ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-332(260 от 21.05.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Ефремова И.В. Дело № 77-332(260)/2019

РЕШЕНИЕ

21 мая 2019 г. г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Х.А.В. на решение судьи Советского районного суда г. Омска от 08 апреля 2019 г., которым постановлено:

«Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Х.А.В. за №№ <...> от 23.11.2018 года, которым АО «Газпромнефть-Омский НПЗ», ИНН № <...>, КПП № <...>, ОГРН № <...>, юридический и фактический адрес: 644040, г.Омск, <...>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 400000 (Четыреста тысяч) рублей, отменить, а жалобу представителя по доверенности АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» В.Г.В. – удовлетворить.

Производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу от 23 ноября 2018 г., АО «Газпромнефть-ОНПЗ» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Как следует из постановления, 26, 27 и 28 сентября 2018 г. в рамках плановой выездной проверки, проводимой на основании приказа Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 07 сентября 2018 г. за № 1504 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» от 17 октября 2018 г. за № 1833 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки юридического лица, произведен натурный осмотр территории земельного участка с кадастровым номером № <...>, на котором расположено гидротехническое сооружение буферного пруда (далее - ГТС).

В ходе осмотра территории земельного участка, на котором расположены Буферные пруды было установлено следующее:

Территория земельного участка не имеет ограждения по периметру, осмотром не представляется возможным определить границы буферного пруда.

С восточной стороны Пруда установлены факты проведения земляных работ на площади около 30 кв. м, а именно произведена распашка земель.

Также обнаружены два котлована (ямы), расположенные параллельно Пруда. Между выявленными котлованами проложены трубы, имеющие выход в тело обоих котлованов. Оба котлована заполнены мутной жидкостью. На прилегающей территории к котлованам имеются признаки загрязнения земель нефтепродуктами.

Территория обследуемого земельного участка носит неоднородный характер, характеризуется множественными трещинами, выбоинами, развалами, оврагами, а также траншеями, имеющие, как антропогенный, так и природный характер.

В ложе секции Буферного пруда с южной стороны расположена мутная жидкость с нефтяными пятнами и образованиями.

На территории обследуемого участка локальными местами произрастает травянистая и кустарниковая растительность. На границах участка произрастает древесная растительность. В ходе обследования участка присутствовал характерный для нефтепродуктов запах.

Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 29 октября 2018 г. за № 21 установлено следующее:

- земельный участок территории ГТС буферного пруда представляет собой неоднородную поверхность с траншеями, трещинами, овражно-блочными углублениями, представлен техногенным рельефом.

- с восточной стороны земельного участка территории ГТС буферного пруда выполнены земляные работы (проведена распашка)

- верхний горизонт земельного участка, где располагаются буферные пруды, лишен плодородного слоя, местами отмечены участки локального произрастания травянистой и кустарниковой растительности.

- отмечены кучи грунта, смешанные с разложившимися растительными остатками, примыкающие в место расположения мутной жидкости с нефтяными пятнами и характерным запахом для нефтепродуктов.

- с южной стороны территория ГТС буферного пруда характеризуется множественными трещинами и признаками загрязнения земель нефтепродуктами.

-эрозийные процессы не выявлены.

В ходе обследования на земельном участке в двух местах отобраны по две объединенные пробы для исследования на содержание нефтепродуктов и по одной пробе на содержание органического вещества. Место отбора объединенной пробы (из пяти точечных проб) № № <...> представляет собой непрочно-ореховатый горизонт темно-бурого цвета с ржаво-сизым оттенком. Объединенная проба № № <...> представляет собой комковатый горизонт серо-бурого цвета с включениями щебня. В двух точечных пробах объединенной пробы № № <...> верхний горизонт также комковатый, серо-бурого цвета с включениями до глубины 15-18 см, ниже идет липкий маслянистый горизонт черного цвета с запахом бензина.

Все замеры произведены экспертом рулеткой металлической 5м №3, копия сертификата о калибровки № № <...>.

