Председательствующий: Ляшенко Ю.С. Дело № 77-341(218)/2020
Р Е Ш Е Н И Е
07 июля 2020 года г. Омск
Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Кабардиной А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
«Постановление государственного инспектора отдела по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 № 28Х/О-02/юл от <...>, которым Акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № <...>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в сумме 400 000 (Четыреста тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу представителя по доверенности АО «ТГК-11» ФИО1 – без удовлетворения»,
установил:
постановлением государственного инспектора отдела по надзору за предприятиями химического и оборонно-промышленного комплекса и транспортированием опасных веществ Сибирского управления Ростехнадзора от 20 февраля 2020 года акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – АО «ТГК № 11») признано виновным в том, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки выполнения указанным юридическим лицом пунктов 40, 85-87, 90, 93-95, 99, 103, 304, 320, 441, 442, 472, 501, 503, 504, 556-558, 637, ранее выданного должностным лицом Сибирского управления Ростехнадзора предписания от 04 октября 2019 года № 35-3/П-ОЗП-249, сроки для исполнения которого истекли, были выявлены нарушения обязательных требований законодательства РФ, нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в сфере промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, а именно: «Площадка хранения мазутного топлива структурного подразделения «ТЭЦ-3» АО «ТГК-11» рег. №А60-06376-0044: 1. не выполнен п. 99 предписания от 04 октября 2019 года№ 35-3/П-ОЗП-249 - отсутствует заключение экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение «Узел технического учета мазута на мазутных баках № 1, 3, 4, 5» шифр ЗП-4942-АТХ, выполненной ЦИС ОАО ПРП «Омскэнергоремонт» в 2013 году, предусматривающая установку на мазутных баках радиоволновых уравнемеров «БАРС-351.И», «БАРС-352.И», термопреобразователей сопротивления, измерителей плотности мазута и установку видеографического регистратора для обработки данных, отображения и регистрации параметров.
«Площадка подсобного хозяйства ТЭЦ структурного подразделения «ТЭЦ-3» АО «ТГК-11» рег. №А60-06376-0042: 2. не выполнен п. 103 предписания от 04 октября 2019 года № 35-3/П-ОЗП-249, а именно: на мерниках серной кислоты № 1, 2 и щелочи (едкого натра) № 1, 2 химического цеха ОПО «Площадка подсобного хозяйства ТЭЦ структурного подразделения «ТЭЦ-3» АО «ТГК-11» установлены не аттестованные в установленном порядке контрольно-измерительные приборы (уровнемерные стекла).
Указанное является нарушением требований ст. 9, п.п. 8, 9 ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ; п. 2.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 марта 2013 года № 96, зарегистрированного в Минюсте России 16 апреля 2013 года № 28138; п. 145 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года № 559.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, представитель АО «ТГК-11» обжаловал постановление в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенные выше решение.
В жалобе представитель АО «ТГК № 11» ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, постановление должностного лица изменить путем и исключения факта неисполнения пункта 103 предписания от 04 октября 2019 года № 35-3/П-ОЗП-249. Указывает, что из буквального толкования пункта 103 вышеназванного Предписания следует вывод о том, что Ростехнадзор фактически обязывает АО «ТГК-11» осуществлять аттестацию установленных заводом-изготовителем на баках серной кислоты и щелочи в химцехе ТЭЦ-3 уровнемерных стекол, в связи с чем вывод суда о том, что общество обязано исполнить п. 103 Предписания в связи с отсутствием на баках серной кислоты поплавков-ленточных уровнемеров, не основан на законе.
В возражении на жалобу представитель Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 просит в удовлетворении заявленных АО «ТГК-11» требований отказать.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены постановления не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (абз.2); организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (абз.11); обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями (абз.13); выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями (абз.19).
Согласно п. 145 Приказа Ростехнадзора от 21 ноября 2013 года № 559 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов»», не допускается применение контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, не аттестованных в установленном порядке, а также с истекшим сроком поверки.
