ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-339(216 от 23.06.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Карев Е.П. Дело № 77-339(216)/2020

Р Е Ш Е Н И Е

23 июня 2020 года г. Омск

Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:

«Постановление административной комиссии Советского АО г. Омска от <...>№ <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 1 ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения»,

установил:

постановлением административной комиссии Советского АО г. Омска от <...> нотариус ФИО1 привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 32 Закона Омской области от 24 июля 2006 года № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях» с назначением наказания в виде предупреждения.

ФИО1 признана виновной в том, что, в нарушение требований п. 3 ст. 211, ст. 258.1 Решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» по состоянию на <...> в 11 час. 09 мин. мин. не оформлены акты работ, выполненных без ордера на производство работ по размещению знаково-информационных систем «Нотариус», на фасаде помещения, расположенного на первом этаже жилого <...>, в специально уполномоченном структурном подразделении Администрации г. Омска.

ФИО1 обжаловала постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе ФИО1 просит решение судьи и постановление административного органа отменить. Не соглашается с выводом суда о том, что она является должностным лицом и, как следствие, субъектом вмененного правонарушения, так как не подпадает ни под один из признаков и определения должностного лица, указанных в ст. 2.4 КоАП РФ. Ссылается, что о времени и месте судебного заседания извещена не была.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

Решением Омского городского Совета от 25 июля 2013 г. № 45 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска (далее – Правила благоустройства).

Статьей 211 Правил благоустройства предписывается, что на основании ордера на производство работ, выданного специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска в соответствии с настоящим Решением, осуществляются работы, не требующие проведения земляных работ и связанные с размещением (установкой) на земельных участках, зданиях, сооружениях, киосках, павильонах, остановочных навесах рекламных конструкций и знаково-информационных систем.

Положениями ст. 258.1 Правил благоустройства установлено, что в случае проведения работ, предусмотренных пунктами 5, 8, 10, 12 статьи 176, пунктами 2, 3 статьи 211 настоящего Решения, без получения в установленном порядке ордера на производство работ заказчик обязан оформить в специально уполномоченном структурном подразделении Администрации города Омска акт работ, выполненных без ордера, на производство работ, либо демонтировать размещенный объект за свой счет с полным восстановлением элементов благоустройства, нарушенных в результате производства указанных работ.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления Омской области правил, норм, требований по обеспечению чистоты и порядка на территориях общего пользования муниципальных образований Омской области, а также правил содержания объектов, расположенных на указанных территориях, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается: протоколом об административном правонарушении; объяснением специалиста, составившим указанный протокол; фотоматериалами; справкой о том, что ордер и акт работ не оформлялись, оцененными в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Представленные доказательства, являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по п. 1 ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.

Довод подателя жалобы о том, что она не является должностным лицом, так как не подпадает ни под один из признаков и определения должностного лица, указанных в ст. 2.4 КоАП РФ, подлежит отклонению.

Оценивая доводы жалобы о том, что нотариус не относится к должностным лицам, в связи с чем ФИО1 не подлежит административной ответственности, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Статьей 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрено, что нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников.

В соответствии с абз. 3 ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, наделение нотариуса полномочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальными органами на конкурсной основе из числа лиц, сдавших квалификационный экзамен. Порядок проведения конкурса определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Нотариус имеет право истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий (ст. ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Согласно ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус обязан информировать граждан и юридических лиц о своем месте нахождения и режиме работы, в том числе посредством размещения при входе в здание или помещение нотариальной конторы вывески, указателей, а также посредством (при наличии) сайта нотариуса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вывеска и указатели должны иметь наименование "нотариус" или "нотариальная контора", а также могут содержать информацию о режиме работы и контактных телефонах.

Стандарты оформления (макет) вывески и указателей при входе в здание или помещение нотариальной конторы, их предельные размеры и размещаемая на них информация должны соответствовать требованиям, установленным нотариальной палатой субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, и положению, утвержденному Федеральной нотариальной палатой и содержащему стандарты оформления (макет) вывески и указателей при входе в здание или помещение нотариальной конторы, их предельные размеры и перечень размещаемой на них информации.

Таким образом, нотариус является лицом, осуществляющим публично-правовые функции от имени государства.

Из примечания к статье 2.4 КоАП РФ следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Исходя из толкования указанной статьи, а также тех обстоятельств, что ФИО1 осуществляет организационно-распорядительные и публично-правовые функции, включая функции представителя власти, поскольку результат ее деятельности обязателен к исполнению, кроме того, деятельность, связанная с осуществлением работ по размещению знаково-информационных систем также возложена на ФИО1, она подлежит административной ответственности по п. 1 ст. 32 Закона Омской области от 24 июля 2006 года № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях» как должностное лицо.

Все приведенные в жалобе доводы были проверены судьей районного суда и получили надлежащую оценку в решении суда.

Несогласие с оценкой суда основано на неверном толковании норм материального права и не может служить основанием к отмене решения суда и постановления административного органа.

Правонарушение правильно квалифицировано по п. 1 ст. 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, административное наказание назначено в соответствии с санкцией указанной статьи.

На основании вышеизложенного, оснований для отмены решения суда и постановления административного органа не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от 16 марта 2020 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья В.В. Круглов