Результаты испытаний качества почв проведенных аналитической службой филиала «ЦЛАТИ по Омской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» - г. Омск показали:

- содержание нефтепродуктов в пробе № № <...> на территории земельного участка ГТС Буферного пруда на глубине 0-5 см составляет (44±11).102, что составляет высокому уровню загрязнения (4 уровень) на глубине 5-20 см - (15±4).102, что соответствует низкому уровню загрязнения (2 уровень), согласно п. 3.4 Порядка определения размеров ущерба;

- содержание нефтепродуктов в пробе № № <...> на территории земельного участка ГТС буферного пруда на глубине 0-5 см. составляет (18±5).103 на глубине 5-20 см - (99±25).102, что соответствует очень высокому уровню загрязнения (5 уровень), согласно п. 3.4 Порядка определения размеров ущерба.

В экспертном заключении по результатам сопровождения в раках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 29 октября 2018 г. № № <...> представлены выводы:

1. На земельном участке с кадастровым номером № <...> земель, подверженных водной и ветровой эрозии, не установлено.

2. Установлено загрязнение земель нефтепродуктами от низкого уровня загрязнения (2 уровень) до очень высокого уровня загрязнения (5 уровень) на земельном участке с кадастровым номером № <...> (буферные пруды), категория земель - земли населенных пунктов.

3. Вследствие загрязнения земель нефтепродуктами на земельном участке с кадастровым номером № <...> происходит негативное воздействие на окружающую среду, ухудшающую качественное состояние земель.

Невыполнение возложенных на собственника земельного участка в соответствии со ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятий привело к загрязнению земель нефтепродуктами от низкого уровня загрязнения (2 уровень) до очень высокого уровня загрязнения (5 уровень) на земельном участке с кадастровым номером № <...> (буферные пруды) категории земель – земли населенных пунктов, вследствие чего произошло ухудшение качественного состояния земель. При этом документов, подтверждающих проведение мероприятий по защите земель от негативного воздействия, не представлено. Сведений о проведении мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности в Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу не поступало.

Защитник АО «Газпромнефть-ОНПЗ» В.Г.В. обжаловал постановление в Советский районный суд г. Омска.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Х.А.В. просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что АО «Газпромнефть-ОНПЗ» является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, и на общество возложены полномочия по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Соответствующие мероприятия обществом не проводились, поэтому АО «Газпромнефть-ОНПЗ» правомерно было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. При этом административный орган не должен был указывать, какие именно мероприятия должны выполняться обществом. Ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером № <...> имеет площадь 166,76 га, в то время как общая площадь Буферного пруда составляет 116 га, в связи с чем, на территории, не занятой непосредственно ГТС Буферный пруд обществом должны выполняться установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель от негативного воздействия, вне зависимости от того, что весь земельный участок предоставлен под размещение Буферного пруда. Отбор проб на земельном участке был произведен на территории, не занятой непосредственно ГТС Буферный пруд, при использовании оборудования, которое является геодезическим и могло использоваться при определении места отбора проб. Полагает, что суд неправильно истолковал закон, доказательствам по делу дал неверную оценку, не выяснил все юридически значимые обстоятельства.

В возражениях защитник АО «Газпромнефть-ОНПЗ» В.Г.В. просит оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на ее необоснованность.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав Х.А.В., представителя Департамента Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу Т.А.Ю., поддержавших доводы жалобы, защитников АО «Газпромнефть-ОНПЗ» В.Г.В., Ш.А.П., К.С.В., возразивших против доводов жалобы, оснований для отмены решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ наступает за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно положениям статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

Как следует из материалов дела, что с 24 сентября по 19 октября 2018 г. на основании приказов Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 07 сентября 2018 г. за № 1504 «О проведении плановой выездной проверки юридического лица» и от 17 октября 2018 г. за № 1833 «О продлении срока проведения плановой выездной проверки юридического лица» была проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Газпрромнефть-ОНПЗ», по результатам которой составлен акт проверки от 19 ноября 2018 г., протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении АО «Газпрромнефть-ОНПЗ».

