ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-34 от 16.05.2012 Томского областного суда (Томская область)

                                                                                    Томский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Томский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Родионова Н.В. № 77-34/2012РЕШЕНИЕ   16 мая 2012 г. г. Томск

Судья Томского областного суда Миркина Е.И., рассмотрев дело по жалобе защитника ОАО «Томскнефть» ВНК Захарова М.А. на постановление судьи Стрежевского городского суда Томской области от 04.04.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Стрежевского городского суда Томской области от 04.04.2012 ОАО «Томскнефть» ВНК привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что на момент проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах при приобретении, хранении и использовании прекурсоров наркотических средств 28.02.2012 в 10 час. 30 мин. в химико-аналитической лаборатории № 1 ОАО «Томскнефть» ВНК, которая приобретает, хранит и использует следующие прекурсоры: ацетон концентрации 60 % и более, перманганат калия концентрации 45 % или более, серную кислоту, исключая ее соли концентрации 45 % и более, соляную кислоту, исключая ее соли концентрации 15 % или более, толуол концентрации 70 % или более, уксусную кислоту, исключая ее соли концентрации 80 % или более; журналы регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, по форме, установленной постановлением Правительства № 419 от 09.06.2010, велись с нарушением правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. В частности, исправления в журнале регистрации операций с ацетоном, в журнале операций с толуолом от 2011 г. не заверены подписью лица, ответственного за ведение вышеупомянутых журналов; журнал регистрации операций по движению ацетона в 2011 г. прошит, но не заверен печатью юридического лица; в журнале регистрации по движению толуола за 2011 г. не почерканы страницы, начиная с 149 по 199, несмотря на то, что они не заполнялись и не использовались.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ОАО «Томскнефть» ВНК ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование требований жалобы указал, что в ходе проверки был установлен факт нарушения правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. Однако данные нарушения не являются нарушением правил учета прекурсоров, т.к. не влекут и не могут повлечь за собой несанкционированное изменение количества прекурсоров, ослабление контроля за прекурсорами, искажение сведений об операциях с прекурсорами. Наличие незаверенных исправлений в датах операций в журналах операций с ацетоном и толуолом за 2011 г. не повлекло за собой нарушение правил учета. Проведенная прокуратурой проверка не выявила наличия расхождений между фактическим движением прекурсоров и отражением такого движения в журналах регистрации, в т.ч. с учетом исправлений в этих журналах. Таким образом, выводы о нарушении ОАО «Томскнефть» ВНК правил учета прекурсоров основаны на неверном толковании норм права. В связи с этим в действиях ОАО «Томскнефть» ВНК отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ. Кроме того, ОАО «Томскнефть» ВНК подлежит освобождению от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, поскольку прекурсоры, которые использует в своей производственной деятельности ОАО «Томскнефть» ВНК, указаны в таблице III списка IV, в отношении них предусмотрен более облегченный уровень контроля, они имеют большое распространение в промышленности и в быту, их можно приобрести в свободной розничной продаже. Все нарушения были устранены в течение одного часа после проверки, характер нарушений не являлся злостным, не были созданы угрозы жизни и здоровью населения, не был причинен вред общественным и государственным интересам, также отсутствуют негативные последствия нарушений, в том числе не был утрачен контроль за движением прекурсоров.

В судебном заседании защитник ОАО «Томскнефть» ВНК ФИО2 жалобу поддержала по указанным выше доводам.

Представитель прокуратуры Миронов Е.А. возражал против удовлетворения жалобы.

Заслушав явившихся лиц, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела­­­ об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что постановление судьи Стрежевского городского суда Томской области от 04.04.2012 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 6.16 КоАП РФ нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.

Преамбулой Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

В соответствии со ст. 2 названного выше Закона наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в списки. Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 утвержден перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 ацетон (2-пропанон) концентрация 60 процентов или более и толуол 70 процентов или более включены в таблицу III прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля, списка прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV).

Согласно п.п. 1, 4, 12, 13 ст. 30 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся: установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации. В случаях нарушения правил оборота прекурсоров юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или лицом, имеющим допуск к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом" утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

Пунктом 1 данных правил определено, что настоящие Правила устанавливают порядок ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 (далее соответственно - прекурсоры, перечень), по форме согласно приложению.

Согласно п.п. 2-5 Правил при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется количество прекурсоров (далее - операции), подлежат занесению в специальный журнал регистрации операций (далее - журнал). Регистрация операций ведется по каждому наименованию прекурсора на отдельном развернутом листе журнала или в отдельном журнале. Журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. Руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов.