Согласно п.п. 4.1.3.7., 4.1.4.5. «Постоянного технологического регламента установки производства обессоленной воды» ПТР № 1, утвержденного 15.12.2017 техническим директором СП «ТЭЦ-3» ФИО3, количество кислоты, поданной на проведение регенерации, измеряется по шкале линеек мерников кислоты № 1, 2; количество щелочи, поданной на проведение регенерации, измеряется по шкале линеек мерников щелочи № 1, 2. Наличие серной кислоты в мерниках хранения кислоты № 1, 2 и едкого натра в мерниках хранения едкого натра № 1, 2 проверяется визуально. При этом, на всех указанных мерниках смонтированы стеклянные трубки, сообщающиеся с ними в нижней и в верхней части.
ГОСТ 24802-81 «Приборы для измерения уровня жидкости и сыпучих веществ. Термины и определения» устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения понятий в области приборов для измерения уровня жидкости и сыпучих веществ. Согласно пункту № 2 ГОСТа, уровнемером с визуальным отсчетом является уровнемер, основанный на визуальном измерении высоты уровня жидкости (примечание: высоту уровня жидкости измеряют в стеклянной трубке, сообщающейся с контролируемым сосудом в нижней, а иногда и в верхней части, или же при помощи прозрачной вставки, помещенной в стенке контролируемого сосуда, например, барабанно-парового котла). В силу п. 6 поплавково-ленточный уровнемер является прибором для измерения уровня жидкости.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения специалистами Сибирского управления Ростехнадзора внеплановой выездной проверки АО «ТГК-11», установлено неисполнение ранее выданного предписания от 04 октября 2019 года № 35-3/П-ОЗП-249, сроки для исполнения которого истекли.
Указанные обстоятельства подтверждаются: предписанием, актом проверки, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.
Всем собранным по настоящему делу об административном правонарушении доказательствам была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы были предметом рассмотрения судьи районного суда, мотивированно отклонены ввиду необоснованности.
Доводы заявителя о том, что в п. 103 Предписания Ростехнадзор фактически обязывает общество осуществлять аттестацию установленных заводом-изготовителем на баках серной кислоты и щелочи в химцехе ТЭЦ-3 уровнемерных стекол, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании предписания федерального органа исполнительной власти и выводов судьи районного суда.
Утверждение представителя общества о том, что выполнение п. 103 предписания обусловлено исключительно аттестацией уровнемерных стекол, не вытекает из текста данного пункта, как это пытается представить автор жалобы.
Согласно оспариваемому пункту предписания должностное лицо Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 указывает на отсутствие аттестованных контрольно-измерительных приборов на объекте контроля.
С учетом изложенного общество имело возможность самостоятельно определить способ устранения нарушения, что и вытекает из обязанностей организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Как установлено судьей районного суда, поплавково-ленточные уровнемеры в настоящее время на мерниках серной кислоты № 1 и 2 и щелочи (едкого натра) № 1,2 отсутствуют, (проектной документацией на опасный производственный объект от 1953 года предусмотрены, емкости установлены в 1981 году (л.д. 115-118)). В настоящее время установлены уровнемерные стекла (или стеклянная трубка, или водоуказательные стекла), а также установлены аттестованные, прошедшие поверку средства измерения - линейки нивелирные телескопические RGK TS-3, имеющие действующие свидетельства о поверке.
Согласно положениям статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание выносится уполномоченным органом в случае выявления последним при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований. Предписание должно содержать только законные требования и предусматривать сроки устранения выявленных нарушений.
Таким образом, п. 103 Предписания содержит указания на нарушения требований промышленной безопасности с возложением на АО «ТГК-11» обязанности по организации работ по приведению опасного производственного объекта в соответствие с требованиями федеральных законов, федеральных норм и правил и иных нормативно-правовых актов, а также проектной документации (или, при необходимости, организации внесения изменений в проектную документацию) в указанные в предписании сроки.
Заявитель жалобы какие-либо доказательства в обоснование объективной невозможности исполнения предписания федерального органа исполнительной власти не приводит, следовательно, доводы о возложении на него вышеназванным предписанием незаконных требований безосновательны.
Виду изложенного, вывод судьи районного суда о том, что наличие уровнемерных стекол и установка нивелирных реек на мерниках серной кислоты и щелочи не является исполнением пункта 103 Предписания, поскольку Правила безопасности химически опасных производственных объектов от 21 ноября 2013 года № 559 не допускают применение контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации, не аттестованных в установленном порядке, а также с истекшим сроком поверки, является законным и обоснованным.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Советского районного суда г. Омска от 26 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу представителя акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Круглов