Согласно протоколу об административном правонарушении, АО «Газпрромнефть-ОНПЗ» вменено невыполнение возложенных на собственника земельного участка в соответствии с требованиями ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятий, что привело к загрязнению земель земель нефтепродуктами от низкого уровня загрязнения (2 уровень) до очень высокого уровня загрязнения (5 уровень) на земельном участке с кадастровым номером № <...>, вследствие чего произошло ухудшение качественного состояния земли. При этом документов, подтверждающих проведение мероприятий по защите земель от негативного воздействия, не представлено. Сведений о проведении мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности в Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу не поступало.

Между тем, из материалов дела усматривается, что в границах земельного участка с кадастровым номером № <...> расположено действующее эксплуатируемое ГТС Буферный пруд, входящее в состав очистных сооружений предприятия. Данный земельный участок принадлежит на праве собственности АО «Газпрромнефть-ОНПЗ», относится к категории - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения промышленных объектов. По документу: занимаемое буферными прудами.

ГТС Буферный пруд находится в Советском административном округе г. Омска на правом берегу реки Иртыш, на расстоянии 900 метров от берега, в 1813 км от устья, северо-западнее Омского нефтеперерабатывающего завода и представляет собой бывшую старицу. ГТС располагается на расстоянии 500 м от поселка Новоалександровке с севера и 900 м от поселка Николаевка с юга.

Площадь водосбора ГТС совпадает с площадями его секций, ограниченных бровкой верховых откосов и составляет 116 га. Длина буферного пруда составляет 2 900 м, ширина секций изменятся от 250,0 м до 500,0 м в зависимости от объема заполнения секций. При этом максимальный объем заполнения не может превышать 2,8 млн. м3.

ГТС Буферный пруд не располагается на водном объеме и не находится в каскаде с другими ГТС.

В состав буферного пруда входит:

-секция № 1

-секция № 2а,

-секция 2

-ограждающие дамбы II и IV

-разделительные дамбы II и III

-водоводы,

-насосная станция тит.8611

Вдоль левого берега буферного пруда сформирована ограждающая дамба, служащая для перехвата поверхностного стока с прилегающей территории. Отметки по гребню ограждающей дамбы изменяются в пределах 80,01-82,62 м. Вдоль правого берега поверхностный сток перехватываемым дамбой автодороги до п. Ново-Александровка. Отметки по полотну автодороги изменяются 85,56-90,16 м. Отметки поверхности между подошвой насыпи автодороги и урезом, изменяются в пределах 76,64-88,49 м. С южной стороны поверхностный сток перехватывается дамбой 1.

Секции № 1 и № 2а буферной емкости предназначены, для регулирования расходов стоков в период весеннего половодья, а также при выпадении большого количества осадков для задержания части объема воды с целью обеспечения равномерной подачи сточных вод на очистные сооружения ОАО «ОмскВодоканал», а также для сбора и откачки уловленной нефтеэмульсии. Секция № 2 для дополнительной очистки сточных вод АО «Газпромнефть-ОНПЗ», а также для сбора и откачки уловленной нефтеэмульсии.

При проведении проверки на территории земельного участка с кадастровым номером № <...> в двух местах были отобраны объединенные пробы почвы для исследования.

Замеры были произведены экспертом рулеткой измерительной металлической 5 м № 3 при использовании GPS Приемник навигационный GPSМАР 64st Garmin (сертификат к калибровке № 120960), который без определения каких-либо количественных показателей мог использоваться для определения точек местоположения участков, в том числе, где были взяты пробы почвы.