Согласно п. 6 Правил записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) в хронологическом порядке непосредственно после каждой операции (по каждому наименованию прекурсора) на основании документов, подтверждающих совершение операции.

В соответствии с п. 7 Правил положение пункта 6 настоящих Правил не распространяется на случаи регистрации операций по отпуску, реализации, приобретению или использованию в том числе ацетона (2-пропанон) в концентрации 60 процентов или более, толуола в концентрации 70 процентов или более. При этом запись в журнале о суммарном количестве отпущенных, реализованных, приобретенных или использованных указанных веществ производится ежемесячно и документального подтверждения совершения каждой операции не требуется.

Согласно п.п. 9-11, 13 Правил нумерация записей в журналах по каждому наименованию прекурсора осуществляется в пределах календарного года в порядке возрастания номеров. Нумерация записей в новых журналах начинается с номера, следующего за последним номером в заполненных журналах. Не использованные в текущем календарном году страницы журналов прочеркиваются и не используются в следующем календарном году. Запись в журналах каждой проведенной операции заверяется подписью лица, ответственного за их ведение и хранение, с указанием фамилии и инициалов. Исправления в журналах заверяются подписью лица, ответственного за их ведение и хранение. Подчистки и незаверенные исправления в журналах не допускаются. Заполненные журналы вместе с документами, подтверждающими осуществление операций, хранятся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 10 лет после внесения в них последней записи. По истечении указанного срока журналы подлежат уничтожению по акту, утверждаемому руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.

В ходе судебного разбирательства нашел полное подтверждение факт нарушения ОАО «Томскнефть» ВНК указанных требований, а именно то, что на момент проведения прокуратурой проверки исполнения законодательства о наркотических средствах и психотропных веществах при приобретении, хранении и использовании прекурсоров наркотических средств 28.02.2012 в 10 час. 30 мин. в химико-аналитической лаборатории № 1 ОАО «Томскнефть» ВНК, которая приобретает, хранит и использует следующие прекурсоры: ацетон концентрации 60 % и более, перманганат калия концентрации 45 % или более, серную кислоту, исключая ее соли концентрации 45 % и более, соляную кислоту, исключая ее соли концентрации 15 % или более, толуол концентрации 70 % или более, уксусную кислоту, исключая ее соли концентрации 80 % или более; журналы регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, по форме, установленной постановлением Правительства № 419 от 09.06.2010, велись с нарушением правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. В частности, исправления в журнале регистрации операций с ацетоном, в журнале операций с толуолом от 2011 г. не заверены подписью лица, ответственного за ведение вышеупомянутых журналов; журнал регистрации операций по движению ацетона в 2011 г. прошит, но не заверен печатью юридического лица; в журнале регистрации по движению толуола за 2011 г. не почерканы страницы, начиная с 149 по 199, несмотря на то, что они не заполнялись и не использовались.

Данные обстоятельства установлены на основании имеющихся в деле доказательств, в том числе постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.03.2012, копий журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров, наркотических средств и психотропных веществ, приказа от 01.02.2012, инструкции о работе с прекурсорами, распоряжениям от 26.01.2012, объяснений опрошенных по делу лиц, выписки из ЕГРЮЛ от 07.03.2012, акта проверки от 28.02.2012. Собранные по делу доказательства были правильно оценены судьей первой инстанции.

Таким образом, судья обоснованно пришел к выводу о виновности ОАО «Томскнефть» ВНК в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ.

Доводы жалобы защитника ОАО «Томскнефть» ВНК о том, что выявленные в ходе проверки нарушения правил ведения журналов не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ, поскольку не являются нарушением правил учета наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, не основан на нормах закона.

Также является несостоятельным довод жалобы о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, т.к. тяжких последствий от допущенных нарушений не наступило, все выявленные недостатки были устранены через час после их обнаружения, в связи с чем ОАО «Томскнефть» ВНК подлежит освобождению от административной ответственности.

В соответствии с разъяснениями п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Учитывая указанные разъяснения, а также то, что в соответствии с преамбулой Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" ОАО «Томскнефть» ВНК нарушены правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, данные нарушения несут угрозу охране здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, совершенное ОАО «Томскнефть» ВНК деяние нельзя признать малозначительным.

Мера наказания ОАО «Томскнефть» ВНК определена в минимальных пределах санкции ст. 6.16 КоАП РФ и с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Стрежевского городского суда Томской области от 04.04.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.16 КоАП РФ, в отношении ОАО «Томскнефть» ВНК оставить без изменения, жалобу защитника ОАО «Томскнефть» ВНК – без удовлетворения.

Судья Томского областного суда Е.И. Миркина