливым и для его смягчения не имеется.

Получили оценку в обжалуемом решении и доводы Соболева А.А., поддержанные защитниками, о малозначительности совершенного административного правонарушения. Судья районного суда не нашел оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, с чем следует согласиться, так как в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Следует учитывать, что применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица или судьи. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Каких-либо исключительных обстоятельств для применения ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Соболевым А.А. правонарушения малозначительным не нахожу.

Нарушений норм материального права и существенного нарушения процессуальных требований, безусловно влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, при рассмотрении жалобы не установлено.

Доводы жалобы выводов судьи районного суда не опровергают. Иное толкование закона автором жалобы не свидетельствует о незаконности судебного решения и не может служить основанием для его отмены, равно как и для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

Ссылка Соболева А.А. на имеющиеся в решении судьи первой инстанции опечатки законность данного акта под сомнение также не ставит, так как исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в решении, принятом по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном ст. 29.12.1 КоАП РФ. При этом допущенные в решении от 13.07.2020 г. опечатки исправлены определением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 20.08.2020 г. (л.д. 241 - 242).

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 13 июля 2020 года, принятое по жалобе на постановление заместителя начальника отдела контроля в сфере государственных закупок министерства финансов Кировской области Шиляевой Т.Г. от 27 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача КОГБУЗ «Кировская клиническая больница № 7 им. В.И. Юрловой» Соболева Александра Анатольевича, оставить без изменения, а жалобу Соболева А.А. - без удовлетворения.

Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев