ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-310(143 от 19.04.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Шестакова О.Н. Дело № 77-310(143)/2022

Р Е Ш Е Н И Е

19 апреля 2022 года г. Омск

Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Калачинскому району Полтавского Д.В. на постановление судьи Калачинского городского суда Омской области от 28 февраля 2022 года, которым постановлено:

«Производство по делу в отношении администрации Калачинского муниципального района Омской области по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения»,

установил:

согласно протоколу об административном правонарушении от 08 февраля 2022 года, составленному государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Калачинскому району, на улично-дорожной сети г. Калачинска Омской области по <...> области допущено нарушение требований п. 13 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, выразившееся в том, что на момент проверки 24 января 2022 года в 14 час. 35 мин. на вышеуказанных улицах имеются недостатки в виде зимней скользкости (снежного наката), формирование снежных валов на проезжей части, что не соответствует требованиям п. 8.1, 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 г. «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения методы контроля».

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации Калачинского муниципального района Омской области и другие материалы были направлены на рассмотрение в Калачинский городской суд Омской области.

Судьей городского суда вынесено изложенное выше постановление.

В жалобе врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Калачинскому району Полтавский Д.В. просит проверить законность и обоснованность решения судьи городского суда, признать в действиях юридического лица наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Ссылается, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения явились следствием непринятия со стороны администрации Калачинского муниципального района Омской области надлежащих мер по устранению недостатков содержания дорог, при этом в материалах дела имеются доказательства наличия снежного наката (снежные валы) на проезжей части обследуемых улиц г. Калачинска Омской области 24 января 2022 года. Отмечает, что доказательств исполнения пунктов муниципального контракта № 41 от 28 декабря 2021 года, регламентирующих качество и порядок приемки выполненных работ, администрацией Калачинского муниципального района Омской области в материалы дела не представлены. Отмечает, что наличие зимней скользкости в виде снежного наката на обследуемых улицах г. Калачинска Омской области усматривается из представленных фотоматериалов, при этом фотокамера не подлежит обязательной поверке, так как не является средством измерения и фиксирует фактическое положение объектов и условий на местности.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также статье 47 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

При этом, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Обеспечение осуществления дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог может выражаться, в том числе в заключении органами, осуществляющими содержание автомобильных дорог, соответствующих гражданско-правовых договоров со специализированными организациями, несущими в этом случае обязанность по содержанию таких автомобильных дорог в силу возникновения гражданско-правовых отношений.

В целях реализации указанных полномочий и решения вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения, а также обеспечения безопасности дорожного движения, администрацией Калачинского городского поселения Калачинского района Омской области создано МКУ «Городское хозяйство» Калачинского городского поселения Калчинского района Омской области, действующее на основании Устава учреждения, утвержденного постановлением Главы Калачинского городского поселения от 16 ноября 2011 года № 161-п.

Согласно п. 1.6 Устава учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, самостоятельным балансом, лицевым счетом, открытым в отделении казначейства, обладает печатью со своим полным наименованием.

В соответствии с Уставом учреждения на него возложена в том числе организация ремонтно-строительных работ и работ по содержанию дорог улично-дорожной сети. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Калачинского городского поселения.

Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, 28 декабря 2021 года между МКУ «Городское хозяйство» Калачинского городского поселения Омской области и ООО «Управление механизации -10» заключен муниципальный контракт № 41, в соответствии с которым ООО «УМ-10» обязуется выполнить работы по содержанию и уборке автомобильных дорог в г. Калачинске, в том числе и ул. Больничная, ул. Семашко, ул. Кирова, ул. Пролетарская, ул. Калинина. Срок выполнения работ установлен с 01 января по 31 декабря 2022 года.

В соответствии с п. п. 4 и 5 технического задания в состав работ по содержанию и уборке автомобильных дорог в г. Калачинске входит механизированная снегоочистка дорог от снега до твердого покрытия, расчистка дорого от снежных заносов, уборка снежных отвалов перекрестков автомобильных дорог, остановок общественного транспорта и площадок накопления ТКО, обработка антигололедным материалом перекрестков дорог первоочередной очистки, пешеходных переходов и путепроводов. Подрядчик обязан обеспечить бесперебойное и безопасное движение транспорта по закрепленным за ним участкам в соответствии с требованиями, в том числе и ГОСТ Р 50597-2017 г. При этом пунктом 6 технического задания установлено, что выход дорожной техники на линию должен осуществляться своевременно, по заявке МКУ «Городское хозяйство».

Кроме того, 31 декабря 2021 года между МКУ «Городское хозяйство» Калачинского городского поселения Омской области и ООО «ДИНАСТИЯ» был заключен муниципальный контракт № 42, в соответствии с которым общество обязуется выполнить работы по содержанию автобусных остановок и мест общего пользования в г. Калачинске. Срок выполнения работ установлен с 01 января по 31 декабря 2022 года.

В соответствии с п. 2.2 технического задания содержание в зимний период включает в себя очистку остановок общественного транспорта от снега (по заявке МКУ «Городское хозяйство») и обработку антигололедными материалами остановочных павильонов (по заявке МКУ «Городское хозяйство»).

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении правовое значение имеет и подлежит установлению принятие всеми обязанными к надлежащему осуществлению дорожной деятельности лицами мер, в том числе по соблюдению установленных Национальными стандартами требований и правил при эксплуатации и содержании дорог.

Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно положениям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Таким образом, исходя из смысла и содержания приведенных положений КоАП РФ, административный орган обязан доказать не только сам факт совершения административного правонарушения, но и виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Прекращая производство по делу, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях администрации Калачинского муниципального района Омской области состава административного правонарушения, так как на момент обнаружения нарушений требований к эксплуатационному состоянию дорог 24 января 2022 года ответственными лицами по обеспечению безопасности дорожного движения, ремонту и содержанию дорог, в том числе по <...>, в силу муниципальных контрактов являлись ООО «Управление механизации – 10» и ООО «Династия».

С учетом оценки представленных в материалы настоящего дела доказательств в соотношении с вышеуказанными положениями закона, необходимо отметить, что поскольку реализация полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения администрацией Калачинского муниципального района Омской области возложена на МКУ «Дорожное хозяйство» привлечение администрации к ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ является необоснованным.

Несогласие должностного лица, составившего протокол, с приведенной судьей оценкой, которая дана всем представленным доказательствам, и выводами судьи, положенными в основу постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, а также тот факт, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей городского суда не допущено существенных (фундаментальных) процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, жалоба должностного лица административного органа удовлетворению не подлежит.

Оснований для отмены постановления судьи городского суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Калачинского городского суда Омской области от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Калачинскому району Полтавского Д.В. - без удовлетворения.

Судья В.В. Круглов