Вместе с тем, в протоколах испытаний почвы № № <...> и № № <...> и заключений по результатам проведения лабораторных исследований, измерений указано место отбора: Территория (ложе) ГТС буферного пруда АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

Из заключения АО «Омская геологоразведочная экспедиция» о проведении топогеодезических и картографических работах на территории земельного участка с кадастровым номером № <...> следует, что места отбора объеденных проб, зафиксированные в Протоколах отбора проб ЦЛАТИ по Омской области от 10.10.2018 г. за № № <...> (точки № 1-5) и от 10.10.2018 г. за № № <...> (точки № 1-5), расположены на расстоянии от 370,0 м до 400,0 м от границы ограждающей дамбы с западной стороны секции № 1 ГТС буферного пруда очистных сооружений комплекса ОС (цеха № 44) АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в направление восточной границы земельного участка с кадастровым номером № <...>. Места отбора объеденных проб, зафиксированные в Протоколах отбора проб ЦЛАТИ по Омской области от 10.10.2018 г. за № № <...> (точки 1-5) и от 10.10.2018 г. за № № <...> (точки № 1-5), расположены в границах секции № 1 (от 250,0 м до 500,0 м) ГТС буферного пруда очистных сооружений комплекса ОС (цеха № 44 АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

Согласно заключению государственной экологической экспертизы от 24 июля 2018 г. за № 281 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, основным содержимым секций буферного пруда являются нефтесодержащие донные отложения.

В названной связи доводы жалобы о том, что отбор проб на земельном участке был произведен на территории, не занятой непосредственно ГТС Буферный пруд, не могут быть приняты во внимание.

Пробы почвы за пределами территории ложа ГТС Буферный пруд при проведении данной проверки не отбирались, и доводы жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером № <...> имеет большую площадь, чем общая площадь Буферного пруда, также не могут повлечь отмену решения по результатам рассмотрения жалобы.

При этом из материалов дела усматривается, что нарушений использования земельного участка не по целевому назначению и разрешенным использованием не имеется, на земельном участке с кадастровым номером № <...>, земель, подверженных водной и ветровой эрозии, не установлено. Распашка земель произведена в исполнении приказа от 27 марта 2018 г. за № 335-П «Об усилении мер пожарной безопасности на объектах АО «Газпромнефть-ОНПЗ». Котлованы (ямы) расположенные параллельно пруда, содержащие мутную жидкость с нефтяными пятнами и образованиями - являются частью секции № 1 ГТС Буферный пруд и расположены в границах 500-метровой зоны ГТС. Содержанием указанных ям являются нефтесодержащие донные отложения, подлежащие переработке в полезную продукцию методом биоремедиации. Трубы, имеющие вывод в тело обоих котлованов, являются обводным коллектором, который необходим для регулирования расходов стоков, поступивших на очистные сооружения ОАО «Омск Водоканал».

Из выводов экспертного заключения от 29 октября 2018 г. следует, что плодородный слой почвы на территории земельного участка с кадастровым номером № <...>, где располагаются буферные пруды, отсутствует.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 апреля 2019 г. оставлено без изменения решение Советского районного суда г. Омска от 10 июля 2017 г. в части отказа в иске Департаменту Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу, в котором заявлялось обязать АО «Газпромнефть-ОНПЗ» провести рекультивацию земельного участка площадью 166,76 га (буферный пруд, а также загрязненные размещением нефтесодержащих отходов земли).

При указанном выше вменении юридическому лицу обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в материалах дела не нашло своего подтверждения, что АО «Газпромнефть-ОНПЗ» было допущено загрязнение земель нефтепродуктами от низкого уровня загрязнения (2 уровень) до очень высокого уровня загрязнения (5 уровень) на земельном участке с кадастровым номером № <...>.

Учитывая изложенное, вывод судьи районного суда о том, что не имеется доказательств, подтверждающих наличие в действиях (бездействии) АО «Газпромнефть-ОНПЗ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, является правильным.

При таких обстоятельствах жалоба государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Х.А.В. подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Советского районного суда г. Омска от 08 апреля 2019 г. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу Х.А.В. - без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов